В этой статье мы будем поднимать тему рынка зарядных станций для электромобилей на территории Российской Федерации. Проводить анализ перспектив данных направлений. А также исследовать возможность установки станций для подзарядки электромобилей в текущих реалиях.
Ключевые слова : электромобиль, зарядная станция, рынок, инфраструктура .
Рынки для электромобилей и зарядных станций развиваются очень динамично: темп роста — до 80 % ежегодно. К окончанию первого квартала 2021 года в России было зарегистрировано 12,4 тысячей электромашин. В 2025 году будут увеличены продажи электромобилей до объема 100 тысяч единиц. К 2030 году количество электромобилей на дорогах общего пользования будет составлять 1,5 млн единиц.
Поддержка рынков очень активно обсуждается на федеральных уровнях — разрабатываются программы стимулирования развития зарядных инфраструктур для электрокаров. До 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета правительство совместно с Минэкономразвития предлагают выделить более 30 млрд. рублей. Программы льготных лизингов для электромобилей в соответствии с концепцией по развитию производств и использования электротранспорта до 2030 года начнутся в ближайшее время.
На данный момент в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Казань хозяева электрокаров пользуются муниципальными парковочными местами бесплатно. В ближайшее время это должно распространяться и на другие города, в ближайшем будущем — на Нижний Новгород. В ряде других регионов предусмотрели отсутствие транспортных налогов или значительную скидку на его уплату.
Что такое электромобиль. Электромобиль — это автомашина, приводимая в движение одним или несколькими электродвигателями с получением питания от независимых источников электроэнергии (аккумуляторы, топливные элементы, конденсаторы и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания. В 2020 году доля автомашин с электрическими двигателями составила 0,7 % от общего количества машин в мире. Электромобиль отличается низким транспортным расходом. Ford Ranger потребляет 0,25 кВт·ч на один километр пути, Toyota RAV4 EV — 0,19 кВт·ч на километр. Средние годовые пробеги автомобилей в США составляют 19200 км (то есть 52 км в день). При цене электроэнергии в США от 5 до 20 центов за кВт·ч стоимость годовых пробегов Ford Ranger составляет от $240 до $1050, RAV-4 — от $180 до $970.
Публичная инфраструктура. Необходимо произвести установку более 100 зарядных станций с портами Chademo (японский стандарт зарядки постоянным током, используется на Nissan Leaf), CCS (европейский стандарт, также постоянный ток) и Type 2 (европейский стандарт, переменный ток). Создать службы быстрых реагирований в случае поломок данных станций.
Сделать приложение для смартфонов для просмотра расположения станций. Также в этом приложении предоставить информацию о загрузке заправочной станции. Разработать службу поддержки в этом приложении по работе станции и самого приложения.
Зарядка автомобиля будет занимать не менее 40 минут. В приложении должна отсутствовать функция брони зарядной станции. Поскольку это может служить причиной дополнительных очередей на зарядных станциях.
Организация мини зарядных станций в паркингах. Если у автовладельца присутствует своё парковочное место в паркинге, то туда можно произвести внедрение мини электростанции. Это удобно будет в тех случаях, когда, к примеру, водитель приехал к себе домой, оставил автомобиль на ночь. За время ночной стоянки у автомобиля зарядится батарея, затем не нужно будет ехать, и искать заправочную станцию и тратить время на зарядку автомобиля. Возможно, обойтись стандартной розеткой, но в данном случае необходимо иметь в виду, что батареи емкостью 40 кВт за ночное время зарядить не получится. Для инсталляции данной станции, возможно, потребуется увеличение мощности на паркинг. Это бумажная процедура, поскольку станции используют сравнительно небольшие мощности. Батареи литий ионные, конечно, они никакой водород не выделяют, поэтому в целом очень безопасны. Оплата должна будет осуществляться по счётчику управляющей компании, либо организацией по энергоснабжению, в зависимости от того, как будут оформлены документы. Этот способ удобен тем, что пока автовладелец дома, его электромобиль за это время произведёт подзарядку.
Своя станция во дворе дома. Своя станция во дворе дома — это реальная идея. Существует порядок предоставления участков земли, закреплённый в Земельном кодексе — разрешение на использование (не собственность, не аренда, а именно разрешение). В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1300 данные разрешения выдаются для размещения зарядных станций (терминалов) для электротранспортов. В разных регионах существует свой порядок исполнения данного постановления. После того, как были получены права на участок, необходимо подать заявление на получение ТУ (в Санкт-Петербурге это можно сделать удаленно через личный кабинет Ленэнерго). Из-за того, что станции зарядки переменного тока имеют довольно простое устройство с точки зрения энергетиков, а мощность невелика (не более 15 кВт 3 фазы), ТУ выдадут без особых сложностей. После его выполнения инспектора пломбируют счетчики, находящиеся в станциях, и составляют акты о выполнении ТУ. Вскоре будут заключаться договора с энергоснабжающими организациями, нужно ежемесячно сдавать показания и оплачивать, как за недвижимость.
