На обложке
изображен Изамба́рд Ки́нгдом Брюне́ль(1806–1859),
гениальный британский инженер, вместе с небольшой группой талантливых
коллег способствовавший тому бурному экономическому и социальному рывку Великобритании,
который впоследствии назвали промышленной революцией.
Он родился в 1806
году в семье известного инженера французского происхождения Марка Брюнеля.
Изамбарад получил блестящее техническое образование и с юных лет, как
только ему исполнилось 16, стал работать в фирме отца. Опыт и знания
оказались востребованы: в 20 лет Брюнелю доверили руководить сложнейшим
проектом — строительством эпического тоннеля под Темзой. Задача оказалось
настолько нестандартной, что потребовалось 16 лет на завершение этого строительства!
Затем Брюнель
взялся за новое масштабное начинание — сооружение железной дороги между
Лондоном и Бристолем. В то время это был поистине грандиозный
замысел, и британский парламент, рассмотрев план Брюнеля, дал добро.
Дорога, получившая название Great Western Railway, была запущена в 1843 году,
соединив лондонский вокзал Paddington с бристольским Temple Meads.
Но у амбициозного
инженера возник вопрос: зачем же заканчивать удачный транспортный проект
в Бристоле? Почему бы не наладить морское сообщение между Бристолем и Нью-Йорком?
Брюнель спроектировал и построил корабль The Great Western — первый
пароход, способный переплыть через Атлантику без захода в порт для
дозаправки.
Не останавливаясь
на достигнутом, талантливый инженер создал еще один корабль, The Great Britain.
Оснащённый принципиально новой системой винтов, пароход стал самым крупным
и быстроходным судном того времени.
Затем последовал
триумф кораблестроения — огромный пароход The Great Eastern,
спроектированный Брюнелем для экспедиций в Индию и Австралию. Он
обладал такими размерами, что в него помещался годовой экспорт товаров из
этих стран! Только через 50 лет был построен более мощный корабль.
Кроме того, за
свою жизнь он построил:
–25 железных дорог
в Англии, Ирландии, Италии, Индии.
–8 пирсов и сухих
доков,
–5 висячих мостов.
Брюнель был одним
из создателей стандарта проектирования железных дорог с минимальными
уклонами и наибольшими радиусами кривых, что требовало многочисленных
искусственных сооружений (насыпей, виадуков, мостов и туннелей), которые
сам же и проектировал, считая, что удорожание в строительстве
компенсируется более низкими издержками в эксплуатации. Он был сторонником
широкой колеи — 7 футов и 1⁄4 дюйма (2140 мм). Брюнелевская колея,
в отличие от стефенсоновской — 4 фута 8,5 дюйма (1435 мм), — не
прижилась.
При постройке
Хрустального дворца он помогал и советом, и делом; по его указаниям
предприниматель Пакстон сделал некоторые поправки в первоначальном плане.
В 1854 году, во время
Крымской войны, Брюнелю была поручена постройка военного госпиталя в Ренкиое
(Эренкое) у Дарданелл; для постоянного снабжения его свежей водой он
устроил водопровод, провёл рельсовый путь для перевозки больных от места их
высадки. Тогда же предлагал построить канонерскую лодку для высадки боевых машин
для атаки крепости Кронштадт, но этот проект (прообраз танков-амфибий) не был
реализован.
Последним, самым
знаменитым его делом была постройка колоссального цельнометаллического парохода
«Левиафан», переименованного позже в Great Eastern, проект которого он создал в
1852 году и окончил после многолетней работы, преодолевая денежные
затруднения и всякого рода материальные и физические препятствия.
Сильное напряжение во время исполнения его любимого проекта подорвало его силы;
он уже давно все свои важные работы исполнял, будучи уже больным. Во время
приготовлений к пробному плаванию Great Eastern Брюнеля постиг
апоплексический удар (по другой версии, инфаркт), от которого он умер в Вестминстере
15 сентября 1859 года.
Хотя минуло больше
века со времени, когда творил гениальный инженер, его изобретения до сих пор
служат людям: скоростные поезда мчатся по железной дороге между Лондоном
и Бристолем, в ущелье над рекой Эйвон перекинут красивейший
Клифтонский подвесной мост, а отреставрированный корабль The Great Britain
поражает туристов, приезжающих в Бристоль.
В 2006 году
Королевский монетный двор Великобритании выпустил две биметаллические памятные
монеты достоинством в два фунта каждая в честь 200-летия со дня рождения
Брюнеля. На обратной стороне монет отчеканен портрет Брюнеля на фоне двух его
наиболее значимых достижений. На одной из монет изображен мост Royal Albert
Bridge, на второй — крыша станции Паддингтон.
Известный
английский певец Стинг включил в свой альбом 2013 года балладу Ballad of
the Great Eastern в стиле старинной народной песни, повествующую о строительстве
знаменитого парохода-гиганта, в финале которой утверждается, что Брюнель
продал душу дьяволу.
Именем Брюнеля
назван технический университет в Лондоне.