Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.10.2022

Статья просмотрена: 557 раз

Библиографическое описание:

Закиосова, Ю. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете / Ю. В. Закиосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95278/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете с учетом ФГОС ДО.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, логопедический кабинет, детский сад, ФГОС ДО.

Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

– развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

– возможность самовыражения детей.

Организованная предметно — пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Пространство кабинета обустроено в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда, обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями-сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс.

Логопедическая работа в детском саду организуется по нескольким направлениям:

  1. Диагностическое направление.
  2. Коррекционное направление.
  3. Аналитическое направление.
  4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
  5. Организационно-методическое направление.

Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей ребенка оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

Основным назначением логопедического кабинета является создание рациональных условий, соответствующих ФГОС ДО, способствующих преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста.

В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР обязательным условием, способствующим повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация предметно-пространственной развивающей среды.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете, я руководствовалась возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с нарушениями речи, санитарно-гигиеническими требованиями, а также требованиями ФГОС. В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.

– двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

– возможность самовыражения детей.

Принципы предметно-развивающей среды :

– доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

– системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;

– интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

– учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно — дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.

– мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

– вариативности: наглядно — методический материал, дидактические пособия и настольно — печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);

– эстетичности: мебель, наглядно — методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;

– принцип свободы достижения ребенком своего права: предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка. Речевое развитие — важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

Исходя из того, что у детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие действительности, в оформлении логопедического кабинета я использовала интересные цветовые сочетания, уделила особое внимание эстетике в оформлении пространства.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в моем кабинете:

Центр речевого и креативного развития.

– Зеркало с лампой дополнительного освещения.

– Индивидуальные зеркала.

– 3 стульчика для занятий у зеркала.

– Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, ватные диски.

– Дыхательные тренажеры: игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, «султанчики» и т. п.).

– Картотеки:

1) картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);

2) картотека пальчиковой гимнастики;

3) картотека дыхательной гимнастики;

4) картотека артикуляционной гимнастики;

5) картотека игр на расширение словаря;

6) картотека игр на развитие лексико-грамматических форм;

7) картотека игр на развитие силы голоса.

– Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

– Предметные картинки по изучаемым лексическим темам.

– Сюжетные картинки; серии сюжетных картинок.

– Лото, домино, дидактические игры на развитие познавательной сферы.

– Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков.

– Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации, свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях.

– Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

– Раздаточный материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

– Раздаточный материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.

– Разрезной и магнитный алфавит.

– «Логопедический букварь».

Центр сенсорного развития.

– Звучащие игрушки (погремушки, свистки, дудочки, бубен, губная гармошка, металлофон).

– Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под «Киндер-сюрприза» с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном, камешками, бусинками и т. п.).

– Записи на электронных носителях «голосов природы» (шум ветра, шум моря, пение птиц и т. п.).

Центр моторного и конструктивного развития.

– Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

– Игра «Составь из частей».

– Массажные мячики.

– Игрушки-шнуровки.

– Средняя мозаика.

– Средний и мелкий конструкторы.

– Разноцветные прищепки.

– Раскраски, карандаши.

– Пазлы с изображениями машин.

– Книги для мальчиков.

– Пазлы с изображениями кукол.

– Плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них.

Развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете построена с учетом принципов ФГОС ДО, специфики контингента воспитанников, образовательной программы дошкольного образования, а также организуется таким образом, чтобы была возможность осуществления фронтальной, подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы.

Созданная коррекционно-пространственная среда способствует развитию и формированию всей речевой системы: умения правильно произносить звуки в самостоятельной речи; составлять и моделировать предложения, рассказы; обогащать, расширять и активизировать словарь и речемыслительную деятельность; проявлять активность и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми; формированию потребности говорить, слушать.

Литература:

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
  2. Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№ 8
  3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г.-№ 8.
  4. Письмо МО РФ от 15.03.04 № 03–51–46 ин/14–03 с методическими рекомендациями «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г
Основные термины (генерируются автоматически): логопедический кабинет, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, картотека игр, развитие, ребенок, двигательная активность, дошкольное образование, предметно-пространственная развивающая среда, Раздаточный материал.


Похожие статьи

Особенности организации развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации

Коррекционно-развивающая среда как средство организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно-развивающей среды, как средства организации учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интернатного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией

В данной статье рассмотрена система управления качеством в дошкольной образовательной организации. Представлены различные подходы к определению качества образования. Обоснована необходимость разработки системы повышения качества дошкольного образован...

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования

В настоящей статье анализируются и рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема построения предметно-пространственной среды обусловленным требованиями современного развивающегося общества, с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольного уч...

Особенности организации образовательной среды в детском саду

Статья посвящена особенностям организации образовательной среды в детском саду. Образовательная среда детского сада определена как открытая, живая система, которая находится в постоянной динамике и меняется в зависимости от взросления ребенка, и тем ...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

В статье авторы рассматривают значение развивающей предметно-пространственной среды во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...

Похожие статьи

Особенности организации развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации

Коррекционно-развивающая среда как средство организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно-развивающей среды, как средства организации учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интернатного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией

В данной статье рассмотрена система управления качеством в дошкольной образовательной организации. Представлены различные подходы к определению качества образования. Обоснована необходимость разработки системы повышения качества дошкольного образован...

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования

В настоящей статье анализируются и рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема построения предметно-пространственной среды обусловленным требованиями современного развивающегося общества, с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольного уч...

Особенности организации образовательной среды в детском саду

Статья посвящена особенностям организации образовательной среды в детском саду. Образовательная среда детского сада определена как открытая, живая система, которая находится в постоянной динамике и меняется в зависимости от взросления ребенка, и тем ...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

В статье авторы рассматривают значение развивающей предметно-пространственной среды во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...

Задать вопрос