Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.10.2022

Статья просмотрена: 1008 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. С. Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики / Н. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 43-49. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95268/ (дата обращения: 16.11.2024).



Настоящая работа посвящена проблемам виолончельной педагогики. Основными задачами статьи являются исследование традиций русской виолончельной школы, выявление основных проблем виолончельной педагогики.

Ключевые слова: виолончельная техника, упражнения.

Русская виолончельная школа по праву считается одной из ведущих в мире. Назову лишь некоторые имена выдающихся педагогов прошлого, чьи традиции бережно сохранялись и распространялись их учениками: К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, Б. Косман, С. М. Козолупов, Г. С. Козолупова, А. А. Брандуков, А. Я. Штриммер, М. И. Ямпольский, М. Л. Ростропович, Н. Н. Шаховская. За прошедший век виолончельное исполнительство совершило большой рывок. Как показывают крупные музыкальные конкурсы уровень подготовки молодых исполнителей на международной арене вырос в значительной степени. Это ставит новые задачи перед педагогами, работающими в средне-специальных и высших музыкальных учебных заведениях, в целях сохранения традиций русской исполнительской школы. Развитие техники по-прежнему является главным вопросом в виолончельной педагогике.

Педагоги музыкальных училищ и высшего учебного звена (далее СПО и ВУЗ) часто сталкиваются с проблемой «одностороннего» развития одарённых детей. Так, например, для учеников с хорошими звуковыми данными в период обучения в ДМШ педагог делает «упор» на кантилену. К сожалению, дальнейшее становление виолончелиста ограничивается скудной технической базой и его творческий потенциал может быть не реализован в полной мере.

Главная проблема, с которой чаще всего сталкивается педагог в работе со студентами колледжей и вузов — слабый или средний уровень технической подготовки студентов. Первые курсы очень важны для студента. Молодой музыкант ориентирован на среду своих сверстников. В этот период включается желание конкурировать, меняется мотивационный спектр, вырабатывается воля к победе, проявляются индивидуальные черты исполнительского стиля. Успешное развитие техники во многом зависит от самостоятельных занятий студента. Важно сформировать правильные профессиональные навыки во время обучения на первых курсах СПО и ВУЗа. Основная задача педагога на этом этапе — научить студента преодолевать технические сложности самостоятельно, ставить перед собой определённые задачи, рационально организовывать игровые движения. Важным условием развития виолончельной техники является комплексный подход, обязательной частью которого являются упражнения. Именно в процессе работы над упражнениями прививаются основные принципы преодоления технических трудностей: вариативность, ритмическая организация игровых движений в медленном темпе.

Методика развития виолончельной техники

Система развития виолончельной техники, представленная далее, используется в педагогической практике профессора РАМ им. Гнесиных В. К. Тонха. Система заключается в сочетании комплекса упражнений, направленных на развитие различных игровых навыков с работой над гаммой.

Умение качественно играть гамму является показателем уровня владения инструментом. Не случайно великие педагоги прошлого уделяли работе над гаммой особое внимание. А. К. Власов говорил: «Гамма содержит в себе все элементы, весь комплекс технических трудностей». Правильный подход к работе над гаммой позволяет в полной мере развить «чувство грифа» и позиционное мышление. Безусловно на разных этапах работы над гаммой перед студентом стоят разные задачи, но целом в работе над гаммами не должно быть компромиссов. В рамках данной статьи рассмотрим основные технические сложности, возникающие у студентов.

Техника переходов: переход осуществляется рукой в позицию, а не пальцем на ноту. Необходимо ощутить целостность движения левой руки во время перехода. «Так, например, К. Г. Мострас и А. И. Ямпольский, исходя из схемы позиционных перемещений левой руки, рекомендовали сначала исключать из пассажа все промежуточные движения пальцев в одной позиции, сохраняя лишь ее крайние точки — первый и последний звуки, входящие в эту позицию» [5.] Палец, на который делается переход, должен быть «крепким», необходимо вырабатывать правильное ощущение нажима на струну. Важным условием в развитии позиционной горизонтальной техники является правильное положение кисти левой руки в позиции ставки. Студенту следует избегать наклона кисти, все пальцы должны располагаться над струной, включая 4 палец. Также, одной из основных проблем для исполнителей на струнно-смычковых инструментах является интонация. Ценность чистого интонирования для скрипачей и виолончелистов заключается не только в самом факте «чистой игры»; качество и острота интонации влияют на звук, его тембровую окраску. Очень важно прививать потребность в чистой интонации с начального этапа обучения. Следует отметить, что на струнных инструментах натуральный строй, т. е. не темперированный: «фа диез» и «соль бемоль» имеют разное гармоническое тяготение и окраску — это разные ноты. Представление об этом развивает остроту слуха и значительно повышает потребность в чистом интонировании . Традиционно гамма исполняется по 4,8,16,28 legato. В процессе занятий очень полезно играть гамму по 5,6,7,9,10,11,12,14 и 15 legato. Различная группировка организует работу левой руки и вырабатывает концентрацию внимания. Переходы со струны на струну происходят в разных частях смычка.

