В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.
Ключевые слова: дошкольники с общим недоразвитием речи, уровень сформированности речевых компетенций, задержка психоречевого развития, речевой профиль.
В статье представлена организация и содержание исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В исследовании приняли участие дошкольники средней группы (12 человек) с общим недоразвитием речи III уровня пятого года жизни.
В констатирующем исследовании использовались следующие методы: изучение психолого-педагогической документации; наблюдение, беседа, эксперимент.
При изучении психолого-педагогических характеристик детей средней группы с задержкой психоречевого развития были отмечены следующие особенности: у троих детей затруднён процесс познавательной деятельности из-за неустойчивого и рассеянного внимания; незрелость операций мышления; несформированность процессов восприятия. Два дошкольника проявляют замкнутость, застенчивость, нежелание вступать в активный контакт.
В процессе наблюдения за детьми с задержкой психоречевого развития у троих детей отмечалась неясность речи, у четверых испытуемых при произнесении слов наблюдали отставание грамматического строя, у всей группы скудный словарный запас и недоразвитие связной речи.
Беседа с воспитателями группы, логопедом и дефектологом показала, что в звукопроизношении 5 (42 %) детей наблюдались замены звуков, сложных в произношении простыми, например, вместо звука [с] — [ш], [р] — [л], вместо звонких — глухие; смешиваются звуки [т], [д].
В речи дошкольников чаще использовались слова обиходно-бытового значения. Дети испытывали сложности в построении сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. Наблюдались аграмматизмы, выражающиеся в неправильном согласовании имен существительных с числительными, недоразвитие фонематических процессов, сложности при произнесении «трудных» слов (гинaсты — гимнасты).
В целях комплексного исследования и выявления уровня речевой компетентности у дошкольников с задержкой психоречевого развития использована методика И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» [3].
Методика была направлена на изучение уровня сформированности речевой компетентности и включала следующие показатели: понимание речи, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, слоговую структуру слова, звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, связную речь.
Результаты выполнения заданий оценивались в балльно-уровневой системе. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания.
Высокий уровень 5 баллов предполагал, что всем задания выполнены правильно; выше среднего 4 балла — это единичные ошибочные ответы, которые исправлялись ребенком самостоятельно или после уточняющего вопроса; Дошкольники получали средний уровень 3 балла, если большинство заданий выполнялись со стимулирующей помощью, темп выполнения был замедлен, требовалось повторение инструкции; ниже среднего 2 балла — часть ответов с уточняющей помощью, часть — с контекстной подсказкой, темп выполнения был замедлен, требовалось повторение инструкции; низкий 1 балл –неадекватные ответы, помощь ребенок не использовал. [3]
При обследовании строения и моторики артикуляционного аппарата детям быть предложены карточки с упражнениями: улыбка, иголочка, лошадка, качели, маятник и орешек, включающие задание повторить движения. При выполнении заданий у испытуемых мы наблюдали недостаточный диапазон движения языка 25 % (4 человека);у 58 % испытуемых (7 человек) присутствует смыкание губ с одной стороны, движения выполняются в неполном объеме у 42 % испытуемых (5 человек).
Для исследования лексического развития использовались задания на определение уровня сформированности повседневной, редко употребляемой лексики и т. д. Приведем примеры некоторых заданий:
Дошкольникам предъявлялся картинный материал (кукла, мишка, мяч, машинка, матрёшка, пирамидка, тарелка, блюдце, кастрюля, чашка, чайник) с инструкцией: «Что это?». Если данное слово отсутствовало в активном словаре ребенка давалось задание: «Покажи, где…». [3]
В результате мы выявили: что глагольный словарь ограничен небольшим количеством слов у 42 % испытуемых (5 человек); трудности вызывают слова редко употребляемой лексики у 67 % испытуемых (8 человек); испытывают трудности при подборе синонимов и антонимов 33 % испытуемых (4 человека).
