В статье рассматриваются вопросы использования креативного письма на занятиях по обучению немецкому языку. Описываются основные методы креативного письма.
Ключевые слова: креативное письмо, немецкий язык, методы креативного письма.
Тема формирования навыков письма актуальна по нескольким остальным причинам: повышение базовых требований знаний выпускников школ; внешнее независимое оценивание; на наш взгляд, самое важное — значимость компетенции письма в деловой и повседневной жизни. Зачастую студентам и ученикам школ не интересно выполнять однотипные письменные задания. Чтобы решить эту проблему, необходимо разнообразить формы работы на занятиях. Таким средством может стать креативное письмо, которое не только выполняет учебную функцию, а также занимается воспитанием и развитием познавательных интересов учащихся.
Целью данной статьи является анализ учебного потенциала креативного письма в изучении немецкого языка, изучение преимуществ его использования, определение ценностей написания креативного текста в личностном развитии обучаемого.
При изучении иностранных языков важно развивать все языковые навыки, к которым относится аудирование, чтение, устная речь. Но для письма выделяется особая роль. Наряду с устной речью, письмо является продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого мы можем выражать свои мысли, идей, ответы на услышанное или прочитанное.
Важно понимать, что если недооценивать роль письменной речи в учебном процессе, то это может негативно сказаться на образовании учащихся в целом. Одним из преимуществ письма, например, написание текста, является необходимость обдумывать выбор каждой лексической единицы, временные формы глаголов, знаков пунктуации и другое. Умение вести письменную коммуникацию в разных стилях способствует расширению языкового диапазона, а также оказывает положительное влияние на развитие всех языковых навыков.
Цели занятий оказывают наибольшее влияние на методику формирования навыков письма. На занятиях иностранного языка наиболее активно используется практическое и учебное письмо. Однако креативное письмо следует рассматривать как особый подвид учебного письма.
На уроках немецкого языка часто практикуется написание писем делового и личного характера, аннотаций, резюме и другое, которые относятся к практическому письму. К учебному письму относят: сочинения, изложения, эссе и другие виды робот, связанные с обучением навыков письма. Разница между практическим и учебным письмом в том, что учебное письмо открывает возможности к изложению своих мыслей, использованию творческого потенциала, когда практическое письмо более стандартизировано и подразумевает использование языковых штампов и клише.
На протяжении многих лет обучение навыкам письма ограничивалась диктантами и сочинениями, при составлении которых строго должны были соблюдаться правила их написания. Удовольствие и интерес к происходящему занимает одну из главенствующих ролей, при использовании креативного письма в учебном процессе, потому что во время такого письма повышается мотивация, умение свободно излагать свои мысли, работать со своими собственными и текстам разных жанров.
Начинать использовать креативное письмо целесообразно уже на начальных этапах изучения языка. Как правило, маленькие дети уже готовы экспериментировать с словами, предложениями, сочиняя короткие истории. При такой деятельности именно язык становится «расходным» материалом, из которого мастерят, строят, с которым играют. Учащиеся посредством такого обучения понимаю, что помимо заучивания правил, можно на собственном опыте делать выводы. Отталкиваясь от уровня владения немецким языком, креативное письмо можно использовать в разных видах и формах работы. На начальном этапе обучения можно прибегать к написанию ассоциаграмм, пословиц, коротких рифмовок [2].
Креативное письмо — это вид письма, подразумевающий опору исключительно на собственную фантазию, воображение, жизненный опыт [1]. Чтобы повысить эффективность обучения, мотивацию, развитие творческих ресурсов обучаемых, можно использовать такие виды креативного письма как: написание стихов, песен, рассказов и сказок, пьес и другое.
К другому положительному моменту в использовании креативного письма можно отнести то, что оно не ограничивается обучением иностранного языка, а использует фантазию без ограничений. Причем эта деятельность не ограничивается письмом: на уроках можно использовать картинки и слова для написания иллюстрированных рассказов, комиксов, стихотворений, сочетая слова, изображения и искусство. Для развития межпредметных связей это также окажет положительный эффект. А для дополнительной мотивации можно использовать конкурсы письменных работ, публикации в блоге.
Методы креативного письма
Креативное письмо не ограничивается строго формализованными письменными формами, такими как сообщение, рассказ и другое. Оно соединяет в себе методы и формы пробуждения интереса к собственным письменным высказываниям. Ассоциативные формы рекомендуется применять для сознательной работы на уровне рассудка, а не на уровне фантазий и эмоций, с целью обнаружить неожиданные идеи, создать новые импульсы для письма [3]. Преимуществом их использования является возможность избежать страх «чистого листа» или устранение уже имеющихся блокад письма. По причине того, что креативность не имеет границ, что является следствием множества методов креативного письма, в нашей статье будут рассмотрены только некоторые из них.
Свободные ассоциации
Свободные ассоциации подразумевают написание текста, без намерения контроля написанного с помощью рассудка. Обычно толчком служит какая-то идея, слово или смысловое поле, например «Лето», «Дружба» или «Типично по-немецки». Важно, чтобы во время процесса не было напряжения, а также не нужно концентрироваться. Суть в том, чтобы просто записывать, как можно больше всего, что выдает подсознание, будь то слова, предложения или метафоры [2]. При использовании этого метода рекомендуется заблаговременно устанавливать лимит времени, от трех до максимально десяти минут.
Путешествие в страну фантазии
Путешествие основано на погружении учеников во внутренний мир образов и переживаний. Суть заключается в том, что для начала учащиеся читают вводный текст с приятными картинками или впечатлениями или говорят («Представьте себе, что Вы стоите на берегу моря…») [3]. Затем у каждого из учеников с помощью медитативной визуализации появляются индивидуальные ассоциации, в которых раскрываются их собственные представления, картинки, которые после возвращения в реальность используются в рассказах или стихотворениях.
Письменные игры
Письменные игры могут иметь разный характер. Рассмотрим несколько интересных вариантов. Один из них — какой-то цвет и семь предметов к нему, которые есть в нашем окружении, и написать про это короткую историю. Его предлагает Астрид Кремер [4].
Ингрид Беттхер предлагает написание историй по кругу. Она называет такой вид работы «литературным общением». «В группах по четыре человека каждый пишет по три предложения начала какой-то истории и передает их дальше по часовой стрелке. Тоже происходит по второму и третьему кругу. В четвертом круге историю надо закончить. В пятом — придумать к ней заголовок и прочитать вслух» [1].
Литература:
1. Böttcher, Ingrid (Hrsg.): Kreatives Schreiben. Grundlagen und Methoden. Beispiele für Fächer und Projekte. Schreibecke und Dokumentation / Ingrid Böttcher. — Berlin, 1999.
2. Gay, Marion. Türen zur Fantasie. Kreatives Schreiben im Unterricht mit 100 Schreibspielen / Marion Gay. — Berlin, 2012. — S. 9.
3. Kreatives Schreiben in den Fächern. In: Böttcher, Ingrid (Hrsg.): Kreatives Schreiben. Grundlagen und Methoden. Beispiele für Fächer und Projekte. Schreibecke und Dokumentation. — Berlin, 1999. — S. 47–155.
4. Krömer, Astrid. Was sagt der Tiger? Kinder und Jugendliche lernen KreativesSchreiben / Astrid Krömer. — Berlin, 2006.