Обычай — это правило, форма поведения, в которой закреплено то, что сложилось в результате многолетней социальной практики. С появлением государства соблюдение обычая обеспечивается принудительной силой государства. Обычное право понимается как совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их многократного традиционного применения и санкционированных государственной властью. Обычай как социально-правовая конструкция направлен на эффективность, укрепление, оздоровление гражданского оборота и укрепление семьи, семейных ценностей, традиций, обрядов и в целом на укрепление государства, основ отношений в обществе. Обычай по своей природе и характеру является общественным неофициальным актом, пользующимся «покровительством» государства.
Ключевые слова: обычай, семейное право, семейные отношения, законодательство, правило поведения, норма.
Custom is a rule, a form of behavior in which what has developed as a result of many years of social practice is fixed. With the advent of the State, the observance of custom is ensured by the coercive force of the State. Customary law is understood as a set of unwritten rules of conduct (customs) that have developed in society as a result of their repeated traditional application and sanctioned by state power. Custom as a socio-legal structure is aimed at efficiency, strengthening, improving civil turnover and strengthening the family, family values, traditions, rituals and, in general, strengthening the state, the foundations of relations in society. Custom by its nature and nature is a public unofficial act that enjoys the «patronage» of the state.
Keywords: lease agreement, lease, leasing, financial lease.
Правовой обычай — понятие, определяющее один из существующих источников права, который появился как следствие применения одной и той же модели поведения, приемлемой в обществе, в однотипных ситуациях на протяжении продолжительного временного промежутка и в настоящее время закрепленный на государственном уровне [5, с. 77–79].
В свое время обычай выступал основным источником права, однако постепенно, с развитием отношений и утратой актуальности того или иного правового обычая, утратил свои лидирующие позиции в пользу нормативно-правовых актов, судебных прецедентов и иных источников права.
На сегодняшний день обычай по-прежнему выступает в качестве источника права в существующих системах права.
Однако обычай как источник права теперь встречается лишь в отдельных отраслях:
— Семейном праве;
— Гражданском праве;
— Торговом праве;
— Конституционном праве.
В юридической литературе под источниками семейного права понимается форма внешнего выражения и закрепления семейно-правовых норм. В качестве источников семейного права рассматриваются Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, другие законы, подзаконные акты, судебная практика и правовые обычаи. В то же время правовое значение обычая в брачно-семейных отношениях является одной из наиболее интересных и малоизученных проблем как в рамках общей теории права, так и отраслевых юридических наук [4, с. 3].
Под обычаем как источником семейного права мы понимаем установленное правило поведения, закрепленное на уровне постоянных моделей поведения в конкретных случаях семейных правоотношений. Так, например, Д. Я. Самоквасов писал о важности обычного права в жизни села. Он пришел к выводу, что крестьянин в большинстве своих семейных и общественных отношений не знал норм законодательства, но определял свое отношение к семье и общине на основе правовых понятий, которые существовали в деревне в течение длительного времени [6, с. 245].
В то же время обычай, в отличие от привычки, имеет так называемую предписывающую составляющую: все члены общества придерживаются такого поведения при любых обстоятельствах, и нарушение обычая может повлечь за собой санкции, начиная от общественного неодобрения до разных форм наказания.
Правовой обычай, таким образом, является общим понятием для всех отраслей права, поскольку в совокупности представляет собой способ поведения, упорядоченный набор действий, привычный для членов любой социальной группы или общества в целом, и свой собственный способ удержания и контроля «субъектов-пользователей» правового обычая от его нарушения. В этом смысле мы можем говорить о стандартном правиле социального поведения, укорененном и передаваемом из поколения в поколение, от группы к группе, в рамках правовых отношений разной динамики развития.
Это правило соблюдается, потому что: 1) так делалось всегда (например, крестьянский обычай) или 2) так делают все (торговый обычай). Важно учитывать, что чем чаще соблюдается правило поведения, тем меньше сомнений возникает в существовании наиболее распространенной нормы.
И сегодня, одним из дискуссионных вопросов в российской юридической науке является вопрос об обычае как источнике российского права. Такие известные ученые, как Е. Н. Трубецкой, Д. И. Мейер, Н. М. Коркунов, Ю. С. Гамбаров, Е. А. Суханов и многие другие освещали в своих научных трудах проблемы применения обычая в качестве источника права.
Так, рассуждая об обычае, Н. Л. Дювернуа замечал, что «громадная масса норм неписаного права допущена законодателем к применению в низших судебных инстанциях, где и кончается их неизвестность. Эти обычные нормы не собраны, не записаны, за незначительными исключениями, не приведены к единству; между тем несомненно, что ими руководствуется самая значительная часть низших слоев русского народа» [3, с, 43–51].