Для изучения сформированности грaмматического строя языка использовались задания на проверку общего уровня языковых компетенций: «Послушай предложение и повтори его в точности как я»; проверка умения конструировать предложения «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».
Также включены задания на проверку правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительных падежах, усвоение предложно-падежных форм существительных и навыки словообразования.
По результатам исследования выявлено, что испытывают трудности в преобразовании существительных единственного числа в множественное 67 % испытуемых (8 человек), в преобразовании уменьшительно-ласкательных суффиксов — 75 % испытуемых (9 человек); большинство заданий выполняется с уточняющей помощью.
Изучение навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза позволяют выявить у ребенка не только нарушения фонематического слуха, но и ряд других показателей: замедленность, трудности переключения, персеверации. Детям предлагалось повторить слоговые ряды из слов: кот-кит, дом-дым, уточка-удочка, киска-миска и слоговые ряды из слогов: ба-па, мa-ба, ба-ма, га-ка, ва-ка, да-та, ня-на, та-да.
Прилагались также задания на различение на слух оппозиционных фонем на материале слов. В ходе исследования наблюдали замену звука в слове на другой звук у 50 % испытуемых (6 человек).
Для исследования звукопроизносительной стороны речи детям предлагалось повторить слова на разные группы звуков (звонкие, согласные, свистящие, шипящие, сонорные). В результате выявили, что у 42 % испытуемых (5 человек) наблюдалась замена звуков на более лёгкие по артикуляции, искажённое произношение некоторых звуков у 58 % испытуемых (6 человек).
При исследовании связной речи у всех дошкольников (100 %, 12 человек) отмечалось: непоследовательность в изложении; смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе; соскальзывают на второстепенные детали.
Приведем пример результатов логопедического обследования Семёна П.
Лексический запас у Семёна ниже возрастной нормы. Объем предметного словаря — 3 балла. Изучение глагольного словаря показал, что испытуемый может придумать самостоятельно одно слово-действие, отмечались паузы, повторения уже сказанных слов (например: «птичка прыгает... прыгает»), использовал помощь, оценка — 3 балла.
Не сформирован словарь наречий — 1 балл. Задания на подбор определений оценено в 3 балла. Словарь притяжательных местоимений сформирован в пределах возрастной нормы. При выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов испытывает затруднения, выполняет в замедленном темпе — 2 балла. Уровень обобщений был оценён в 2 балла.
Нарушена дифференциация близких по смыслу понятий — 2 балла. Допускает ошибки при выполнении заданий на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах — 3 балла. Навыки словообразования были оценены в 2,5 балла. При обследовании строения и моторики артикуляционного аппарата выявлено, что грубых аномалий в строении нет, но не удаются движения: «Качели» и «Лошадка». Оценка — 3 балла. Нарушено произношение следующих звуков: Л, Ль, Р, Рь, С, Сь, 3, Зь, Ц. Оценка — 2 балла.
Был сделан вывод о том, что у ребенка речевые нарушения носят системный характер. Для овладения всеми компонентами речевой системы мальчику необходима целенаправленная помощь логопеда.
По результатам исследования на каждого ребёнка составлен и проанализирован речевой профиль, разработана индивидуальная и групповая коррекционная работа.
Таким образом, по результатам исследования и анализа речевых профилей выявлено, что у детей среднего дошкольного возраста преобладают средний, ниже среднего и низкие уровни речевой компетентности.
После проведённого нами исследования состояния речи у дошкольников с задержкой психоречевого развития можно сделать вывод, что результаты практического исследования показали необходимость диагностики речевых компетенций и привели нас к выводу о том, что у дошкольников с задержкой психоречевого развития затруднено формирование всех исследуемых речевых компетенций.
Литература:
- Ларина Л. Ю. Исследование речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития / Л. Ю. Ларина Педагогический журнал. -2016. -№ 4.- С. 127–139.
- Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР: учеб. пособие к спецкурсу / Р.И Лалаева — СПб: МГНП «Внедрение», 1992.
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития / И. Д. Коненкова — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005–80 с.