Прокурорский надзор за соблюдением установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях включает в себя соблюдение правил приема, регистрации, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений, сроков проведения проверок и порядок их продления, а также порядка проведения процессуальных действий, необходимых для правильного разрешения поступившего заявления, сообщения.
Объектом же прокурорского надзора, исходя из вышеуказанного предмета, будут являться государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять деятельность по приему, регистрации, рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях, выявлению и расследованию преступлений.
Пределы прокурорского надзора имеют большое теоретическое и практическое значение, так как позволяют точно определить круг полномочий прокурора, а также единство надзорной деятельности. В научной литературе пределы прокурорской проверки определяются как границы должного, возможного и запрещенного поведения прокурора при выборе объекта проведения проверки, применении полномочий, связанных с ее проведением, а также средств прокурорского реагирования. Пределы прокурорского надзора раскрываются соответственно через перечень нормативных правовых актов, за исполнением которых прокурор должен осуществлять надзор, и поднадзорных объектов, а также через объем полномочий прокурора.
В силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ предел прокурорского надзора можно очертить «процессуальной деятельностью» органов предварительного расследования — т. е. прокурор осуществляет надзор только за исполнением поднадзорными органами уголовно-процессуального законодательства, а методическая, организационная и иные виды деятельности органов предварительного расследования и их должностных лиц выходят за рамки прокурорского надзора. Однако, в следующей же части статья 37 УПК РФ содержит исключение из сделанного вывода: так, прокурор уполномочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве отдельных процессуальных действий [1].
Процессуальная самостоятельность следователей и дознавателей гарантирована законом, именно поэтому устанавливаются пределы прокурорского надзора, определяемые статьями УПК РФ, которые условно можно разделить на две группы:
1) статьи, закрепляющие полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве (статья 37 УПК РФ и др.);
2) статьи, которые регламентируют основания и порядок обжалования должностными лицами органов предварительного расследования решений прокурора, его принявшего, вышестоящему прокурору (напр., п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 221 УПК РФ).
Надзорная деятельность прокурора по отношению к органам предварительного расследования носит характер последующей проверки законности принятых процессуальных решений, совершенных следственных и иных действий. В то же время по отношению к органам дознания деятельность прокурора может носить и превентивный характер, в случаях, когда осуществляется проверка законности и обоснованности планируемых к принятию процессуальных решений либо намечаемых к проведению процессуальных действий (например, при даче согласия на обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу).
Таким образом, прокурорский надзор за установленным порядком разрешения заявлений и сообщений о преступлениях — часть надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Цель прокурорского надзора за установленным порядком разрешения заявлений и сообщений о преступлениях состоит в том, чтобы:
1) были зарегистрированы все поступившие заявления и сообщения о преступлениях;
2) соблюдались сроки регистрации и разрешения заявлений и сообщений;
3) соблюдался процессуальный порядок оформления сообщений о преступлениях;
4) принятые решения по поступившим сообщениям были законными и обоснованными;
5) обеспечивались права и законные интересы лиц, в том числе и соблюдение обязательного уведомления заявителей о принятии заявлений;
6) принимались меры к устранению нарушений закона в этой области, причин и условий, способствовавших совершению этих нарушений, привлечению виновных в нарушении закона к установленной законом ответственности.
К нормативным актам, очерчивающим пределы прокурорского надзора, прежде всего относятся Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», приказы Генерального прокурора РФ.
Действенность прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является одним из его ключевых критериев. Так, п. 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [2] обязывает начальников подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур исходя из своей компетенции организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении необходим не только для своевременной защиты прав потерпевших, но и для правильной оценки складывающейся криминогенной обстановки (как в отдельно взятой местности, так и в масштабах страны в целом), а также для принятия соответствующих организационных и оперативно-тактических решений в сфере борьбы с преступностью. Это звучит особенно актуально в контексте модернизации сферы правовой статистики.
В этой связи стоит отметить значимость изменений, внесенных в ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 487. В соответствии с данными поправками, Генеральная прокуратура Российской Федерации наделяется полномочиями осуществлять государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре, проводить федеральное статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами.
С 1 января 2022 г. официальная статистическая информация, полученная в ходе осуществления государственного единого статистического учета, должна размещаться Генеральной прокуратурой Российской Федерации на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных с учетом ограничений, установленных федеральными законами.
Перечень размещаемой интернете официальной статистической информации будет утверждаться Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными.
Для реализации полномочий в указанной сфере по заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики. Центральным элементом данной системы является хранилище всех документов первичного учета в электронном виде. На основе имеющихся данных сформирован единый реестр уголовных дел, обеспечивается возможность объективной оценки хода и результатов их расследования. Главной целью создания системы является обеспечение прозрачности, достоверности и полноты учетных сведений о преступлениях и возможности проследить всю цепочку событий, начиная от сообщения о совершенном преступлении до исполнения судебного решения, исполнения уголовного наказания и снятия судимости.
В целях совершенствования этой работы в настоящее время активно проводится опытная эксплуатация модернизированного специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики в пилотной зоне, в которую вошли несколько десятков прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним иных специализированных прокуратур.
Таким образом, эффективный прокурорский надзор на досудебной стадии уголовного судопроизводства способствует формированию объективных статистических данных, приближая их к адекватному отражению реальной ситуации с преступностью в нашей стране.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.04.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // СПС Консультант Плюс