Появление персонажей русских революционеров в европейской приключенческой литературе конца XIX — начала XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.10.2022

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Королев, К. А. Появление персонажей русских революционеров в европейской приключенческой литературе конца XIX — начала XX века / К. А. Королев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95338/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель данного исследования — выявление закономерности одновременного появления на страницах романов А.Доде и А.Конан-Дойля персонажей русского революционного подполья.

Ключевые слова: Доде, Тартарен, Конан-Дойл, Шерлок Холмс, нигилисты, революция, террор, Засулич.

Русскому читателю известны похождения великого сыщика Шерлока Холмса и его коллеги доктора Ватсона, вышедший из-под пера сэра Артура Конан-Дойля. Читателям вдумчивым и внимательным известен и неунывающий герой Альфонса Доде, — Тартарен из Тараскона. Творчество Оскара Уайльда всегда интересует исследователей по всему миру.

Некоторые произведения печатались сначала в газетах, а потом выходили отдельными сборниками. Пьесы Уайльда неоднократно ставились на сцене. Однако, автор данной статьи, вчитываясь в произведения вышеупомянутых авторов, установил одну любопытную деталь, которая не может не заинтересовать внимательного исследователя европейской литературы. Итак, разберём эти произведения в хронологическом порядке.

В 1881 году в лондонском театре Адельфи прошла премьера пьесы гениального Оскара Уайльда «Вера или нигилисты» ( Vera or The Nihilists ). Пьеса шла в театре некоторое время, затем, 17 декабря 1881 года её отменили.

Вдумчивому читателю и ценителю творчества Уайльда, может показаться странным, что аристократ, эстет и противник всяческой революции Оскар Уайльд вдруг выбрал для своей пьесы героиней психически ненормальную террористку Веру Засулич, которая ранила двумя выстрелами в живот петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в 1878 году. Под рукоплескание либеральной публики Засулич оправдали. На оправдательный вердикт присяжных повлияла и позиция председателя суда А. Ф. Кони.

Пьеса «Вера или нигилисты» имела совершенно невероятный для утончённого пера Уайльда, сюжет: красавица-убийца и нигилистка, давшая обет мстить тиранам, неожиданно для себя влюбляется в наследника российского престола. По задумке Уайльда, наследник сотрудничает с революционерами.

Террористка проклинает себя за любовь к наследнику и считает себя предательницей революции. Не вынеся страданий, Вера закалывает себя ножом. На вопрос влюблённого в неё наследника престола: «Вера! Что вы наделали?» она отвечает ему: «Я спасла Россию…»

Эстафету произведений про русских нигилистов подхватили и по другую сторону Ла-Манша: в 1885 году, во Франции писатель Альфонс Доде выпустил книгу «Тартарен в Альпах», которая повествовала о чудаковатом и корпулентном искателе приключений Тартарене из города Тараскон.

В заключительном романе трилогии про Тартарена появляются русские нигилисты, — причём персонажи эти вполне положительные. Исследователь С.Ошеров так характеризовал роман «Тартарен в Альпах»:

Рядом с замороженной чопорностью туристов непринужденность Тартарена выигрывает, кажется теплой и искренней. Точно так же выигрывает Тартарен с его рыцарскими иллюзиями от сопоставления с Экскурбаньесом и Бомпаром, в которых южная шумливая бравада и южная фантазия доведены до крайних пределов карикатуры. «Доброта и нежность» начинают проступать у Тартарена сквозь смех и шутку.

Но есть в книге подлинные «герои дела», в столкновении с ними раскрывается вся неспособность Тартарена на истинный подвиг. Это русские революционеры — «нигилисты». [1]

В отличии от первой, жизнерадостной книги про Тартарена, второй роман Доде «Тартарен в Альпах» наполнен предчувствием надвигающихся на европейский мир перемен. Тартарен в Альпах сталкивается с русскими террористами, по замыслу автора, — людьми, которые, без сомнения, по своим моральным качествам стоят выше всех героев романа.

И в приключенческой юмористической книге о добродушном увальне Тартарене, Доде решается на смелый шаг, — в мир романа вдруг неожиданно входит предательство: (Тартарен и Бомпар одновременно режут страховочную верёвку, чтобы погубить своего товарища и спастись самому. На этом контрасте фокус смещается на второстепенных персонажей, которые и являются, на мой взгляд, главными героями произведения.

