Философия и поэтика любви в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Стеценко, О. А. Философия и поэтика любви в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» / О. А. Стеценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 236-239. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95415/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье предлагается опыт анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» (1837), в котором акцентирована философия и поэтика любовного чувства поэта, связанного с его богоборческим бунтарством.

Ключевые слова : Лермонтов, лирическая миниатюра, любовь, философия, поэтика, богоборчество.

Практически все шедевры любовной лирики Лермонтова, как отмечают многие исследователи художественного наследия поэта, были созданы им в так называемый первый период творчества (1828–1837 гг.) (см.: [1; 2; 4; 5; 6]. Любовная тематика не просто доминирует в произведениях Лермонтова той поры — сами художественные принципы ее воплощения, ее пафос и идейная направленность обусловлены теми устойчивыми чертами авторского сознания, где с явной очевидностью проступает символическая мера , которую поэт предъявлял и своему чувству любви, и духовному облику женщины, к которой это чувство обращено. В наиболее, так сказать, «чистом виде» такая символическая мера, определяющая философское содержание чувства любви поэта, предстает, на наш взгляд, в одном из ранних и, пожалуй, далеком от художественного совершенства стихотворений «Как дух отчаянья и зла…» (1831?).

Как дух отчаянья и зла,

Мою ты душу обняла;

О! для чего тебе нельзя

Ее совсем взять у меня?

Моя душа твой вечный храм;

Как божество, твой образ там;

Не от небес, лишь от него

Я жду спасенья своего [3, т. 1, с, 252].

Поэтические парадигмы «моя душа — твой храм» и «божество — твой образ» в несколько видоизмененном виде станут структурной и содержательной основой «ударной», афористической концовки сначала стихотворения «Я не люблю тебя; страстей…» (1831), а затем — «Расстались мы…» (1837): «Так храм оставленный — все храм, // Кумир поверженный — все Бог!»

Повторное употребление этих строк с новой сюжетной «надстройкой», наверное, может свидетельствовать не только о художественном изяществе фразы, как бы провоцирующем поиск столь же поэтически изящного ее «дополнения», лирического расширения, но и о найденной идеальной формуле в выражении той самой символической меры чувства любви.

Лирическую миниатюру «Расстались мы…» вполне можно считать своего рода идейно-художественным итогом духовных исканий лирического «я» в сфере любовных переживаний поэта. В пользу подобного утверждения свидетельствует тот факт, что в единственном прижизненном авторском сборнике стихотворений Лермонтова, изданном в 1840 г., миниатюра «Расстались мы…» фактически служит финальным аккордом этой небольшой (2 поэмы и 26 стихотворений) поэтической книги, в которую, кстати сказать, не вошло стихотворение «Парус», ставшим «эмблематическим текстом русской культуры» [7]. Стоит отметить при этом, что произведения любовной тематики в данном издании практически не представлены. Стихотворения, собранные здесь, как справедливо отмечает С. И. Кормилов, «не группировались по жанрам или темам, но напечатанные первыми явно рассматривались как программные » [2, с. 21; курсив наш. — О. С. ].

Приведем текст интересующего нас стихотворения.

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не смог:

Так храм оставленный — все храм,

Кумир поверженный — все Бог! [3, т. 2, с, 94].

Пространственно-временная организация этого лермонтовского шедевра, несмотря на его небольшой объем, поистине уникальна. Нашему взору открывается целая судьба человека, который в опыте прожитой жизни стремится безошибочно угадать свое будущее. Время для художественного «я» стихотворения здесь не существует вне событий, поочередно сменяющих друг друга ( расстались мы — храню портрет — разлюбить не смог ). И уже в этом поступательном движении чувствуется та фатальная обреченность бытия лирического субъекта, воспринимаемая и как субъективная закономерность, которая утверждается афористическим финалом. Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание фраз, усиленное четырехстопным ямбом, укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.

