Благодарно ли заниматься своим здоровьем? Мы ведь знаем, что наше здоровье зависит от многих разных причин. Отвечать на этот вопрос предстоит самому. Учителя должны помочь детям найти резервы человеческого здоровья, поразмыслить над тем, от чего зависит здоровье, попытаться выработать стратегию здоровья.
Статистика утверждает, что в развитых странах средняя продолжительность жизни — 75 лет. К концу этого срока человек чувствует себя, как правило, очень скверно. Возникает вопрос: 75 лет — это много или мало? Оказывается, с точки зрения генетического графика, т. е. наследственной информации, записанной в генах, — это лишь четверть предназначенного нам жизненного пути, который должен быть приблизительно 150–200 лет.
В организме человека в тесной взаимосвязи работают две системы: нервная и иммунная. Нервная система ведает мыслями, эмоциями, поступками, работой органов и тканей. Иммунная система следит за состоянием органов и тканей. Исследователи Калифорнийского университета сравнили анализы крови людей жизнерадостных и страдающих депрессиями, оказалось, у оптимистов клетки иммунной системы активнее. Ученые ЦНИИ медико-биологических проблем спорта обнаружили, что в стрессовых ситуациях у человека возникает иммунодефицит — исчезают отдельные классы антител. Организация урока с таких позиций предъявляет особые требования к стилю общения педагога с ребенком, к методике преподавания. Урок — немалое напряжение сил ребенка. Оно должно быть направлено на позитивную цель — развитие ученика, а не преодоление стресса, страха перед учителем, перед отдельными видами учебной работы.
У каждого учителя свои приемы создания атмосферы урока: стиль общения с учениками, приемы выражения требовательности и доброжелательности, приемы включения детей в учебную работу, активизации; приемы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока (эмоциональные паузы, физкультминутки, использование музыки). Во многом эти приемы зависят от возрастных особенностей детей, от специфики класса. На своих уроках, например, я использую элементы игры, соревнования. Так в 7 классе при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» урок ведется мною в форме соревнования. Класс делится на три команды «Ух», «Ах», «Эх» (чаще по рядам, обязательно следует учесть «силовые» качества участников команд). Во время проверки знаний, актуализации, ученики отвечают на вопросы, решают задачи, зарабатывая очки для себя и для команды. При объяснении нового материала система сохраняется, учащиеся решают проблемные ситуации, поясняют опыты, делают выводы, рассказывают заранее подготовленные сообщения, набирая баллы как индивидуально, так и в команду. Урок в такой форме проходит очень эмоционально, живо, дети уходят с урока, глубоко усвоив материал и в хорошем настроении.
Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности, мотивационную, сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. Дети, застенчивые, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой особенно нуждаются в психологической поддержке учителя, необходимо обращать внимание даже на малые их успехи. Ребенок, испытавший положительные эмоции по поводу своего успеха, будет и впредь стремится к успеху. Так, например, на уроках решения задач, я даю задачу или карточку с тремя задачами неуверенному в себе ученику с тремя элементами сложности. Первый этап: нахождение величины по формуле (например: U=I*R), второй этап: для нахождения величины её необходимо выразить через формулы (R= , ), третий этап: выразить величину используя несколько формул (I=U/R: R= ; I= ). Как правило, с первой задачей ребенок справляется, обязательно надо похвалить. Со второй могут возникнуть трудности, но с помощью учителя или учащихся и эта задача решается. С третьей задачей возникают большие трудности, но и они преодолеваются с помощью педагога. Ребёнок должен проговаривать решение задачи, учитель хвалит ученика, сказав, что большую часть задачи он сделал самостоятельно. Это известный прием в педагогике — организация успеха. Снижается уровень трудности учебного задания на столько, чтобы ученик смог с ним справиться. Переживание успеха закрепляется, а затем уровень трудности повышается до нормативного. Повышение мотивации учебной деятельности ученика обеспечивается оценкой учителя. Следует различать оценку и отметку. Оценка выражается различными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, тон голоса, похвала и т. д.).
«От избытка душевных и телесных сил в каждом человеке быстрее зарождается жажда нового, частых перемен. Такой человек станет поистине владыкой своего будущего, не дрогнет перед неизмеримостью Вселенной и раскроет великие тайны Пространства и Времени» — слова писателя-фантаста И. Ефремова.
В подростковом возрасте происходят анатомо-физиологические изменения, которые определяют характер мышления, интересы, основные психологические процессы. Каждый ребенок должен знать, что с ним происходит, как работает человеческий организм, что разрушает его и старит. В связи с этим возникает необходимость формирования у школьников гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, обеспечения обучающихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
Я провела опрос обучающихся старших классов о здоровом образе жизни (9,10,11 классы) и выяснила, что большинство из них, к счастью, понимают важность сохранения и укрепления здоровья для творческой, активной, социально полезной, а также для будущей трудовой деятельности. Дети понимают, что и выбор профессии определяется особыми требованиями к состоянию здоровья. К сожалению, осознание проблемы и поведение, как показал проведенный опрос, для многих не одно и тоже.
