Впредлагаемой статье автор рассуждает о возможности применения инструментов медиации как альтернативной процедуры урегулирования споров, возникающих в общественных отношениях, складывающихся в сфере оказания государственных услуг, исследуя научные взгляды российских ученых и нормы действующего законодательства.
Ключевые слова: конфликт интересов, должностное лицо, досудебное разрешение споров, медиация, инструменты медиации, государственная гражданская служба.
В России все большую популярность приобретает такой способ урегулирования споров как медиация.
В связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившего в законную силу с 1 января 2011 года (далее — Закон о медиации) процедура медиации получила свое закрепление на законодательном уровне.
В соответствии с вышеназванным федеральным законом процедура медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация дает возможность избежать временных потерь, характерных для судебных тяжб. Медиатор координирует коммуникативный процесс и анализирует личностные интересы конфликтующих субъектов, тем самым подталкивая стороны к выработке удовлетворяющего их решения по конкретному спору.
В практической деятельности при возникновении конфликта между государственными служащим, исполняющим свои прямые должностные полномочия, и третьим лицом (юридическим, физическим), медиация не может находить своего практического применения. Это связано с тем, что государственный служащий за время прохождения государственной гражданской службы может находиться в различных публичных отношениях, взаимодействуя с третьими лицами, в частности, теми, кому оказываются государственные услуги [5].
Однако применение инструментов медиации может стать эффективным механизмом урегулирования споров по вопросу законности принятых должностными лицами решений, наладить позитивную обратную связь между государственными служащими и теми, кому оказываются государственные услуги.
Как отмечается в юридической литературе, «медиация является институтом современного гражданского общества на пути к цивилизованному и гармоничному развитию общественных отношений в разных сферах жизнедеятельности» [4].
Но люди, столкнувшиеся с необходимостью разрешить свой спор, по-прежнему отдают решение по спору в инстанцию «первого выбора» — суд. Для них судебная власть является гарантом справедливости. Обращение в суд является неотъемлемым конституционным правом гражданина.
Но во многих случаях спор возможно и нужно попытаться урегулировать без обращения к судебной власти. Хочется верить, что в ближайшем будущем суд будет последней инстанцией в поисках справедливости.
Медиацию относят к системе альтернативных методов разрешения споров, имея ввиду альтернативу традиционной системе правосудия (судам).
Шамликашвили Ц. А. в своих трудах дает, на мой взгляд, самое глубокое и развернутое понятие рассматриваемому процессу: «медиация — это путь к осмысленному взаимоприемлемому решению, основанному на консенсусе между сторонами, вовлеченными в спор. При успешном исходе медиации нет ни победителей, ни побежденных — выигрывают все стороны, вовлеченные в конфликт.
В ходе процедуры медиации внимание спорящих не заостряется на изучении прошлой ситуации с целью определить, кто прав, а кто виноват. Главным ориентиром в процедуре медиации является ответ на вопрос о том, каким хотят видеть будущее стороны, вовлеченные в конфликт.
Вырабатываются решения, ориентированные на будущее, которые приемлемы и удовлетворяют потребностям всех сторон. Помимо разрешения спора, которое, происходит с наименьшими затратами и гораздо быстрее, нежели при использовании других способов, медиация сохраняет возможность диалога и даже улучшения партнерских отношений между спорящими сторонами» [6].
Облегчение доступа к справедливости является важной особенностью медиации. Справедливость категория относительная, у каждого существует свое представление о справедливости. А медиация, обращенная к интересам участников спора, и, одновременно, создающая условия для того, чтобы результаты урегулирования отвечали потребностям всех сторон, вовлеченных в спор, создает наилучшие условия для того, чтобы решение было справедливым для каждого из оппонентов.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора [1].
Все действия в работе медиативной системы решения конфликтных ситуаций и споров основаны на принципе добровольности.
Принцип конфиденциальности заключается в следующем — все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.
Принцип сотрудничества заключается в том, что субъекты конфликта не состязаются друг с другом, не противостоят в ходе примирительной процедуры, а с учетом имеющейся у них информации стремятся к достижению соглашения, устраивающего обоих, стремятся сотрудничать друг с другом.
Стороны равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.
Медиатор должен остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации. В этом и заключается суть принципа беспристрастности и независимости медиатора.
Для достижения поставленных целей, а именно урегулирование спора, в процессе медиации используются различные коммуникативные инструменты и техники.
Основными инструментами медиации являются:
- Активное слушание — способ обеспечения эффективного слушания, ориентированный на понимание смысла в целом и интерес к человеку.
- Эмоциональный повтор — пересказ услышанного с проявлением эмоций.
- «Петля понимания» — инструмент уточнения и прояснения смысла сказанного, помогающий обеспечить насколько возможно полное, глубинное понимание собеседника, через которое сказанное становится не только услышанным, но и принятым, понятым.
- Техника задавания вопросов — это умение задавать определенные типы вопросов вовремя и к месту, с целью получения более широкого взгляда на ситуацию, проблему.
