В статье рассматривается организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете с учетом ФГОС ДО.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, логопедический кабинет, детский сад, ФГОС ДО.
Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
– развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
– возможность самовыражения детей.
Организованная предметно — пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Пространство кабинета обустроено в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда, обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями-сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс.
Логопедическая работа в детском саду организуется по нескольким направлениям:
- Диагностическое направление.
- Коррекционное направление.
- Аналитическое направление.
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
- Организационно-методическое направление.
Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей ребенка оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.
Основным назначением логопедического кабинета является создание рациональных условий, соответствующих ФГОС ДО, способствующих преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста.
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР обязательным условием, способствующим повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация предметно-пространственной развивающей среды.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете, я руководствовалась возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с нарушениями речи, санитарно-гигиеническими требованиями, а также требованиями ФГОС. В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
– двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
– возможность самовыражения детей.
Принципы предметно-развивающей среды :
– доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;
– системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;
– интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
– учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно — дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
– мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
– вариативности: наглядно — методический материал, дидактические пособия и настольно — печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);
– эстетичности: мебель, наглядно — методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;
– принцип свободы достижения ребенком своего права: предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка. Речевое развитие — важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.
Исходя из того, что у детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие действительности, в оформлении логопедического кабинета я использовала интересные цветовые сочетания, уделила особое внимание эстетике в оформлении пространства.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в моем кабинете:
Центр речевого и креативного развития.
– Зеркало с лампой дополнительного освещения.
– Индивидуальные зеркала.
– 3 стульчика для занятий у зеркала.
– Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, ватные диски.
– Дыхательные тренажеры: игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, «султанчики» и т. п.).
– Картотеки:
1) картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
2) картотека пальчиковой гимнастики;
3) картотека дыхательной гимнастики;
4) картотека артикуляционной гимнастики;
5) картотека игр на расширение словаря;
6) картотека игр на развитие лексико-грамматических форм;
7) картотека игр на развитие силы голоса.
– Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
– Предметные картинки по изучаемым лексическим темам.
– Сюжетные картинки; серии сюжетных картинок.
– Лото, домино, дидактические игры на развитие познавательной сферы.
– Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков.
– Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации, свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях.
– Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
– Раздаточный материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
– Раздаточный материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
– Разрезной и магнитный алфавит.
– «Логопедический букварь».
Центр сенсорного развития.
– Звучащие игрушки (погремушки, свистки, дудочки, бубен, губная гармошка, металлофон).
– Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под «Киндер-сюрприза» с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном, камешками, бусинками и т. п.).
– Записи на электронных носителях «голосов природы» (шум ветра, шум моря, пение птиц и т. п.).
Центр моторного и конструктивного развития.
– Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
– Игра «Составь из частей».
– Массажные мячики.
– Игрушки-шнуровки.
– Средняя мозаика.
– Средний и мелкий конструкторы.
– Разноцветные прищепки.
– Раскраски, карандаши.
– Пазлы с изображениями машин.
– Книги для мальчиков.
– Пазлы с изображениями кукол.
– Плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них.
Развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете построена с учетом принципов ФГОС ДО, специфики контингента воспитанников, образовательной программы дошкольного образования, а также организуется таким образом, чтобы была возможность осуществления фронтальной, подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы.
Созданная коррекционно-пространственная среда способствует развитию и формированию всей речевой системы: умения правильно произносить звуки в самостоятельной речи; составлять и моделировать предложения, рассказы; обогащать, расширять и активизировать словарь и речемыслительную деятельность; проявлять активность и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми; формированию потребности говорить, слушать.
Литература:
- Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
- Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№ 8
- Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г.-№ 8.
- Письмо МО РФ от 15.03.04 № 03–51–46 ин/14–03 с методическими рекомендациями «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г