В данной статье проанализированы актуальные вопросы реализации экологической политики, проведен анализ состояния правового обеспечения государственной экологической политики в России.
Ключевые слова: реализация экологической политики, государственная политика, экологическая политика, правовое обеспечение, экологическая безопасность.
Постановка проблемы. В настоящее время в РФ актуальна реализация концептуальных подходов устойчивого развития как на общенациональном, так и на региональном уровнях. В этом контексте возникает вопрос обновления правовой базы по созданию модели государственного управления устойчивостью социально-экономических систем. Это возможно сделать прежде всего с помощью комплексного исследования научных и правовых основ такого управления. Анализ последних исследований и публикаций.
Анализу и решению проблем публичного управления сложными территориальными, социальными системами, а также их функционированию в контексте экологической безопасности посвящены разведки В. Андронова, О. Веклич, Д. Ветвицкого, С. Домбровской, И. Драгана, А. Лазора, О. Мордвиновой, Е. Карташовой, Т. Князевой, С. Мастера, Г. Серова, М. Шапочки, В. Шевчук, Л. Якушенко и др. В то же время можем констатировать, что научному определению принципов и правовых основ государственного управления эколого-ориентированного развития социально-экономических систем недостает системности. Постановка задачи. Следовательно, целью исследования является анализ состояния правового обеспечения реализации государственной экологической политики с целью научной аргументации направлений его усовершенствования в РФ [1, 2, 3].
Изложение основного материала. В последние десятилетия внесли значительные изменения в правовые экологические нормы как каждой страны в частности, так и в международное экологическое право в целом. Право человека на безопасную среду и качество этой среды были признаны фундаментальными ценностями цивилизации, а человек является неотъемлемой составляющей природы [1,3]. Постепенно было сформулировано понятие права человека на безопасную окружающую среду и определен круг его экологических прав и обязанностей. Понимание содержания нормативно-правового обеспечения государственной экологической политики как инструмента организации, регулирования, согласования и сбалансирования экологических и социально-экономических интересов общества позволяет направить и эффективно регулировать правовыми средствами государственную экологическую деятельность, способствует решению существующих практических проблем и противоречий в этой сфере государственного управления.
Государственная экологическая политика на региональном уровне, как систематизированная деятельность государства по определению стратегии экологически безопасного развития страны и взаимоотношений с другими субъектами региональной политики с целью создания условий устойчивого развития регионов, в практическом смысле имеет два среза. Первый — это экологическая политика государства по отношению к регионам, которую реализуют центральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения; второй — экологическая политика самих регионов, осуществляемая региональными органами публичной власти. Поскольку любая политика призвана обслуживать определенные интересы, целесообразным, в современных условиях развития межсекторного взаимодействия в экологической сфере, является признание региональной экологической политики как комплекса взаимосвязанных мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов на региональном уровне [5, 6, 8].
Отметим, что экологические проблемы современности вызывают опасность существования человека на всех уровнях — от локального до глобального. Для Российской Федерации эти проблемы являются достаточно острыми, поскольку имеет место значительная концентрация опасных производств, существенная трансформация ландшафтов, неэффективное использование природных ресурсов на уровне регионов (в том числе уничтожение невоспроизводимых видов), недостаточная обеспеченность производственных и контролирующих структур специалистами в области экологической безопасности.
Общее состояние экологической безопасности в Тюменской области является достаточно сложным. Существует широкое многообразие факторов (как природного, так и антропогенного характера), которые способны вызвать в будущем осложнения ее состояния в пространственно-временном аспекте. Это в значительной степени влияет на состояние окружающей среды региона и приводит к ухудшению условий жизнедеятельности людей [3, 7, 9].
На основе проведенного литературного обзора источников по теме исследования можно выделить, что обеспечение экологической безопасности является одним из основных приоритетов развития общества и отдельного субъекта страны. Эффективно управлять экологической безопасностью можно только на основе тщательного изучения условий формирования экологической опасности в определенном регионе. Все указанное определяет экологическую безопасность каждого региона РФ как актуальное научное направление в свете обеспечения национальной безопасности страны.
Таким образом, региону как административно-территориальной единице свойственны экологические, географические, социальные, культурные, демографические, экономические, финансовые, политические и другие особенности. Экологическая политика региона предполагает такие виды деятельности, как планирование, реализацию, контроль, анализ, исправление и учет ошибок. Непосредственно это осуществляют органы государственной власти в регионе, органы местного самоуправления, предприятия, неправительственные организации и население определенного региона, что в совокупности направлено на экологизацию производства и потребления как продуктов, так и услуг, предупреждение негативных последствий экономической деятельности на своей территории, воспитание экологической культуры и приверженности местному сообществу [8, 9].
Следовательно, экологическое законодательство — одновременно продукт и основная форма закрепления государственной экологической политики. Поэтому актуально и крайне необходимо совершенствование современной государственной экологической политики России, а именно: целенаправленное формирование нового экологического законодательства, которое будет соответствовать существующим вызовам настоящего. Поскольку именно сейчас формируются принципиально новые для России геополитические, социально-экономические, правовые и экологические условия дальнейшего развития международного сообщества, к которым наше государство пока не адаптировано [4,9]. Тем более, что в системе экологического законодательства России до сих пор отсутствуют законодательные акты и правовые нормы, принятые в развитых государствах еще несколько десятилетий назад. К сожалению, законы, принимаемые в экологической сфере России, несовершенны, в большей степени декларативны, характеризуются нечетким и непрозрачным механизмом государственного регулирования соответствующих процедур (экологическое нормирование, лицензирование и др.), отсутствием действенных инструментов реализации нормативных требований. Следовательно, к главным задачам формирования государственной экологической политики России в современных условиях следует отнести создание новой системы экологического законодательства и экологизации уголовного, административного, гражданского и т. д. законодательства, а также формирование государственного механизма обеспечения реализации правовых экологических требований и их имплементация к экозаконам мира и другим развитым странам мира.
Литература:
- Бринчук М. М. Экологическая политика: природа и человек как общественная ценность // Экологическое право. 2016. № 3. С. 5–9.
- Ганичев И. В. Особенности регионального нормотворчества, регулирующего эколого-правовые отношения // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1. Ч. 3. С. 156–159.
- Круглов В. В. Организационно-правовые проблемы обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в Российской Федерации (региональные аспекты) // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. № 4. С. 21–28.
- Редникова Т. В. Биологическое разнообразие как объект правовой охраны // Вестник университета им. О. Е. Кутафина. 2019. № 1. С. 120–128.
- Сагитов С. М. Кодификация российского экологического законодательства: современное положение и перспективы // Пробелы в российском законодательстве. 2016. Вып. 4. с. 128–131.
- Соболь Т. С. Уровень жизни населения России: современный взгляд на действительность. Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. № 3 (34).- с. 7–12
- Соболь Т. С. Формирование необходимых товарных продовольственных ресурсов России в современных условиях. Труды Современной гуманитарной академии. 2012. № 1. С. 61–77
- Соболь Т. С., Ерофеева С. В. Приоритетные направления модернизации экономики России В сборнике: Устойчивое развитие: общество, экология, экономика. Материалы XV международной научной конференции. В 4-х частях. Под редакцией А. В. Семенова, Н. Г. Малышева. 2019. с. 404–414
- Suptelo N., Sobol T., Rubtsova E., Fokina O. Sustainable regional social protection system. В сборнике: E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. 2020. С. 11042.