В статье рассматривается опыт предоставления социальных услуг на дому, в стационарной и полустационарной формах пожилым гражданам в различных регионах России.
Ключевые слова: пожилые граждане, социальное обслуживание, социальные услуги на дому, социальные услуги в стационарной форме, социальные услуги в полустационарной форме.
Российское законодательство предусматривает три формы социального обслуживания пожилых граждан: в стационарной форме, в полустационарной форме и на дому [1]. Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста строго регламентировано, но как показывает практика, во многих регионах России существуют учреждения, которые занимаются социальным обслуживанием пожилых и предлагают при этом неординарные подходы.
В рамках оказания социально-медицинских услуг в стационарной форме пожилым гражданам следует рассмотреть деятельность учреждений социального обслуживания в Омской области, которая осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2014 года № 361-п «О Порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» и приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 9 февраля 2015 года № 14-п «О Порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании». С 1 июня 2022 года началась реализация проекта «Спутники Здоровья» автономной некоммерческой организацией «Негосударственный центр оказания социальных услуг «Серебряная подкова» совместно с бюджетным учреждением Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Омского района». Мероприятия ориентированы на помощь пожилым гражданам, проживающих в сельских поселениях, которые имеют потребность в прохождении физической и ментальной реабилитации. Комплекс оздоровления уникален в связи с тем, что используется оборудование «Термо-инфракрасный массажер» для термотерапии, магнитотерапию и фонотерапию. Помимо физической реабилитации с пожилыми гражданами проходят психологические тренинги с использованием метафорических карт. Учреждениями социального обслуживания в Омской области также предусмотрена доставка лиц, старше 65 лет, которые проживают в сельской местности, в государственные учреждения здравоохранения Омской области в целях проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний.
Интересным представляется также опыт Комплексного центра социального обслуживания населения Тюменского района, который предоставляет социальные услуги пожилым гражданам в полустационарной форме. На основании закона Тюменской области от 2 декабря 2014 года № 108 и постановления Правительства Тюменской области от 10 марта 2009 года № 73-п «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, нуждающихся в оздоровлении, в Тюменской области» названный центр оказывает такие услуги, как: предоставление нежилых помещений, оснащённых мебелью, обучающим, коррекционно-развивающим оборудованием, инвентарем, для организации и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом; социально-медицинский патронаж; социально-педагогическая коррекция; подготовка пожилого гражданина к самостоятельной жизни; и др. [2]. Также в рамках полустационарного обслуживания функционирует «Школа активного долголетия», которая представляет собой систему, куда входят реабилитационные, социальные и профилактические мероприятия, направленные на продление социально-активной жизни пожилых граждан путём профилактики старения, интеграции в современное общество, а также укрепления здоровья [3, с. 44]. В программу входит: лечение в санатории; кинезотерапия; спортивные, культурные, творческие и иные мероприятия. В частности, предусмотрена литературно-творческая гостиная и иные способы поддержки увлечений и интересов и увлечений пожилых людей.
В городе Тюмени действует «Университет третьего возраста», в рамках которого пожилым гражданам предоставляется возможность бесплатно получить новые знания, навыки и умения, поверить в свои силы и идти в ногу со временем. В настоящий момент функционируют такие факультеты, как медицинский факультет, представляющий собой цикл лекций от врачей ведущих медицинских учреждений и клиник города, факультет учебной хореографии, факультет рукоделия, факультет ландшафтного дизайна, где граждане пожилого возраста могут ознакомиться с правилами озеленения садовых участков, принципами проектирования малых садов и возможностями их благоустройства с применением элементов ландшафта.
Подобный опыт присутствует и в других регионах. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 года № 952-П была утверждена комплексная программа Свердловской области «Старшее поколение» до 2025 года», в рамках которой в учреждении социального обслуживания проводятся мероприятия, направленные на продление активного долголетия и профилактику одиночества, действует школа пожилого возраста, развивается «серебряное» волонтерство и работают клубы и кружки по интересам. В ГАУ «КЦСОН Ленинского района г.Екатеринбурга» действует двадцать один клуб по интересам для граждан пожилого возраста. Для любителей и мастеров вязания создан клуб «Вязаночка», любителей поэзии Александра Сергеевича Пушкина объединяет клуб «Муза». Для повышения компьютерной грамотности и работы на телефоне и планшете функционирует клуб «Навигатор». В клубе «Смородинка» происходят встречи садоводов и огородников, а клуб «Дамский каприз» объединяет участниц конкурсов красоты элегантного возраста.