- Деконструкция — это демонтаж старой структуры, предпринятый с целью показать, что ее претензии на безусловный приоритет являются всего лишь результатом человеческих усилий и, следовательно, могут быть подвергнуты пересмотру.
Функции деконструкции:
— Иррационализация текста.
— Критика структур и институтов, лежащих в основе текста.
— Демонстрация демонтированного.
— Демонстрации неизбежной ошибки в понимании текста.
— Поиск скрытых понятий.
- Логическое следствие — попытка выдвинуть предположения о мотивах сказанного, развитие будущего или ситуации.
- Вербализация — продолжение разговора и указание, что вы его слушаете.
- Зеркальное отражение — выражение тех же эмоций, что и у собеседника.
- Обобщение (резюмирование) — многофункциональный инструмент обеспечивающий конструктивный подход и структурирование в процессе диалога.
- Перефразирование — пересказ значимых и важных фраз своими словами. Помогает услышать собственные высказывания со стороны или смысл, который ими передается.
- Рефреминг — инструмент медиатора, позволяющий изменить свое представление о проблеме, взглянув на нее под другим углом, тем самым совершить переход от позиций к интересам. Такой переход позволяет достичь подлинного разрешения разногласий и полностью исчерпать конфликт между спорящими сторонами.
- Медиационный коучинг («сoaching» — наставлять, воодушевлять, тренировать) — это индивидуальная беседа со стороной конфликта. Проходит в форме консультирования и потому идеально подходит к подготовительной стадии медиации, когда происходят индивидуальные беседы со сторонами.
- Эхо-техника — повторение слов собеседника в ходе которого говорящий уверен, что: слушающий ему сопереживает, слушающий его слышит, слушающий его слушает.
Возможности эхо-техники:
— удержание эмоционального фона
— прояснение понимания
— побуждение к высказываниям.
Объективно отмечая, что Закон о медиации не предоставляет никаких эффективных и продуктивных практических механизмов при использовании содержащихся в нем правовых норм для урегулирования конфликтов права в государственных организациях, однако использование инструментов медиации может послужить эффективным механизмом взаимодействия с гражданами, повышения лояльного отношения граждан к системе органов государственной власти, снижения социальной напряженности в обществе, принятия законных решений.
Несмотря на указанные положения закона, многие эксперты считают возможным и эффективным использование инструментов медиации в сфере деятельности государственных служащих.
Ситуации, в которых должностные лица при принятии решений сталкиваются с конфликтами и спорами зачастую возникают:
— при осуществлении профессиональной деятельности при взаимодействии с гражданами и представителя юридических лиц;
— на этапе процессуального взаимодействия при разрешении споров в суде и иных уполномоченных органах.
Главными проблемами в коммуникации с гражданами является низкий уровень лояльности граждан к системе органов исполнительной власти, несоответствие действий государственных служащих интересам заявителей, использование формального, доступного не каждому гражданину, стиля взаимодействия.
Конфликт возникает из-за непонимания. Непонимание существует с обеих сторон конфликта.
Граждане ищут справедливости и открытости государства к их проблемам и потребностям, а должностное лицо, при принятии решения, руководствуется «буквой закона», соблюдая формальные установки.
В конфликте зачастую стороны охвачены злостью, чересчур резко судят о себе и о других, возникает феномен «туннельного видения». В результате стороны не готовы и не способны к общению и, как следствие, к сотрудничеству.
За агрессивным поведением могут скрываться страх, недоверие, незнание или неумение, боязнь потерять лицо и т. д. Цель использования медиативных техник и инструментов — определение источника гнева и принятие мер, которые необходимы для исправления ситуации.
Сегодня государство ведет активную работу по повышению лояльности граждан к системе органов государственной власти в целом, применению клиентоцентричного подхода в работе с обращениями заявителей, повышению качества предоставляемых услуг.
Для достижения большего эффекта от проделываемой работы, считаю целесообразным внедрение использования инструментов медиации при разрешении конфликтных ситуаций, связанных с решениями, принимаемыми должностными лицами, так как любые методы урегулирования конфликта необходимо сочетать и комбинировать.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"// http:// base.garant.ru.
- Исакова Ю. И. Перспективы развития медиации в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 9, pp. 27–30.
- Криволапова А. С. Тимофеев Н. С. Основные проблемы подготовки специалистов медиативных служб. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы конфликторазрешения в мире», Курск, 2022
- Минкина Н. И. Медиация в России: правовые основы становления и развития / Н. И. Минкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № 32. С. 62. (дата обращения: 15.03.2022 г.).
- Самохвалов Н. А. Медиация как инновационный способ урегулирования конфликтов в сфере государственной политики и управления // Журнал «Актуальные проблемы современности: Наука и общество» — № 2 /2014 (дата обращения: 27.01.2022 г.).
- Шамликашвили Ц.А Медиация — современный метод внесудебного разрешения споров / Ц. А. Шамликашвили. — М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2017. — 77 с