Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников определяет растущую потребность общества в творческих людях. Творчество является высшим компонентом в структуре личности и одной из наиболее значимых форм психической деятельности человека.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия и смыслового понимания значения художественных произведений (словесных, музыкальных, изобразительных), естественного мира; формирование эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимуляция сопереживания героям художественных произведений; осуществление детской самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает накопление определенного опыта:
1) Переживание эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенное в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) Опыт художественно-творческой деятельности.
Ребенок может наиболее полно раскрыть себя и свои способности, ощутить продукт своей деятельности, удовлетворить потребности в самовыражении, словом, реализовать себя как творческую личность.
Реализации творческого потенциала ребенка способствует развивающая предметно-пространственная среда.
Согласно ФГОС ДО отмечается, что образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенка в дошкольном детстве.
Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, формирование его субъектной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными средствами, способствующими самовыражению. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательных программ, используемых в образовательном процессе; в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс.
Именно развивающая образовательная среда гарантирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его открытость, привлекательность для детей, их родителей и всего общества. Следовательно, одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником знаний и социального опыта является предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Пространственно-образовательная развивающая среда — это, прежде всего, ее эстетическое и информационно-познавательное наполнение, помноженное на сотрудничество и взаимопонимание педагогического коллектива. Это среда общения и взаимоотношений детей, детей и педагогов, педагогов и родителей.
Таким образом, предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных предметов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Разрабатываемая предметно-пространственная среда должна отвечать ряду требований: соблюдение принципов ее построения, комплексное оснащение образовательного процесса, интегрированность образовательных областей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательной, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и защищенной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Предметно-пространственная среда, направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников, состоит из следующих компонентов:
1. Содержательный компонент среды определяется и конкретизируется содержанием и задачами каждого вида реализуемой детской деятельности в рамках комплексной деятельности.
Например, содержательной составляющей среды для нескольких интегрированных видов детской деятельности: изобразительная деятельность — игра-концерт (рисование, пение, ролевая игра, коммуникативная деятельность): тема «Мы — музыкальная семья», содержание: дети рисуют свою семью, вместе с родителями изготавливают инструменты, готовят концерт (несколько номеров вместе с родителями), поют песни о семье или любимые песни своей семьи, используя в концерте изготовленные инструменты.
Содержательный компонент выражается в материальном компоненте (подбор материалов и оборудования исходя из поставленных задач)
2. Материальный компонент выступает носителем содержания деятельности ребенка по реализации детского опыта.
Материальную составляющую среды можно рассмотреть на примере интегрированного вида деятельности: игры-концерта:
— материалы и оборудование для реализации содержания мероприятия: музыкальные инструменты, диски с записями детских песен;
— стимулирующий материал: объявление, например, о празднике для всех мам и приглашение посетить концерт;
— дидактический материал: алгоритм подготовки праздника, его программа.
3. Организационный компонент — это совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе осуществления конкретной комплексной деятельности. Этот компонент рассматривается как характеристика следующих компонентов: зон, центров, микроцентров предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающих осуществление интегрированной деятельности; способы пространственного размещения и подачи детям предметно-развивающих материалов.
Можно выделить центры и микроцентры группы РППС, где дети занимаются художественно-эстетической деятельностью:
— музыкально-театральные, соответствующие музыкально-художественной деятельности;
— двигательный, соответствующий двигательной активности;
— социально-эмоциональные, речевые, соответствующие коммуникативной деятельности;
— игра, соответствующая игровой деятельности.
4. Личностная составляющая среды — это совокупность участников целостной деятельности и модальностей их совместной деятельности в процессе осуществления данной интегрированной деятельности.
Организация развивающей предметной среды в детском саду «Звёздочка» осуществляется в соответствии с вышеперечисленными требованиями. Нравится, структура музыкальных центров, представлена в виде модулей, обладающих целостностью и в то же время преобразующих детали, вызывающих живой интерес у детей. Все музыкальные игрушки, инструменты, кукольный театр, наглядный и образовательный материал хранятся в прозрачных пластиковых коробках. У них есть имя и символический образ. Содержание музыкальной развивающей среды ориентировано на основную деятельность дошкольников, с возрастом систематически усложняется, носит проблемный характер.
Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и незнакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Все находится в доступном для детей месте, они могут в любой момент обратиться в этот центр и «развернуть» соответствующую деятельность.
Среда развития музыкальной тематики в группах детского сада организована в три основных блока:
— музыкальное восприятие, в котором представлены средства, помогающие воспринимать произведения на слух, средства, используемые при выполнении песенно-танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также специально созданные для развития музыкально-чувственного восприятия детей;
— воспроизведение нот, в котором представлены пособия, побуждающие детей к пению, музыкально-ритмической деятельности, игре на музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;
— музыкально-творческая деятельность, в которой представлены пособия, поощряющие пение, музыкально-игровое, танцевальное творчество и импровизацию на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивают разнообразные детские музыкальные инструменты, развивающие музыкальные игры и игрушки, наглядные средства обучения, различные аудиовизуальные средства (музыкальный центр, слуховые аппараты) и другие технические средства (телевизор, проектор, компьютер).
Мультимедийные технологии активно используются на уроках музыки и во время каникул. Информационные технологии расширяют возможности ребенка. В дни праздников, посвященных 8 марта, выпускным, осенним праздникам и другим, детям демонстрируются презентации на актуальные темы.
Для детей подготовлены видеоматериалы на темы «Оркестр», «Детям о композиторах», «Ты откуда, музыка, в песенку попала?», «Музыкальные сказки», «Музыка в годы ВОВ», «Что же за мелодия», «Природа и музыка», с репродукциями известных художников и музыкальное сопровождение Вивальди и Чайковского из цикла «Времена года».
На занятиях музыки дети старшего дошкольного возраста учатся пользоваться микрофоном, осваивают основы исполнительского искусства в современном песенном жанре, приобретают практические навыки. Летом на творческой площадке — проходят концерты и развлечения для детей, оставляющие яркие впечатления и положительные эмоции.
ППС может использоваться как для познавательных, так и для сенсорных, художественно-продуктивных, конструктивных языковых центров, может использоваться для показа кукольного и настольного театра, детской музыкальной деятельности, социально-эмоционально-развивающих игр.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные им занятия, менять их в течение дня, а учителю дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Поэтому правильно организованная предметно-пространственная среда в детском саду влияет на общее развитие ребенка и имеет большой потенциал для творческого развития и способностей ребенка. Показателями эффективности предметной среды являются активность, самостоятельность, самоконтроль, инициатива и творчество детей в организации различных видов художественно-эстетической деятельности.
Викторина «Веселая ярмарка»
=
Праздник «Моя любимая мама»
Литература:
1. Арапова-Пискарёва Н. А. Белая К. Ю. ФГОС От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н. А. Арапова-Пискарёва, К. Ю. Белая. — М.: Мозаика-синтез, 2015. — 210 с.
2. ДыбинаО. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды детском саду / О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Н. П. Рахманова. — М.: Сфера, 2015. — С. 12–17.
3. Пенькова Л. А., Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Бартошевич Т. И. Создаём развивающую предметно-пространственную среду ДОУ / Л. А. Пенькова, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова [и др.]. — Тольятти, 2014. — С. 4–20.
4. Управление дошкольным образовательным учреждением. — № 9. — 2012. — С. 32.
5. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Кн. 2: Диагностика. Предметно-пространственная среда. — М.: Сфера, 2014. — С. 13.