В этом случае хозяин электромобиля также не привязан к публичным инфраструктурам, и фактически ему не надо тратить своё время на зарядку своего транспортного средства.
Виды заправочных станций Станции могут различаться по типам поступающего тока, по скоростям и мощностям зарядов, форматов самих зарядок и типам конвекторов. Также могут различаться как ручные, так и автоматические зарядки: с применением кабелей или индукционных платформ и пантографов (токоприёмников с подъёмными механизмами). Данные отличия влияют на цену, популярность и, как следствие, окупаемость станций.
Основное, что необходимо знать про зарядку для электрокара: там могут применяться как переменные, так и постоянные токи. В первом случае преобразование переменных токов из сетей в постоянные токи необходимо для зарядок батарей, всё это происходит в электромобилях.
То, с какими скоростями могут производить заряды батареи, зависит от мощностей преобразователей переменных токов. Обычно подобные зарядки ставят у домов или у работы: автомобили в них заряжаются в течении пары часов ночью или днём.
Во втором случае преобразование переменных токов из сетей в постоянные происходит на самих зарядных станциях. Благодаря специальным коннекторам, электрокары заряжаются при высоких мощностях (более 22 кВт) довольно быстро, а сами зарядные порты имеют прямые контакты с батареями автомобилей.
Время зарядки может занимать от 30 минут до четырех часов, и это зависит от максимальных мощностей станций, типов кабелей, ёмкостей аккумуляторных батарей, текущих уровней зарядов автомобиля и температуры на улице.
Сколько будет стоит начать заниматься данным бизнесом. Заход в данный тип бизнеса быстрых зарядок для электромобилей в России стартует от 3 млн рублей, но пока данная установка далеко не всегда может быть коммерчески рентабельна: наш рынок электромашин в основном состоит из «дорогих игрушек», стоимость которых составляет от 6 млн рублей.
Себестоимость самих станций составляет примерно 30 % от себестоимости всех проектов по установке зарядных инфраструктур. Огромные части этих средств уходят на строительно-монтажную часть работ и подключения дополнительных мощностей к точке подключения зарядных станций.
С основными расходами на самом старте проектов — стоимость самих станций, технических подключений к электросетям и оплаты электроэнергии — можно постараться уложиться в миллион рублей.
Где приобретать данные установки. Можно закупать оборудование для станции у зарубежных производителей (Siemens, Schneider Electric, ABB, ENEL и других) или сделать ставки на эксклюзив и опробовать открыть одну из первейших точек Tesla Supercharger на территории Российской Федерации. Однако дешевле будет обратить свой взор на продукцию российских игроков: Rewatt, Touch, «Яблочков», «Форма», «ПСС». Важно, что производство у Touch, как и у компаний «Яблочков», располагаются в Санкт-Петербурге.
Активно занимающихся заправочными инфраструктурами фирм в России около 10. В основе это дистрибьюторы и дилеры электрооборудования, которые приобретают зарядную станцию за рубежом. При этом у них разная бизнес-модель: некоторые работают только с корпоративными секторами, а кто-то за счет этого расширяет свой ассортимент.
Потенциал рынка для благоприятного времени. Прибыльность рынка зарядных станций для электромобилей зависит от их размеров, темпа роста и конкуренции. Размеры рынков станут привлекательными для бизнеса, когда в год на территории Российской Федерации будут продаваться по несколько десятков тысяч автомобилей. Темп роста в ближайшее время точно будет огромный для автомобильного рынка, а конкуренции практически не будет, так как нынешние игроки будут с тяжестью воспринимать его специфику и новейшие требования. В 2021 г. правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года» Запланировали в течение 2021–2024 гг. наладить производство 25 тыс. электромашин и установку 9400 зарядных установок. К 2030 г. выпуск электромобилей должен составлять 10 % от общего выпуска автомобилей. Автомобили с ДВС потребляют бензин, на получение которого расходуется около 44 % мирового производства нефти. ОПЕК прогнозирует к 2035 г. начало снижения мирового спроса на нефть, вызванного переходом к использованию электромобилей. По другим оценкам, это произойдёт уже к 2025 г.
Литература:
- Строганов, В. И. Моделирование систем электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой в процессах проектирования и производства: монография / В. И. Строганов, В. Н. Козловский. — М.: МАДИ, 2014. — 264 с.
- Мацкерле, Ю. Современный экономичный автомобиль /Ю. Мацкерле; пер. с чешск. В. Б. Иванова; под ред. А. Р. Бенедиктова. – М.: Машиностроение, 1987. — 320 с.
- Строганов, В. И. Модель ремонтопригодности как инструмент прогнозирования качества и надежности легкового автомобиля / В. И. Строганов, В. Н. Козловский // Автомобильная промышленность. – 2013. — No 11. — С. 19–21.