В статье автор освещает этапы работы с лэпбуком на разных этапах обучения английскому языку.
Ключевые слова: лэпбук, лексический материал, грамматический материал.
Изучение иностранного языка для обучающихся всегда вызывает определенные трудности, поэтому учителю необходимо сделать данный процесс интересным и увлекательным. Одним из таких инструментов является лэпбук. Чаще всего применение лэпбука можно найти при работе в дошкольном образовательном учреждении, но сейчас также можно наблюдать применение лэпбука и при обучении школьным предметам.
«Лэпбук» — это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
«Лэпбукинг» — американская технология. Термин «Лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, их обобщения и систематизации. Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно.
А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко — автор познавательных книг для детей, автор популярного блога «Это интересно!». Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Лэпбук можно применять при изучении лексического и грамматического материала. Прежде всего, следует выделить этапы работы над подбором материала:
- Определить лексическую или грамматическую тему.
- Составление плана работы над лэпбуком: количество кармашков, содержание материала
- Выполнение (практическая часть)
- Практическое применение
При работе с лексическим материалом удобно использовать стандартную книжку с двумя разворотами и стандартными кармашками или конвертами. Например, при изучении темы «Еда» обучающиеся совместно с учителем создали лэпбук следующего содержания:
- Иллюстративный словарь с транскрипцией к каждому слову на обратной стороне
- Стихи и песенки про еду на английском языке, идиомы и пословицы
- Рабочие листы
- Игры
Таким образом, данная схема подходит для отработки любого лексического материала. Следует отметить, что при изучении лексического материала в начальной школе лэпбук изготовляется под руководством учителя, а в средней школе изготовление лэпбука можно вывести как проектную работу с практическим применением. Необходимо отметить тот факт, что выбранная лексическая тема была интересна для обучающегося, а также посильна.
Цель проекта — расширение словарного запаса обучающегося с практическим применением в устной речи.
Задачи:
— расширить словарный запас по выбранной лексической теме, подобрав иллюстрации и транскрипцию к каждой лексической единице
— подобрать песенки, стихи, идиомы и пословицы по выбранной теме
— подобрать рабочие листы по выбранной теме и выполнить упражнения в них
— подобрать игры и применить их на практике
При работе с грамматическим материалом наполняемость лэпбука изменяется в зависимости от темы. При работе с грамматическим материалом наибольшую трудность составляют следующие грамматические темы:
— времена английского глагола
— неправильные глаголы и их употребление
— словообразование
— степени сравнения прилагательных
Также, как и при работе с лексическим материалом, удобно использовать стандартную книжку с двумя разворотами и стандартными кармашками или конвертами. Из опыта работы могу выделить следующую наполняемость грамматического лэпбука:
- Справочный материал (таблицы, правила и т. д.)
- Рабочие листы
- Идиомы, пословицы, устойчивые выражения
- Грамматические игры
Таким образом, использование лэпбука при изучении грамматике английского языка имеет свои преимущества. Во-первых, процесс освоения грамматического материала становится интересным и увлекательным. Во-вторых, данная работа подходит под все виды восприятия.
Проектная работа над грамматическим лэпбуком осуществляется также, как и над лексическим лэпбуком. При этом еще раз необходимо отметить, что тема должна быть посильна по уровню развития обучающегося.
Подводя итог, необходимо отметить функции лэпбука в образовательном процессе:
- Трансформируемость. Лэпбук может менять форму и наполняемость в зависимости от изучаемого материала.
- Полифункциональность. Лэпбук можно использовать в разных видах работы: групповой, парной и индивидуальной. Также лэпбук подходит для проектной деятельности, успешно осуществляется и в метапредметных проектах. (Например, лэпбук «Неправильные глаголы» был выполнен как проектная работа, состоящая из теоретической и практической частей. В практической части обучающаяся изучила происхождение неправильных глаголов в английском языке, количество и способы группировки глаголов при изменении второй и третьей формы. Таким образом, были задействованы такие науки, как языкознание, история, грамматика английского языка)
- Вариативность. При необходимости материал в лэпбуке легко дополняется и видоизменяется, особенно игровой материал.
- Доступность. Лэпбук можно применять в разных видах учебной деятельности, в традиционных и нетрадиционных формах работы.
- Насыщенность. Материал соответствует содержанию образовательной программы, возрастным особенностям обучающихся: в одной папке можно разместить много информации по определенной теме в различных видах деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и творческой.
Использование лэпбука при изучении английского языка имеет определенные результаты:
- Обучающиеся учатся работать в команде, индивидуально и в парах.
- Обучающиеся учатся работать с информацией, систематизировать её, структурировать и обобщать.
- Обучающиеся приобретают ораторские навыки при защите своего лэпбука, если он был выполнен как проектная работа.
- Изготовление лэпбука развивает творческое мышление и познавательный интерес.
Подводя итог, хочется подчеркнуть то, что лэпбук вносит новизну и вызывает интерес к изучению английского языка, как в начальной школе, так и в средней школе.
Литература:
- Блохина, Е. Лэпбук- «Наколенная книга» / Е. Блохина, Т. Лиханова. — Текст: непосредственный // Обруч. — 2015. — № 4. — С. 29–30.
- Дементьева, Е. А. ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЭПБУКА «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ». / Е. А. Дементьева. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/05/12/tehnologiya-lepbuk-i-ee-prakticheskoe-primenie-v (дата обращения: 12.10.2022).
- Кашицева, О. А. Что такое лэпбук / О. А. Кашицева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto... (дата обращения: 12.10.2022).
- Мартынова, Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. / Н. Т. Мартынова. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dl...... (дата обращения: 12.10.2022).