Необходимо формирование культуры здоровья — обучение здоровью. В процессе обучения должны быть сформированы:
– научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
– отношение к здоровью как к ценности;
– целостное представление о человеке;
– навыки управления своим здоровьем;
– знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний;
– культура межличностных отношений;
– навыки безопасного поведения в жизненных различных ситуациях.
Каждое из этих направлений требует особого рассмотрения. Здесь я хотела бы остановиться на вопросах использования учебного материала для формирования культуры здоровья. При подготовке к урокам стараюсь проанализировать материал с точки зрения ценностного отношения к здоровью, а содержание учебного предмета «физика» дает большие возможности для формирования культуры здоровья, приобщение обучающихся к здоровому образу жизни.
Изучение курса физики в школе начинается в 7 классе с тем: «Физические величины. Измерение физических величин», «Физика и техника», эти темы позволяют запустить процесс самопознания, знание своего тела. На уроках ученики определяют параметры своего тела (рост, размер стопы, длину рук), измерение температуры тела. Оформляют альбом (стенгазету), готовят презентацию: «Физика на страже здоровья», в которых приводят примеры использования рентгена, ультразвука, постоянного тока с лечебной целью, электрокардиографии, современных методов исследования сердца, аппарата «искусственная почка» и т. д.
Так, например, при изучении тем «Двигатель внутреннего сгорания», «Тепловые двигатели», рассказываю, какой вред наносит живым организмам угарный газ, выбрасываемый в атмосферу с выхлопными газами. Угарный газ опасен для жизни: проходя через легкие, он всасывается в кровь, затем вступает в реакцию с гемоглобином — пигментом красных кровяных телец, образуя карбоксигемоглобин, и блокирует передачу кислорода клеткам тканей. При концентрации свыше 1,2 % угарного газа человек теряет сознание после 2–3 вздохов, и через 3 минуты умирает. Обязательно сообщаю, что в состав табачного дыма тоже входит угарный газ. Общий показатель токсичности табачного дыма почти в 5 раз превышает токсичность выхлопных газов автомобиля. Выкуривание только одной сигареты по действию на организм приблизительно равно нахождению вблизи крупной автомагистрали на протяжении 16 часов. Курение как активное, так и пассивное, т. е. вдыхание табачного дыма, вызывает сужение сосудов, их утолщению, что приводит к заболеванию, поражающему нижние конечности — прогрессирующее нарушение кровообращение, гангрена; сужение капиллярных сосудов, в том числе и сердца, последнее приводит к нарушению работы сердца. Курение отнимает 8–10 лет жизни.
При изучении темы «Строение вещества. Молекула» рассматриваю с детьми гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Демонстрирую фотографии молекул вируса гриппа, бактерий. Ученики делают вывод, что соблюдение правил гигиены — важное условие предупреждения инфекционных болезней, вызываемых болезнетворными бактериями.
При изучении темы «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» обязательно рассматриваются вопросы распространения инфекционных заболеваний воздушным путем, через воду и рациональные приемы защиты и использования лекарственных средств. Например, обсуждаю моменты:
– какой водой — теплой или холодной — лучше запивать лекарство, чтоб ускорить его действие? Почему?
– в каком виде лучше принимать лекарство: в виде таблеток или капель, чтоб ускорить эффект его действия? Почему?
– каково преимущество ингаляций перед другими способами введения в органы лекарственных средств?
– на каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных средств?
Профилактика травматизма и приемы оказания первой медицинской помощи включаю в темы «Механическое движение», «Давление». Например, обсуждаются вопросы:
– почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
– зачем автомобилист пристегивается ремнем безопасности?
– как оказать помощь человеку, провалившемуся под лед?
При изучении темы «Звук», опираясь на научные данные, анализируем с обучающимися причины и последствия негативного воздействия некоторых видов современной, развлекательной музыки на человека. Установлено, что определенная музыка является сильным раздражителем, и вызывает выделение гормонов, «стирающих» часть запечатленной в мозгу информации и способствующих нарушению нервно-мышечной координации, возникновению неврозов, необузданных порывов. При частоте музыки 6–8 колебаний в секунду теряется глубина восприятия, при частоте 25 колебаний в секунду — вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, что приводит в потере ориентации и контроля за своим поведением. Также на уроках обсуждается вопрос использования наушников и их влияние на слух, нервную систему. Ученые пришли к выводу, чем меньше наушники, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от громкости. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши повышают уровень звукового давления на внушительную величину.
В 11 и 9 классе при изучении темы «Биологическое действие радиации» затрагиваю вопросы, связанные с техногенными катастрофами. В связи с этим провожу дискуссии, какой фактор играет определяющую роль во внедрении любого научно-технического открытия техногенный или человеческий? Задаю детям вопрос: «В чем вы видите свою ответственность за сохранение жизни на земле, за своё собственное здоровье и благополучие?» Ученики сами делают вывод, что каждый человек должен с большой долей ответственности подходить к любому делу, а значит должен начинать с себя.
Здоровое общество нельзя построить, если каждый человек не будет задумываться о своем собственном здоровье, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех и процветание любого государства.