Эти персонажи, — русские террористы, скрывающиеся в Альпах от Третьего отделения: девушка Соня, её брат Борис, а также двое юношей Манилов и Болибин. Интересно, что А.Пузиков, в предисловии к изданию трилогии про Тартарена, великолепно охарактеризовал настроение от знакомства с произведением «Тартарен в Альпах»:

Доде рисует карикатурный портрет стареющего дипломата, растерявшего «слова и мысли»; жрецов науки, «пропахших плесенью»; чопорного лорда; пессимиста, начитавшегося Шопенгауэра и Гартмана. Их высокомерию и надутости, их равнодушию и скуке Доде противопоставляет веселость и доброжелательность Тартарена и его тарасконских спутников. В первой части автор мягко разоблачал своего героя и смеялся над его пустым тщеславием и наивностью. Счастливый конец каждого приключения Тартарена был как бы заранее предрешен. Здесь же Тартарену приходится сталкиваться с вещами весьма серьезными и волей-неволей задумываться над ними. Важным эпизодом второй части является встреча Тартарена с русскими террористами, скрывающимися в Альпах от преследования русского царизма. Молодая девушка Соня и ее умирающий брат Борис, бежавший с каторги, друзья Сони — Манилов и Болибин — люди действия, у которых слово не расходится с делом. В изображении Доде они тоже мечтатели, возымевшие смелость подняться против всесильного самодержавия, но их мечта имеет смысл и конечную цель, а беззаветная храбрость оправдана. Так, возвысив своего героя в сравнении с праздношатающимися туристами, Доде возвращает нас к истинной сущности Тартарена. В конце второй части трилогии ставятся все точки над «i». Испугавшись надвигающейся снежной бури, Тартарен и тарасконец Бомпар решают вернуться назад. Связавшись одной веревкой, они оказываются по разные стороны скалы и, думая, что один из них попадает в бездну, одновременно обрубают веревку. Каждый из них считает себя виновным в гибели другого. Но совесть недолго мучает Бомпара, так же, как и Тартарена. И в этом взаимном предательстве, которое, к счастью, не влечет за собой беды, мы видим всю нешуточную опасность беспримерного себялюбия таких «славных» с виду и таких добродушных тарасконцев. По сравнению с «Приключениями Тартарена» общий фон второй части трилогии значительно помрачнел. Умирает брат Сони — Борис, Тартарен и компания тарасконцев попадают по ложному доносу в тюрьму, в самом Тарасконе идет глухая борьба за популярность между Тартареном и Костекальдом. [2]

В 1905 году вышел очередной рассказ великого английского писателя Артура Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе.

Рассказ назывался «The Adventure of the Golden Pince-Nez » и входил в сборник рассказов «Возвращение Шерлока Холмса», опубликованный в 1905 году и состоящий из 13 рассказов, написанных в 1903–1904 годы. Сюжет рассказа таков:

Холмс, расследуя дело об убийстве секретаря профессора Корэма, с помощью дедуктивного метода отыскивает преступницу, — близорукую девушку по имени Анна. Анна приехала из России. Оказывается, Анна и её муж Сергей были русскими революционерами. После убийства крупного полицейского чиновника среди революционеров начались аресты, и, чтобы спасти свою жизнь, её муж выдал собственную жену, а также её близкого друга Алексея. Бежав в Англию с архивом подпольной организации и деньгами, Сергей сменил имя, став профессором Корэмом.

Выйдя из тюрьмы, Анна решает найти предателя, чтобы забрать у него часть бумаг из архива революционной организации. Эти бумаги, направленные правительству России, могли бы помочь смягчить приговор томящемуся на каторге Алексею. Женщина сумела проникнуть в дом и забрать нужные документы, но в результате несчастного случая стала убийцей совершенно непричастного человека.

Чистосердечно рассказав свою историю, Анна сообщает, что она приняла яд и просит Холмса доставить в русское посольство важные бумаги.

Как мы видим, — образ революционера и нигилиста предельно героизирован Конан-Дойлем.

Будем держать в памяти тот факт, что революционное подполье в России было тесно связано с Англией, а сэр Конан-Дойль прекрасно разбирался в современной ему повестке. Время выхода произведения, — 1905 год, (в этом году в России произошли революционные события). Однако, это не единственное произведение европейской популярной приключенческой литературы, которое выставляет романтизирует дело террористов.

Завершить обзор литературных произведений про нигилистов можно рассказом А.Конан-Дойла, вышедшем уже после революционных событий в России, в 1907 году.

Рассказ назывался «Ночь между нигилистами». Произведение гениального мастера детективной пропаганды очень динамичное, написанное от лица торгового агента Тома Робинсона, которого в России русское тайное террористическое общество путает с английским куратором. Имя «Робинсон» выбрано Конан-Дойлем не случайно, ведь несчастный торговый представитель, словно потерпевший кораблекрушение моряк, оказывается выброшен на остров, населённый головорезами (в данном случае, — террористами).