Арпеджио. Ощущение единства движения от первой до последней ноты — основа правильной работы над арпеджио. Важной составляющей работы над арпеджио является развитие гармонического слуха, важно понимать какой тональности принадлежит данный аккорд. Для полноценного овладевания грифом целесообразна следующая аппликатура в первых четырёх аккордах. Порядок исполнения аккордов в данном варианте аппликатуры, меняется: 1. мажорное трезвучие, 2. мажорный квартсекстаккорд, 3. минорный квартсекстаккорд, 4. минорное трезвучие. Таким образом студент овладевает двумя аппликатурными принципами в исполнении разложенных аккордов.

Во время занятий полезно поделить арпеджио на две половины, т. е. учить две нижние и две верхние октавы отдельно.

Двойные ноты безусловно являются технической сложностью для виолончелиста. Чистота интонации, ровность звучания требуют правильного положения левой руки и внимания к качеству звукоизвлечения.

Терции. Наиболее распространённой ошибкой в терциях является неправильная техника переходов в первых двух октавах гаммы. Вместо скользящего перехода по струнам плотно прижатыми пальцами к грифу студент выполняет переход скачкообразно. Также часто в момент перехода неосознанно добавляется portato в правой руке, чтобы скрыть интонационные огрехи. В позициях ставки необходимо соблюдать правильное положение левой руки: все пальцы должны быть над струной. Важно следить за одновременным и «крепким» падением пальцев на гриф и ровностью ведения смычка по двум струнам. Вариант упражнения для одновременного падения пальцев в терциях.

Триольная группировка в данном упражнении помогает ощутить одновременное и крепкое падение первого и третьего пальцев.

Пример 1

На начальном этапе можно играть это упражнение по 3 legato. Затем, по мере закрепления навыка одновременного падения первого и третьего пальцев, по 6 legato.

Сексты. Наибольшую сложность в секстах представляет собой «перестановка» 2 пальца со струны на струну. В первых двух октавах, при движении вверх по звукоряду, рекомендуется ставить 2 палец плоско, большей площадью «подушечки» пальца, в этом случае момент перескока 2-го пальца на нижнюю струну заметно упрощается. В последних двух октавах гаммы важна опора на нижний голос при движении вверх и на верхний голос при движении вниз.

Октавы. Основной трудностью в студенческой практике в исполнении октав является правильное положение кисти и большого пальца. Зачастую это связано со слабостью мышцы большого пальца. Исполнителю важно чувствовать опору на ставку при этом сохраняя куполообразное положение кисти. Третий палец рекомендуется держать закруглённо, легче это сделать в верхних позициях. Наиболее продуктивный способ работы над чистотой интонации в октавах — это исполнение «ломаных» октав с опорой на нижний звук и с опорой на верхний звук, как показано в примере 2

Пример 2

Также полезно играть двойные ноты по 4,6.8 legаto.

Главные требования к исполнению гаммы, арпеджио и двойных нот: интонация, качество, ровность звучания во всех регистрах и позициях.

Упражнения

Основа всех существующих скрипичных и виолончельных школ — это упражнения. Именно упражнения помогают организовать правильные игровые движения, укрепить мышечный аппарат музыканта, развить беглость пальцев левой руки, закрепить штриховые и другие технические навыки.

Одна из проблем при развитии беглости заключается в излишнем движении кисти левой руки в момент падения пальца на струну. Это приводит к потере контроля и чёткости в виртуозных пассажах. При работе над артикуляцией левой руки необходимо вырабатывать свободное падение пальцев на гриф при восходящем движении. При нисходящем важно помнить, что поднятие пальца также является активным импульсом. Упражнения Б.Космана наилучшим образом вырабатывают самостоятельность и изолированность каждого пальца и развивают беглость.