Региональная практика показывает, что в рамках отдельных субъектов РФ или муниципальных образований мероприятия по социальному обслуживание пожилых граждан на дому также могут быть организованы особым образом.
На территории города Тюмени действует оздоровительный проект «Санаторий на дому», суть которого состоит в том, что пожилым людям предлагается в непринужденной, родной домашней обстановке пройти диагностику, адаптивную физкультуру и пальчиковую гимнастику, получить курс ароматерапии и психологического сопровождения. Также пожилые граждане могут получить советы по ведению здорового образа жизни и правильному питанию.
В Омской области на базе центров социального обслуживания населения существует проект «Услуга сиделки», особенность которого состоит в том, что он компенсирует недостаток сотрудников центров, особенно тех, что расположены в сельской местности.
В г. Екатеринбурге в центре «Близкие люди» функционирует школа ухода, основа которой составляет систематизированный курс по уходу за больными, рассчитанный на людей без специального медицинского образования. Данный курс рассказывает о том, как обеспечить безопасность больного и того, кто с ним находится, как ухаживать за больным в постели, поднимать и пересаживать его, как наблюдать за подопечным и проводить профилактику заболеваний, вызванных длительным постельным режимом, как помогать в приёме лекарств и выполнении назначенных врачом процедур, как осуществлять гигиену больного, как кормить больного.
В рамках развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания в Ханты Мансийской автономного округе-Югре на основании Закона от 30 сентября 2011 года N 95-оз функционирует такая форма оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста как приемная семья, которая представляет собой совместное проживание и ведение общего хозяйства пожилого человека, который нуждается по состоянию здоровья в постоянной или временной посторонней помощи, и совершеннолетнего дееспособного гражданина [4]. В данном регионе социальное обслуживания пожилых граждан на дому осуществляется на основании таких нормативно-правовых актов, как Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 июня 2014 года N 51-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» и Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 6 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре». В перечне услуг, оказывающих пожилым гражданам на дому, выделяются социальные услуги, направленные на удовлетворение духовных запросов получателя социальных услуг и предусматривает оказание помощи в проведении религиозных обрядов, в том числе с привлечением священнослужителей, религиозных организаций традиционных конфессий. Также предусмотрено содействие пожилым гражданам в организации ритуальных услуг: в случае смерти получателя социальных услуг извещение его родственников (при их наличии) о факте его смерти, организация медицинского освидетельствования факта смерти, оформление справки о смерти в органах ЗАГС, оформление документов на погребение; содействие в организации предоставления ритуальных услуг в пределах гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе вызов специализированных ритуальных служб [5].
На основании рассмотренных трёх форм социального обслуживания пожилых граждан можно сделать следующий вывод. В рамках социального обслуживания пожилых граждан активно вырабатываются и успешно применяются различные практики. Конкретное содержание услуг может сильно отличаться на уровне региона и отдельно взятого социального учреждения. Рассмотренный опыт регионов страны наглядно свидетельствует о том, что избранный законодателем подход к построению социального обслуживания на основе социальных услуг позволяет эффективнее выстраивать программы для лечения, реабилитации, активного долголетия, учитывающие конкретную жизненную ситуацию пожилого гражданина.
Литература:
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442: по сост. на 01.07.21 г. //Собрание законодательств Российской Федерации. — 2013. — № 52. — Ст. 7007.
2. Закон Тюменской области «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками услуг» от 2 декабря 2014 года № 108: по сост. на 28.06.22 г.//Тюменские известия. — 2014. — № 217 (6127).
3. Холостова Е. И. Технология социальной работы / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. — М.: «Дашков и Ко», 2015. — 478 с.
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О приемной семье для пожилого гражданина» от 30 сентября 2011 года N 95-оз: по сост. на 28.09.2012//Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. — 2011. — N 178.
5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» от 6 сентября 2014 года № 326-п: по сост. на 22.07.2022// Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. — 2014. — № 9 (часть I).