Следует указать и на оригинальное использование поэтом в стихотворении «Расстались мы…» такого средства художественной выразительности, как синтаксический параллелизм. Дело в том, что в миниатюре Лермонтова подобный параллелизм строфный. Оба четверостишия в синтаксическом плане построено по одному и тому же принципу: сначала указывается следствие, а затем называется его причина. В силу этого явлениями одного смыслового поля, соотнесенными друг с другом в структуре текста, предстают поэтические образы, которые в культурно-мифологическом аспекте по своей семантике совершенно разнородны. Вместо «законной» в этом отношении оппозиции: « душа », « храм », « Бог » — « бледный призрак », « кумир », в произведении наличествует явный синтез названных поэтико-художественных категорий. Подчеркнем, что здесь не неразличение разности понятий «кумир» и «Бог», а их сознательное восприятие поэтическим «я» Лермонтова как онтологического единства, в принципе отменяющее возможное взаимозамещение данных оппозиционных понятий, причем, несомненно, ключевых в христианской этике.

Нельзя не заметить и то, что чувство любви лирического субъекта обращено не к женщине, а к ее художественному изображению — портрету, который в этом произведении является новой поэтической формой объективации идеального представления лирического «я» Лермонтова о любимой женщине. Портрет — это совершенная во всех смыслах ипостась того же ангела из стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» (« Иль женщин уважать возможно, // Когда мне ангел изменил? »), так как образ его возлюбленной, запечатленный дважды — в медальоне и в слове и получающий предельно субъективный характер своего бытования, может подчиняться только воле его творца. Творение Бога и творение поэта не исключают, а взаимоподчиняют друг друга. И в этой лирической «дерзости» Лермонтова-поэта, стремящегося к земному воплощению своей отнюдь не земной символической меры любви, скрывается богоборческий порыв человеческого «я», неспособного жить по каким-либо установлениям, кроме установлений собственного сердца.

Но подобное духовное бунтарство в художественном сознании нередко контрастирует с покаянной рефлексией лирического «я» поэта, порожденной подлинно христианским осмыслением своих творческих устремлений. Она характерна и для ранних произведений Лермонтова:

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю… <…>

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, Боже, не тебе молюсь [3, т. 1, с, 73];

и она же без труда угадывается в его поздней лирике:

Но пред судом толпы лукавой

Скажи, что судит нас иной,

И что прощать святое право

Страданьем куплено тобой [3, т. 2, с, 176].

И в этом отношении кажется совсем не случайным, что в рукописях поэта лирическая миниатюра «Расстались мы…» находится на обороте стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). В таком сближении, наверное, заключена сама суть творческого духа Лермонтова, его художественной философии, определяющей характер лирического самовыражения поэта.

Литература:

  1. Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: Проблемы поэтики. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 285 с.
  2. Кормилов С. И. Поэзия Лермонтова. — 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 128 с.
  3. Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957.
  4. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. — М.; Л.: Наука, 1964. — 266 с.
  5. Мир Лермонтова: Коллективная монография / Под ред. М. Н. Виролайнен и А. А. Карпова. — СПб.: Скрипториум, 2015. — 976 с.
  6. Фохт У. Р. Лермонтов: Логика творчества. — М.: Наука, 1975. — 189 с.
  7. Юхнова И. С., Пяткин С. Н. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» в русской культуре // Вестник славянских культур. — 2022. — Т. 65. — С. 158–168.
Основные термины (генерируются автоматически): Лермонтов, лирическая миниатюра, чувство любви, бледный призрак, лирический субъект, любовная тематика, моя душа, символическая мера, твой образ, твой портрет.


Ключевые слова

любовь, Лермонтов, поэтика, философия, лирическая миниатюра, богоборчество

Похожие статьи

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Поэтика контраста в поэзии А. Фета (на примере анализа стихотворений «Печальная береза» и «Кот поет, глаза прищуря»)

В статье выявляется мастерство А. Фета как художника-импрессиониста, сумевшего с помощью приема контраста отразить идеи Красоты и гармонии в мире.

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой)

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя.

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе М. Н. Муравьева (1757–1807)

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М. Н. Муравьева. В работе показана динамика развития жанра, раскрыта связь творческих исканий поэта с античной и современной ему литературной традицией, индивидуал...

Похожие статьи

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Поэтика контраста в поэзии А. Фета (на примере анализа стихотворений «Печальная береза» и «Кот поет, глаза прищуря»)

В статье выявляется мастерство А. Фета как художника-импрессиониста, сумевшего с помощью приема контраста отразить идеи Красоты и гармонии в мире.

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой и Зульфии Исроиловой)

В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя.

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе М. Н. Муравьева (1757–1807)

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М. Н. Муравьева. В работе показана динамика развития жанра, раскрыта связь творческих исканий поэта с античной и современной ему литературной традицией, индивидуал...

Задать вопрос