Б.Косман Упражнения для виолончели

Развитая техника левой руки — это не только беглость и безупречная интонация. Владение разными видами вибрации значительно обогащает тембровую палитру виолончелиста. Основные виды вибрации: широкая интенсивная, широкая спокойная, мелкая спокойная, мелкая интенсивная. При работе над определённым видом вибрации следует учитывать необходимость изменения скорости вибрации на разных струнах и в разных позициях. В качестве упражнения предлагается гамма ре-минор в 4 октавы исполняемая с вибрацией . Непрерывная вибрация, передающаяся от пальца к пальцу — показатель свободы левой руки. Также важно следить, чтобы вибрация не останавливалась при смене смычка.

Работа над звукоизвлечением и штрихами

Одной из главных особенностей русской виолончельной школы является красота и глубина звучания инструмента. Природа виолончели — пение. Важно сохранять состояние кантилены и в виртуозных пассажах (гамма, арпеджио). Постановка правой руки — одна из важнейших и сложных задач в виолончельной педагогике. Вне зависимости от уровня владения инструментом виолончелисту необходима ежедневная работа над звуком. Плавная смена смычка, владение разной силой звука, умение пользоваться разной скоростью ведения смычка, распределение веса правой руки в разных частях смычка — все эти навыки требуют постоянного контроля и систематической работы. Полезно начинать самостоятельные занятия с упражнений на открытых струнах. Смена смычка — это одно движение. Необходимо ощутить единство движения смычка от колодки к концу и обратно. Смена смычка осуществляется всей рукой. Движение смычка от колодки («вниз смычком») должно быть свободным, начинаясь с движение руки вперёд «от себя» и далее на раскрытии локтя. Таким образом рождается «живой», «дышащий» звук. Пальцы и кисть при смене смычка выполняют амортизирующие функции. Гипертрофированное движение кисти мешает плавной смене смычка. Ровность звука во всех частях смычка также требует внимания. Так же важно умение пользоваться скоростью смычка. В соединении струн необходимо рационализировать игровые движения. Следует избегать излишнего движения всей руки при соединении 2х струн. 2 струны = кисть 3струны = «рулевое» движение всей руки.

О.Шевчик. Упражнения для развития кистевого движения. Учить detashe в разных частях смычка и legato.

Упражнение для развития штриховой техники № 14 из тетради № 2 О.Шевчика в переложении для виолончели К.Вилкомирского позволяет не только развить основные штрихи: detashe, spiccato, staccato, marcato, различные комбинированные штрихи, но также постоянно поддерживать весь штриховой комплекс в хорошей игровой форме.

Полезно выучить вариант октавой выше, так как длина звучащей струны сокращается и «отскок» смычка меняется.

Самостоятельные занятия

Во время самостоятельных занятий перед студентом должны стоять чётко сформулированные задачи. Исследования в области нейрофизиологии подтверждают, что мозг любит конкретику и абстрактное пожелание педагога «выучить трудное место» часто ставит студента в тупик и делает его самостоятельные занятия крайне непродуктивными. Важно понимать, что́ конкретно не получается. Так, например в пассаже сложностью может быть один переход или соединение струн. Самая распространённая ошибка в занятиях студентов — это многократное повторение всего технически сложного эпизода целиком, при котором упускается решение самой проблемы.

Студент должен уметь находить способы выучивания того или иного технически сложного эпизода. В дальнейшем этот навык трансформируется в умение критически слышать себя во время игры на инструменте и самостоятельно анализировать своё исполнение.

Приведу в рамках этой статьи несколько пожеланий, применяемых мной в учебном процессе с молодыми виолончелистами: трудные места необходимо учить отдохнувшими руками, чтобы избежать рефлекса «зажатости» во время игры. Работа в медленном темпе, в котором многое получается, чрезвычайно важна не только для преодоления технической трудности и выработки правильных навыков мышечной памяти, но также и в психологическом плане. На сцене, во время исполнения того или иного произведения, в момент приближения к определённой технической сложности, на рефлекторном уровне может проявиться привычная для конкретного эпизода неуверенность. Уже на раннем этапе важно приучить ученика к высокой концентрации внимания во время занятий на виолончели. Войдя в привычку, это умение будет способствовать осознанному исполнению на сцене, преодолению сценического волнения посредством концентрации на самом процессе игры на инструменте, а не на внешних обстоятельствах. Этот момент особенно важно учитывать при подготовке к серьёзным конкурсам, где психоэмоциональная стабильность играет не меньшую роль, чем общий уровень подготовки музыканта.

