В статье представлены краткое описание рассматриваемой строительной организации, а также основные выводы, полученные по итогам проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученных выводов выявлены «слабые места» данной строительной организации и предложены мероприятия по улучшению деятельности.
Ключевые слова: анализ финансово-хозяйственной деятельности, эффективность, строительная организация.
Акционерное общество «Мостострой-11» является строительной организацией, которая находится на рынке строительных услуг с 1975 года [1]. За весь период существования организации сданы в эксплуатацию 3187 объектов транспортной инфраструктуры и более 700000 квадратных метров — площадь объектов гражданского и социально-культурного назначения [1].
Основными направлениями деятельной вышеуказанной организации являются следующие направления: производство строительных материалов, проектирование, строительство автомобильных дорог, объектов транспортной инфраструктуры и объектов промышленно-гражданского назначения [1]. Среди крупнейших объектов АО «Мостострой-11» можно выделить всеми известные набережную города Тюмени, а также ЗАГС города Тюмени. Также одним из основных направлений данной организации является образовательная программа: это и базовая кафедра в Тюменском Индустриальном Университете, и целевое обучение в Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете, а также профильные классы в школах и лицеях.
По результатам деятельности АО «Мостострой-11» проведен факторный анализ хозяйственной деятельности, а именно технико-экономических показателей, а также анализ относительных финансовых показателей (коэффициентов) деятельности рассматриваемой организации.
По итогам анализа технико-экономических показателей АО «Мостострой-11» можно сделать следующие выводы:
– за 2019–2021 объем строительно-монтажных работ (далее — СМР), выполненный собственными силами, и объем, выполненный субподрядными организациями, возрастают, темпы роста объема субподряда в 2020 году превышали темпы роста объема, выполненного собственными силами, но в 2021 ситуация поменялась наоборот;
– объем СМР, выполненный собственными силами, увеличивается с течением рассматриваемого периода в основном за счет увеличения часовой производительности труда рабочих;
– фондоотдача увеличивается с течением 2019–2021 гг., фондоемкость, наоборот, снижается. Данные изменения характеризуются уменьшением размера денежных средств, используемых для создания основных фондов (далее — ОФ), и обусловлены увеличением темпов роста объема СМР. Данные изменения характеризуют эффективное использование ОФ;
– затраты, которые включены в себестоимость СМР, возросли в период с 2019 по 2021 гг.: в 2020 г. в основном за счет увеличения прочих затрат и отчислений на социальные нужды, в 2021 г. — за счет увеличения материальных и прочих затрат;
– различные виды прибыли (валовая, от продаж, чистая) увеличивается в течение рассматриваемого периода;
– в 2020 г. рентабельность СМР, производства и затрат увеличивается, но в 2021, наоборот, уменьшается. Это отрицательная тенденция в развитии организации.
При анализе относительных финансовых показателей можно отметить следующее:
– чистый оборотный капитал в течение 2019–2020 гг. уменьшается, но в 2021 г. увеличивается. Другими словами, АО «Мостострой-11» в 2021 г. смогла погасить все текущие обязательства;
– коэффициент финансовой автономии в течение 2019–2021 гг. составляет менее 40 % и уменьшается с течением времени. Это свидетельствует о зависимости от кредиторов по причине недостатка собственного капитала;
– коэффициенты ликвидности организации уменьшаются, что говорит о недостаточно высокой способности рассматриваемой организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;
– 2020 г. и незначительно снижается в 2021 г. (на 1 день), это показывает незначительное улучшение финансового состояния предприятия. Вместе с тем, увеличение в течение рассматриваемого периода продолжительности операционного цикла свидетельствует об уменьшении активности и интенсивности использования дебиторской задолженности и запасов;
– в течение 2019–2021 гг. рентабельность внеоборотных активов, заемных средств, активов, производства и затрат уменьшается. Данные изменения связаны с увеличением темпов роста соответствующего вида капитала над темпами роста чистой прибыли.
Проведя SWOT-анализ, а также в соответствии с вышеуказанными выводами можно выделить следующие проблемы в АО «Мостострой-11», которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Проблемы внутренней среды организации АО «Мостострой-11»
Для устранения выявленных проблем, которые влияют на эффективность деятельности данной строительной организации, можно предложить следующие мероприятия:
– применение альтернативных строительных материалов в производстве СМР, например, стеклопластиковой арматуры взамен обычной стальной арматуры;
– продуманный маркетинг организации, например, проработка политики сбыта. Это может осуществляться посредством выхода на новые рынки (в географическом плане) и каналы сбыта;
– увеличение контроля сроков поставки строительных материалов и оборудования;
– повышение контроля подписания актов выполненных работ;
– сокращение продолжительности строительства объектов;
– приобретение строительной техники в лизинг [2].
Предложенные мероприятия при их реализации на практике помогут достичь более эффективного уровня деятельности строительной организации.
Литература:
- О компании Мостострой-11. — Текст: электронный // ms11.ru = АО «Мостострой-11»: [сайт]. — 2021. — URL: https://ms11.ru/o-kompanii (дата обращения: 02.10.2022).
- Самошин А. Г. Повышение конкурентоспособности строительного предприятия // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https: //nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 03.10.2022).