Робинсона приводят на тайное заседание нигилистов. Тайное заседание начинается с ритуального убийства предателя. Заседание нигилистов в рассказе похоже на мистерию тайного общества:

Так погибают все, нарушившие клятву, — сказал торжественно Алексей, и хриплое «аминь» обошло все общество.

Только смерть может уволить нас из нашего братства, — сказал другой, сидящий ниже, — но господин Бер… господин Робинзон бледен. [3]

Когда на заседание является настоящий английский куратор, в дом врывается полиция и освобождает бедолагу Робинсона.

Таким образом, сделав небольшой обзор европейской массовой приключенческой литературы, можно предположить следующее:

Создатели приключенческой литературы являются пропагандистами СМИ, которые динамично интегрировали в повестку дня благородных или ужасных нигилистов из России, скорее всего для того, чтобы вызвать у европейского массового читателя либо интерес, либо сочувствие к террористам.

Литература:

  1. Ошеров, С. Примечания // Собрание сочинений в семи томах. Т. 2. / С. Ошеров. — Москва: Правда, 1965. — Текст: непосредственный.
  2. Доде, А. Тартарен из Тараскона. / А. Доде. — Москва: Эксмо, 2002. — 68 c. — С.7
  3. Дойл, А. К. Ночь между нигилистов / А. К. Дойл. — СПб: тип. тов-ва «Общественная польза», 1907. — c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Альпы, Россия, нигилист, английский куратор, Англия, Анна, Вера, Доде, произведение, часть трилогии.


Ключевые слова

революция, террор, Шерлок Холмс, Доде, Тартарен, Конан-Дойл, нигилисты, Засулич

Похожие статьи

Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов

В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Правовая оценка деятельности Остапа Бендера с точки зрения современного уголовного законодательства

В проведенном исследовании, затронувшем ставшие бессмертными произведения И. Ильфа и Е. Петрова, автор постарался найти применение нормам уголовного закона в отношении деяний Остапа Бендера. Остап неоднократно утверждал, что своими поступками не выхо...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Черты жанра утопии в произведении А. де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Статья посвящена рассмотрению жанровых черт утопии в творчестве французского писателя А. де Сент-Экзюпери. В основе исследования находится произведение 1948 г. «Цитадель». Тексты произведений рассматриваются в оригинале.

Народничество в исторических взглядах классиков русской литературы (И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского)

Статья посвящена историческим взглядам классикам русской литературы на русское народничество.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Бунт против Бога как мифологический мотив в русской литературе XIX — начала ХХ века и европейском кинематографе ХХ века

В статье анализируется бунт против Бога как мифологический мотив на примере богоборческих бунтов Ипполита Терентьева в романе Ф. Достоевского «Идиот», героя поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» и бунта Александра Экделя против Бога и епископа Верге...

В поисках нити Ариадны (творческий портрет Жорж Санд)

Жорж Санд, известная французская писательница периода романтизма, которая вызвала в обществе скандал своим мужским нарядом и мужским псевдонимом. Санд встаёт на защиту женщин, осуждает брак и борется с предрассудками консервативного творчества.

Похожие статьи

Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов

В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Правовая оценка деятельности Остапа Бендера с точки зрения современного уголовного законодательства

В проведенном исследовании, затронувшем ставшие бессмертными произведения И. Ильфа и Е. Петрова, автор постарался найти применение нормам уголовного закона в отношении деяний Остапа Бендера. Остап неоднократно утверждал, что своими поступками не выхо...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Черты жанра утопии в произведении А. де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Статья посвящена рассмотрению жанровых черт утопии в творчестве французского писателя А. де Сент-Экзюпери. В основе исследования находится произведение 1948 г. «Цитадель». Тексты произведений рассматриваются в оригинале.

Народничество в исторических взглядах классиков русской литературы (И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского)

Статья посвящена историческим взглядам классикам русской литературы на русское народничество.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Бунт против Бога как мифологический мотив в русской литературе XIX — начала ХХ века и европейском кинематографе ХХ века

В статье анализируется бунт против Бога как мифологический мотив на примере богоборческих бунтов Ипполита Терентьева в романе Ф. Достоевского «Идиот», героя поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» и бунта Александра Экделя против Бога и епископа Верге...

В поисках нити Ариадны (творческий портрет Жорж Санд)

Жорж Санд, известная французская писательница периода романтизма, которая вызвала в обществе скандал своим мужским нарядом и мужским псевдонимом. Санд встаёт на защиту женщин, осуждает брак и борется с предрассудками консервативного творчества.

Задать вопрос