Репертуар

Следует отметить, что репертуарный план на этом этапе обучения должен базироваться на закреплении уже имеющихся игровых навыков и постепенном усложнении программы. Важной задачей является приобретение ощущения единства с инструментом, что в дальнейшем будет основой психологической уверенности и, как следствие, стабильности на сцене. Для подкрепления позитивного сценического опыта очень важно соблюдать баланс в составлении репертуарного плана. Безусловно, для одарённых и технически продвинутых студентов возможно интенсивное развитие. Репертуар для них подбирается соответствующий уровню владения инструментом.

Подбор этюдов так же очень важен в педагогической практике. Этюдов не должно быть много, но довести каждый из них нужно до совершенства и тогда они принесут пользу молодому виолончелисту. Наиболее полезными традиционно считаются этюды Д.Поппера, Ф.Грюцмахера, В.Фитценагена, Ж.Дюпора, 12 Каприсов А.Пиатти, 12 Этюдов ор.35 и 12 Каприсов ор.7 О.Франкома, 113 этюдов Ф.Дотцауэра.

Виолончельные Концерты К. Ю. Давыдова № 1 и № 2 незаслуженно оказались на полке исключительно педагогического репертуара. Являясь прекрасными образцами русской романтической музыки, сочетая в себе выразительную кантилену и блестящую виртуозность, они наилучшим образом укрепляют техническую базу. Для развития горизонтальной позиционной техники и закрепления навыка игры в позициях ставки рекомендуются Концерты Б. Ромберга № 2 ор.3 (целесообразно пройти на первых курсах училища) № 9, ор. 56 — подходит для наиболее продвинутых студентов.

Примеры вариативного способа работы над технически трудными эпизодами.

Б. Ромберг — Концерт для виолончели D-dur I часть:

Вариант упражнения:

П. И. Чайковский — Вариации на тему Рококо, VII вариация:

Вариант упражнения:

А. Дворжак — Концерт для виолончели с оркестром h-moll, I часть:

Вариант упражнения:

А. Дворжак — Концерт для виолончели с оркестром h-moll II часть:

Вариант упражнения:

А. Дворжак — Концерт для виолончели с оркестром h-moll III часть:

Вариант упражнения:

Заключение : Главным принципом системы развития виолончельной техники является баланс в развитии обеих рук. Работа над беглостью левой руки ведётся одновременно с развитием штриховой техники и работой над звуком. При этом задачи для каждого упражнения максимально конкретизированы. Соблюдение режима занятий, выполнение поставленных задач вырабатывает умение и привычку работать на инструменте.

Литература:

  1. Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. – М.,1978.
  2. Броун А. Очерки по методике игры на виолончели. — М.,1960.
  3. Давыдов К. Школа игры на виолончели. — М., 1958.
  4. Флеш К. Искусство скрипичной игры. — М.,1964.
  5. Янкелевич Ю. И., Педагогическое наследие. — М.,2002.
Основные термины (генерируются автоматически): левая рука, вариант упражнения, палец, виолончельная техника, струна, упражнение, виолончельная педагогика, гамма, смена смычка, часть смычка.


Ключевые слова

упражнения, виолончельная техника

Похожие статьи

К вопросу о развитии концертмейстерского искусства

В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха

В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом

В статье автор исследует особенности развития баянно-аккордеонного исполнительства в России и за рубежом (Финляндия и Канада). Данная может быть полезна в рамках развития баянно-аккордеонного исполнительства и музыкального образования в целом.

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

В данной статье отражены основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Похожие статьи

К вопросу о развитии концертмейстерского искусства

В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха

В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом

В статье автор исследует особенности развития баянно-аккордеонного исполнительства в России и за рубежом (Финляндия и Канада). Данная может быть полезна в рамках развития баянно-аккордеонного исполнительства и музыкального образования в целом.

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

В данной статье отражены основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Задать вопрос