В статье рассматриваются недавно пополнившие словарный состав русского языка неологизмы. Поясняется значение наиболее активно употребляемых слов, объясняются причины и пути их заимствования.
Ключевые слова : словарный состав языка, неологизм, заимствование, лексика.
В последнее время словарный состав русского языка обновляется в быстром темпе, постоянно совершенствуется. Это связано с тем, что язык всегда развивается вместе с жизнью, реагирует на изменения окружающего нас мира и зависит от стремительных реформ в обществе. Такова природа языка.
Словарный состав всех языков мира характеризуется одним и тем же явлением: со временем многие слова уходят, а многие входят в активный словарный запас носителей русского языка. И неологизмы, которые являются единицами языка, по праву отражают актуальное состояние лексического состава.
А. А. Брагина отмечает, что пополнение словаря современного языка происходит внешними и внутренними путями. Внешние причины характеризуются вхождением в язык новых понятий, явлений и предметов, например: мультиварка, айфон, удалёнка, самоизоляция. Внутренние факторы выражаются внесением нового эмоционального оттенка уже существующим предметам: быстрый стрелок — снайпер [1, с. 62].
Человек XXI века не представляет жизнь без интернета, без новейших информационных технологий, социальных сетей и т. п. В жизни современного общества происходят большие изменения, всё вокруг развивается в больших скоростях. Люди постоянно в движении: они изобретают, строят, создают. Новациям со стороны языка даются названия, вступают в новую лексику и входят в группу неологизмов. Неологизмы — это и есть слова, которые созданы для наименования новых предметов, признаков, действий, явлений.
Активный словарный запас современного общества постепенно расширяется, и причиной этому становятся интернет, социальные сети, телевидение. Надо признаться, что сейчас мы знакомимся с новыми словами именно через всемирную сеть, потому что они там и появляются, и оттуда же идёт приток новых понятий.
В сегодняшний день в обычной странице поисковиков или социальных сетей можно часто обнаружить такие слова, как дедлайн, локдаун, демо, репост, чат-бот, вебинар, веган и многие другие.
Слово «дедлайн» вступило в речь с английского языка (deadline — мёртвая линия) и обозначает последний срок завершения работы над проектами или определёнными заданиями, конкретный момент времени, к которому она должна быть выполнена.
Слово «локдаун» (lockdown) обозначает режим изоляции в случае чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия или эпидемии. Людям запрещается свободно передвигаться, входить или выходить из здания или определённой территории в связи сложившихся неблагоприятных условий.
Со временем всё больше популярным становится слово «демо», которое обозначает подготовительную версию созданного продукта. Она бывает часто бесплатной и урезанной. К примеру, это может быть компьютерная игра или мобильная программа.
Те, кто намного больше пользуются социальными сетями, часто встречают такое слово, как «репост». Репост с каждым днём становится одним из основных видов активности в социальных сетях и означает передачу поста одного пользователя другим.
В сфере информационных технологий одним из часто используемых слов является «чат-бот». Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, который принадлежит определённой компании или фирме. Он помогает выяснить потребности пользователей и удовлетворить их.
Каждый, кто работает в сфере науки сталкивался с таким понятием, как «вебинар». Вебинар — это новейшая технология, которая позволяет проводить конференцию, совещание или обучающее занятие в режиме онлайн, то есть с помощью интернета и в момент его проведения участники могут находиться в любом уголке мира.
Наша сегодняшняя жизнь богата новшествами. С появлением и изобретением новых предметов и понятий появляются новые профессии. Например, все более популярной становится профессия веб-дизайнера. Веб-дизайнер — специалист, который занимается созданием веб-ресурсов и обеспечением удобства их использования.
Теперь почти все бизнесмены или люди, занимающиеся торговой сферой деятельности, нуждаются в такой новейшей профессии как SEO-специалист. SEO (от англ. Search Engine Optimization — поисковая оптимизация) — это комплекс мер, предназначенных для усовершенствования, развития и улучшения сайтов или профилей социальных сетей для их ранжирования в поисковых системах. SEO-специалист развивает и продвигает сайты и профили пользователей в поисковых системах.
В настоящее время каждому пользователю социальных сетей известна такая профессия, как блогер. Блогеры — это интернет-пользователи, которые с определенной целью ведут собственные странички, профили, каналы или сайты и имеют определенное количество подписчиков, и тем самым зарабатывают на этом непосредственно через рекламы.
Согласно Н. М. Шанскому, неологизмы — это новые лексические единицы, которые возникают на основе потребности общества в наименовании нового предмета, понятия или явления и носят ощущение новизны речи носителей языка. [2, с. 158]
Литература:
- Брагина А. А. Неологизмы в русском языке. — М.: «Просвещение», 2000.
- Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1964.