В данной статье рассказывается об обучении детей рассказыванию на уроках в начальной школе. Приводятся методы и приемы работы по развитию речи. Данные приемы помогут в работе учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.
Ключевые слова: речь, рассказ, методы, приемы.
Мы часто наблюдаем на уроках в начальной школе, что ребенок не может дать полный ответ на поставленный вопрос, построить предложение для описания ситуации, составить связный рассказ по серии картинок. Это говорит о том, что у детей недостаточный словарный запас. Для работы по развитию речи, учитель начальных классов имеет большие возможности. И начинать надо с обучения ребенка рассказыванию.
Формировать связную речь — это значит учить рассказывать. Развитие речи и развитие мышления идут в единстве. Е. И. Тихеева писала, что «прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способность точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. Если всего этого нет, то язык потеряет свою цену и значение.
В младшем школьном возрасте у ребенка активно расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, появляются новые знания и умения. Все это способствует развитию речи. Однако развитие мыслительных и языковых навыков происходит лишь при полноценном общении с окружающими людьми. Чем старше становится ребенок, тем общение становится более сложным по содержанию. Эльконин Д. Б писал, что изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном.
Следует отметить, чтобы научить детей связным формам высказываний, необходимо на уроках постоянно этому уделять время. Лучшая форма работы для младших школьников — это, конечно, игра. Выбирая роль в игре, ребенок может описать предмет, картинку, событие. А если предложить детям составить рассказ по предложенному сюжету, то такие задания это еще и большое поле для развития не только речи, но и воображения. Очень важно, чтобы ребята рассказывали о том, что хорошо знают. Тогда предложения строятся более правильно. Начинаем строить сначала простые предложения, постепенно учим составлять сложные предложения. Со временем из отдельно построенных предложений, можно составить сначала совместный рассказ, а потом и индивидуальный. При этом важно обращать внимание на то, что строить рассказ нужно последовательно передавая события, так, чтобы каждый в классе мог понять, о чем идет речь. На начальном этапе обучения педагог может предлагать детям образец рассказа. Образец подсказывает детям примерное содержание, очередность построения предложений, структуру рассказа, опорные слова, фразы. Используя образец для своего рассказа, ребенок видит примерный результат который он должен достичь. В связи с этим он должен быть коротким, понятным и интересным по форме и содержанию. Образец следует произносить громко, четко и понятно. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.
Образец относится к прямым приемам обучения. Использовать его можно как в начале задания, так и для корректировки уже готовых рассказов. Для развития самостоятельности и креативности детей рассказ-образец не должен быть полным, охватывать, например, все содержание иллюстрации или какой-либо темы.
На уроках педагоги очень часто используют картинки. Рассказывая по сюжету картинок, ребенок соотносит слово с предметом, начинает подбирать более точные слова для описания. К. Д. Ушинский в свое время дал высокую оценку картинкам. Он писал, что картинка поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно.
Учителя в начальной школе часто используют такой метод, как наблюдение. А. А. Смирнов писал, что наблюдение -это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. Используя этот метод, педагог концентрирует внимание ребенка на определении основных признаков, на взаимосвязи между предметами и явлениями. Таким образом дети учатся выбирать для своего рассказа самое необходимое. Рассказы получаются последовательные, с правильно построенными предложениями.
Кроме наглядных методов обучения рассказыванию, на занятиях педагог использует диалогические методы. Остановимся на самом распространенном — беседе. Е. А. Флерина писала, что беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Нужно помнить о том, что беседа -это не пересказ по вопросам. Вопросы педагог задает только для того, чтобы сосредоточить мысль ребенка на значимых моментах повествования. Чтобы беседа не сводилась к тому, что участниками окажутся только педагог и один ребенок, остальным детям даем установку: слушать внимательно и быть готовыми помочь однокласснику в случае затруднения, придумать продолжение рассказа. Также можно использовать такой прием, как «снежный ком». Это когда при ответе на вопрос или при составлении тематического рассказа, пересказа произведения начинает говорить один ребенок, подхватывает другой, потом третий и т.д. Такая работа позволяет развивать не только речь, но и внимание, воображение. Постепенно ребята учатся не только слушать, но и слышать друг друга.
Беседы могут быть не только познавательного характера, но и нравственного. Ведь в современном мире обучение идет всегда рядом с воспитанием. Тематика бесед предлагается программой обучения. Беседуем на темы: «Мои родные», «Что такое вежливость», «Дружба», «Мои друзья животные», «С кого беру пример» и др. Часто такие беседы сопровождаются чтением подходящих рассказов, просмотром мультфильма, фильма. Чем ближе тема беседы ребенку, тем активнее он в нее включается. Что способствует обучению творческому рассказыванию.
Таким образом, приемы обучения рассказыванию разнообразны. На занятиях педагог выбирает те, которые более эффективны в данной ситуации, которые способствуют развитию самостоятельности и активности детей. Методика изменяется на различных этапах обучения в зависимости от уровня подготовки детей и из заинтересованности.
Литература:
- Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981, — 235 с.
- Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. — М., 2006.
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи. — М.: Академия, 2004. — 304с.
- Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, / Н. А. Стародубова — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 256 с.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 2003
- Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей/ В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.