В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической поддержки педагогического коллектива, осуществляемый старшим воспитателем дошкольного учреждения с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников). Даны практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического обеспечения педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.
На сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС в практическую деятельность подавляющего большинства дошкольных образовательных организаций возникают непредвиденные трудности, трудности, требующие своевременной и оперативной реакции со стороны педагогов, которые в силу отсутствия такого опыта, срочно нуждаются в помощи — методической поддержке.
Проблема методического обеспечения педагогов дошкольного образования сложна, так как отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражена через системно-структурные, процессуальные и деятельностные характеристики (И. А. Липский).
Цель статьи — раскрыть сущность методической поддержки воспитателей дошкольных учреждений.
Важнейшим требованием реализации ФГОС дошкольного образования является постоянная методическая поддержка педагогов.
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическую поддержку педагога можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическая поддержка — это специально организованное системное взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи учителю в выборе путей решения проблем и типовых проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [1, c. 142]. Сущность методического обеспечения учителей составляет систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Анализируя результаты наблюдений за отношениями детей в старших группах детского сада, можно сделать вывод о недостаточном, а иногда и низком уровне сформированности навыков продуктивного общения у детей. Формирование коммуникативных навыков остается вне зоны внимания педагогов.
В основном воспитатели занимаются развитием познавательных способностей детей и установлением общей дисциплины в группе. Современное семейное воспитание зачастую не в состоянии обеспечить полноценное коммуникативное развитие ребенка. Все это приводит к тому, что дети предпочитают играть самостоятельно, изолированно от других, не принимая в свои игры сверстников [4, c. 55].
Увеличивается количество конфликтных ситуаций. Есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми.
Для решения вышеуказанных проблем, а также для более качественной подготовки к школе в плане их социальной готовности и профилактики школьной дезадаптации необходимо оказывать методическую поддержку воспитателям дошкольных учреждений в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к учебе в школе, как наиболее эффективная форма работы в детском саду. Основной целью такого рода методической поддержки является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития навыков свободного и продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками [2, c. 65].
Методическая поддержка воспитателей ДОУ строится на основе блоков (диагностического, психолого-педагогического и профилактического, а также блока консультирования педагогов) и осуществляется старшим воспитателем с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного образования и родителей воспитанников).
В начале сопроводительной работы с педагогами необходимо ориентироваться на диагностические средства при работе с дошкольниками для выявления текущего уровня сформированности социально-коммуникативной готовности ребенка к школе.
Этой работе обязательно предшествует внимательное изучение педагогом и психологом коммуникативного поведения каждого ребенка в группе сверстников, его эмоционального самочувствия, а также общего уровня психологического комфорта группы и стиля работы педагогов, отношения с учениками.
С этой целью проводятся наблюдения за различными видами деятельности воспитанников, уточняющие беседы с воспитателями. Анализ результатов наблюдения позволяет выявить детей с трудностями в общении, особенности взаимодействия взрослых и детей, влияние взрослых на формирование социально-коммуникативных навыков каждого ребенка. Затем психолог проводит более тщательное, углубленное обследование детей.
По мере необходимости к осмотру подключаются логопед и дефектолог. Это необходимо детям, у которых нарушения речи или умственная отсталость тормозят формирование коммуникативных навыков. По результатам обследования выявляют особенности социально-коммуникативного развития ребенка, планируют содержание индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, проводят консультации педагогов и родителей воспитанников по вопросам подготовки детей к школе [3, c. 108].
С самого рождения ребенок постепенно приобретает социальный и коммуникативный опыт посредством эмоционального общения со взрослыми. Именно они: родители, педагоги контролируют, направляют общение детей, показывают способы взаимодействия, одобряют или не одобряют то или иное поведение ребенка в общении.
Поэтому на них лежит огромная ответственность за формирование социальной и коммуникативной готовности детей к обучению в школе. Блок психологического воспитания и профилактики очень важен в методической поддержке воспитателей дошкольных учреждений.
Темы просветительской и профилактической работы варьируются в зависимости от конкретных условий и актуальных на текущий момент проблем, но некоторые темы рекомендованы для обязательного освещения. В данной работе необходимо учитывать не только вопросы общения ребенка со сверстниками или взрослых с детьми, но и особенности взаимодействия взрослых друг с другом (общение педагогов в коллективе и взаимоотношения родителей в семье). Это важно, так как личный пример взрослого — один из эффективных методов развития тех или иных качеств личности ребенка.
В рамках профилактической работы с учителями на педагогических советах и методических часах проводятся психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и сплоченности коллектива.
Тематические информационные стенды предназначены для родителей и педагогов. Примерные темы воспитательной работы с воспитателями дошкольных учреждений:
— «Концепция коммуникативного развития. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков детей в детском саду».
— «Искусство общения в коллективе: взаимоотношения педагогов, социально-психологический комфорт группы».
— «Повышение профессионального мастерства педагогов» (повышение коммуникативных навыков).
— «Роль воспитателя в формировании межличностных отношений детей в группе сверстников».
— «Детские конфликты: профилактика и регулирование».
— «Такие «комфортные» дети — работа воспитателя с застенчивыми и неактивными детьми».
— «Обучение детей общению».
— «Стиль семейного воспитания. Как выстроить оптимальное взаимодействие с ребенком».
— «Социальная адаптация ребенка к школе».
Основная задача методической поддержки на данном этапе — помочь педагогам и родителям организовать правильное взаимодействие с детьми в детском саду и дома.
Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых учитываются конкретные коммуникативные трудности ребенка во взаимодействии с другими детьми, родителями или педагогами; разрабатываются пути решения выявленных проблем, демонстрируются различные способы общения с ребенком для формирования адекватного коммуникативного поведения для формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Психологическое консультирование проводится по желанию педагогов, а также по инициативе старшего воспитателя в случае особой остроты проблемы.
Таким образом, в статье рассматривается сущность методической поддержки педагогов дошкольного образования, ее назначение и основные составляющие, представленные в виде блока диагностики, психологического воспитания и профилактики, а также блока консультирования педагогов. В исследовании также описывается процесс организации методической поддержки педагогического коллектива, осуществляемый старшим воспитателем дошкольного учреждения с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников).
Данное исследование не исчерпывает всех практических вопросов методического обеспечения педагогов дошкольного образования ввиду широты изучаемого явления, поэтому дальнейшие научные исследования будут направлены на вопросы, связанные с методическим обеспечением педагогов в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Литература:
- Абибуллаева, Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 142–145. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дата обращения: 10.10.2022).
- Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис... канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. — Екатеринбург, 1994. —230 с.
- Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.
- Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. — 2015г. — С. 55–58