М. Н. Марченко говорил о том, что «обычай санкционированное в прямой или косвенной форме государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права». М. И. Брагинский, В. В. Витрянский определяют обычай как «правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения».
В настоящее время основным источником правового регулирования семейных отношений в Российской Федерации считается Семейный кодекс Российской Федерации. Определение источников регулирования семейных отношений в самом Семейном кодексе содержится в статье 3 СК РФ и включает указание только на семейное законодательство.
Обычаи упоминаются в СК РФ только один раз — в терминах наименования (статья 58). В то же время статья 4 СК РФ устанавливает возможность применения норм гражданского законодательства к регулированию семейных отношений, не урегулированных СК РФ [2].
С внесением изменений в статью 5 Гражданского кодекса Российской Федерации значительно расширилась сфера применения обычая как источника гражданского права. Теперь его использование не ограничивается только сферой предпринимательской деятельности, как это было установлено для обычаев делового оборота.
В настоящее время устоявшееся и широко применяемое правило поведения признается обычаем. Поскольку нормы гражданского законодательства распространяются на семейные отношения, это означает, что норма статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации также подлежит применению.
В статье 5 ГК РФ указано, что обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются [1].
На основании статьи 5 ГК РФ можно выделить и признаки обычая как источника семейного права:
— — обычай представляет собой правило поведения. Несмотря на то, что обычай не санкционирован государством, он помогает регулировать семейные отношения;
— — признается лишь сложившийся, длительное время действующий и достаточно определенный в своем содержании обычай. Данный признак обычая означает, что обычай должен быть неоднократно применён и широко использован в той или иной сфере правоотношений;
— — обычай действует независимо от того закреплен ли он в каком-либо документе. Как правило обычаи не зафиксированы в Конституции РФ и используются в силу многократного применения;
— — обычай признается российским обществом в целом либо специальными субъектами, к которым он обращен. В некоторых субъектах Российской Федерации обычаи имеют для общества такое же значение, как и законодательные акты РФ;
— — обычай не противоречит основам нравственности и правопорядка в РФ. Те обычаи, которые не противоречат законодательству РФ применяются и используются в различных сферах общественной жизни.
К принципам правового обычая, характеризующим его, относятся:
— Принцип локальности. Распространение применения зачастую ограничивается территориально или этнически, либо по сфере применения;
— Принцип взаимодействия с иными социальными нормами;
— Принцип консервативности. Поскольку обязательность конкретного поведения сложилась в результате регулярного повторения такого поведения в типичных ситуациях на протяжении определенного времени и трансформаций не претерпевало;
— Обязательность приемлемого для государства правового обычая передается за счет санкции;
Обычное право следует рассматривать в единстве с другими его формами, поскольку имеет место целая правовая система с определенной иерархией источников, каждый из которых выполняет свои функции и представляет значение в целом. Понятие правовой обычай наравне с другой формой права выполняет функции определения правил поведения, ввиду чего имеется определенное соотношение норм права и обычаев, выражающееся в ряде общих признаков:
— Всеобщность. Правило поведения охватывает неопределенный, неперсонифицированный круг лиц.
— Обязательность. Нарушение или неисполнение правила влечет порицание со стороны общества и государства.
Помимо единства принципов, функций и черт, имеются и отличительные особенности:
— Происхождение. Появление обычая связано с появлением человеческого общества, а иные источники права возникли как следствие государственно-организованного общества;
— Форма выражения. Обычаю присущ устный характер, закрепленный на подсознательном уровне людей. Иные формы права предусматривают письменное оформление;
— Способ обеспечения реализации. Правовой обычай, а точнее его обязательность, подкреплен мнением общественности.
Таким образом, можно сказать о том, что обычай обладает рядом признаков, благодаря которым его можно идентифицировать. Все эти признаки позволяют сделать вывод о том, что он играет значимую роль в регулировании общественных и семейных отношений, поскольку позволяет наряду с нормативно-правовыми актами в той или иной степени защищать свои права и законные интересы в различных сферах жизни общества.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 года]. — Москва, 2022. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
2. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022).
3. Александров Н. Г. Понятие источников права. Ученые труды ВИЮН. М., 1946. Выпуск VIII. С. 43–51.
4. Дювернуа Н. Л. Чтения по гражданскому праву. Т. 1. М., 2004. С. 3
5. Казарян А. Т. Особенности национальной правовой системы России / А. Т. Казарян // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4–2. С. 77–79.
6. Самоквасов Д. История русского права. Варшава, 1878. Т. 1. С. 245.