Эмоциональное выгорание курсантов первого курса, проходящих службу в ведомственных вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Шумакова, С. А. Эмоциональное выгорание курсантов первого курса, проходящих службу в ведомственных вузах / С. А. Шумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95346/ (дата обращения: 16.11.2024).



Эмоциональное выгорание — состояние эмоционального, умственного, физического истощения, возникающее в результате хронического стресса на работе [5]. Человек в таком состоянии считает, что он работает, тратит много сил, но при этом его личный вклад никак не ощущается. Изначально эмоциональное выгорание выделяли как проблему лично человека. Сейчас же с этим синдромом должны помогать сами корпорации: менять обстановку в компании, рабочую среду.

Выделяют три стадии выгорания: эмоциональное истощение, проявляется в неадекватном оценивании своей работы за счет накопления негативных психологических состояний, таких как опустошенность и нежелание продолжать деятельность. Данные эмоции мы получаем от начальствующего состава, посредством неоднократного совершения ошибок и указания на них не всегда в спокойной манере. На курсанта идёт давление, отставание в учебном процессе, что является невыполнением служебных обязанностей. Со временем курсант «закрывается», далее начинается следующий этап.

Отстранённость, проявляется в нежелании поддерживать разговор с коллегами своего взвода и курса, курсант не может найти подход к преподавателям и усвоить успешно учебную программу. Итак, малое общение с семьёй может привести к конфликту. На данном этапе происходит абстрагирование от социума, продолжается совершение ошибок, которые являются факторами перехода к следующему этапу.

Низкая профессиональная эффективность заключается в нестабильном психологическом состоянии: повышенная раздражимость, тревожность, апатия, усталость [3]. В таком положении не выполняется работа, происходят конфликты с близкими и окружающими людьми, вследствие чего с курсантом будут проводиться множество воспитательных бесед, а это в свою очередь негативно сказывается на его личном деле, которое после окончания высшего учебного заведения поступит в территориальный орган.

Причиной проявления эмоционального выгорания может стать высокая ответственность, нехватка ресурсов, неясные требования к результату, отсутствие обратной связи, отношения с коллегами, постоянные переработки [4].

Курсант — чаще всего это ещё ребёнок, который только получил среднее образование и, поступив в ведомственное образовательное учреждение, является сотрудником той или иной государственной системы, который одновременно получает высшее образование и проходит службу. Находясь в ведомственном вузе, ему сложно привыкнуть к внутреннему распорядку дня, в котором закреплено всё по времени: ранний подъём, зарядка, приём пищи, учебная программа, вечерние мероприятия такие как: ежедневная уборка закреплённой территории, просмотр информационно-аналитических программ, вечерняя прогулка и проверка личного состава, отбой. В будние дни у курсанта есть один час свободного времени. Также хочется отметить, что человек всё время находится в постоянном контакте со своими сослуживцами, что является немаловажной причиной эмоционального выгорания, так как и любому человеку, служащему необходимо отдыхать от окружающих его людей.

Справиться с эмоциональным выгоранием можно следующим образом: 1. Найти причину. Курсант должен найти то, что является его раздражителем. Если негативные факторы сильнее приятных ощущений таких как: удовлетворённость, отдача при работе, то стоит задуматься, в том ли он месте находится. Для ясности ситуации следует поговорить с местным психологом. 2. Установить границы. Стоит научиться правильно разграничивать своё рабочее, учебное время от свободного. Во время отдыха не следует заниматься учёбой, а попробовать заняться любимым делом: послушать музыку, которая нравится, позаниматься спортом (бег помогает разобраться в своих мыслях) или же просто посидеть наедине с собой. Также следует разграничить возможное и невозможное.

3. Больше проявлять заботу о себе и своём организме [6]. Как и было указано выше свободное время следует посвятить самому себе. Физические нагрузки, прослушивание музыки и спокойное времяпрепровождение полностью не решит проблему эмоционального выгорания, но поможет испытывать меньше стресса и лучше справляться с нагрузкой.

Изучив эмоциональное выгорание, могу пояснить следующее, что с синдромом, курсант, проходящий службу в ведомственном вузе, может справиться даже придерживаясь распорядка дня, для этого следует научиться правильно разграничивать своё свободное время. Для только поступивших на службу, проходя этап адаптации, сложно найти причину выгорания и справиться с ним, потому что перед нами еще не сформированный психологически школьник.

Психологи вуза могут помочь найти причины и дать советы как бороться с выгоранием. Для обучающегося важно, чтобы его понимали и резко не реагировали на его непостоянное настроение. Сам же курсант должен понизить свои стандарты: уровень ответственности должен быть ниже; требования, которые предъявляют офицеры, должны быть ясны, то есть в случае непонятности, уточнить, переспросить; друзьям и близким говорить о своих проблемах, от них можно получить помощь; давать себе время на отдых.

Таким образом, курсант сможет правильно и без особых угроз для своего психологического здоровья справиться с синдромом эмоционального выгорания, а в будущем, при первых же его проявлениях, уже будет знать, как реагировать, чтобы не допустить переходов на следующие этапы.

Литература:

  1. Мороз Ю. С. Влияние выгорания и постстресса на качество образовательного процесса // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 251–253.
  2. Иванова Л. А. Профессиональное выгорание педагога // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). —С.709–711.
  3. Токова, А. Ю. Эмоциональное выгорание педагогов в процессе проведения онлайн-уроков // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 56–59.
  4. Плотникова, В. А. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С.54–56.
  5. Колузаева Т. В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2020 — № 4. — С.121–132.
  6. Луковцева З.В. О причинах собственного эмоционального выгорания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №32. С. 24.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, курсант, свободное время, ведомственный вуз, учебная программа.


Похожие статьи

Адаптация курсантов младших курсов военных вузов к огневой подготовке

Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов в ходе физической подготовки

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников с разным уровнем интернет-зависимости

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Экспериментальная проверка развития иноязычной коммуникативной компетенции через драматизацию у младших школьников

Мероприятия по усвоению корпоративной культуры в процессе адаптации персонала на Иркутском авиационном заводе

Опыт использования КТД во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Похожие статьи

Адаптация курсантов младших курсов военных вузов к огневой подготовке

Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов в ходе физической подготовки

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников с разным уровнем интернет-зависимости

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Экспериментальная проверка развития иноязычной коммуникативной компетенции через драматизацию у младших школьников

Мероприятия по усвоению корпоративной культуры в процессе адаптации персонала на Иркутском авиационном заводе

Опыт использования КТД во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Задать вопрос