Результаты исследования особенностей освоения нравственных ценностей младшими школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Матвеева, А. И. Результаты исследования особенностей освоения нравственных ценностей младшими школьниками / А. И. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95443/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для школьников 3 класса в МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино характерно:

  1. Когнитивный компонент освоения нравственных ценностей.

Для учащихся 3 класса (20 %) свойственно достаточное нравственное воспитание; 80 % — недостаточное нравственное воспитание.

  1. Эмоциональный компонент.

Для учащихся 3 класса (37 %) свойственно устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

  1. Поведенческий.

97 % от общего числа учащихся 3 класса имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями; 3 %- — имеет представление о дружбе, но еще совершает ряд ошибок, что негативно сказывается на восприятии данной ценности.

Проведем сравнительный анализ данных, полученных в ходе нашего исследования с данными по Чите.

Исследование по методике — адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

Нравственное воспитание испытуемых по данным Пушкино и Читы

Рис. 1. Нравственное воспитание испытуемых по данным Пушкино и Читы

Можно отметить, что количество испытуемых в рамках нашего исследования с достаточным уровнем знаний о нравственных ценностях находится на равном уровне с данными по Чите. Недостаточность нравственного воспитания проявляется у детей Пушкино, но при этом у 33 % детей по данным Читы полностью отсутствует нравственное воспитание, что проявляется в безнравственной и эгоистической позиции (см. Рис. 13).

Модифицированная методика выявления эмоционального отношения к духовным ценностям «Что мы ценим в людях?»

Нравственная позиция испытуемых по данным Читы

Рис. 2. Нравственная позиция испытуемых по данным Читы

Анализируя полученные данные, придем к следующему выводу:

— Пушкино: 37 % — устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

— Чита: 35 % — устойчивые нравственные ориентиры; у 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 12 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

Итак, у учащихся г. Пушкино и Читы показатели нравственности не имеют кардинальных различий (см. Рис. 2).

В рамках методики — анкета-опросник «Настоящий друг» сравним наши данные с данные по Чите.

Отношение детей к дружбе по данным Читы

Рис. 3. Отношение детей к дружбе по данным Читы

Сравнивая данные, можно прийти к выводу, что нет кардинальных отличий. Дети положительно относятся к проявлению дружеских чувств и умеют дружить (см. Рис15).

Итак:

  1. Когнитивный компонент освоения нравственных ценностей.

Пушкино: 20 % — свойственно достаточное нравственное воспитание; 80 % — недостаточное нравственное воспитание.

Чита: 23 % — свойственно достаточное нравственное воспитание; 62 % — недостаточное нравственное воспитание; 33 % — полностью отсутствует нравственное воспитание, что проявляется в безнравственной и эгоистической позиции.

  1. Эмоциональный компонент.

– Пушкино: 37 % — устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

– Чита: 35 % — устойчивые нравственные ориентиры; у 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 12 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

  1. Поведенческий.

Пушкино: 97 % — имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями; 3 %- имеет представление о дружбе, но еще совершает ряд ошибок, что негативно сказывается на восприятии данной ценности.

Чита: 100 % — имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями.

Учащимися г. Пушкино в большей степени освоен когнитивный компонент освоения нравственных ценностей, хотя нет кардинальных различий. Эмоциональный компонент освоен в равной степени. Поведенческий компонент полностью освоен учащимися г. Читы.

Также важно отметить, что освоение младшими школьниками нравственных ценностей имеет особенности:

– наименее всего развит когнитивный компонент нравственных ценностей, заключающийся в недостаточности наличия представлений, знаний нравственных ценностей;

– не зависит от территориального проживания субъектов исследования (Пушкино, Чита)

Что подтверждает нашу гипотезу.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкино, ориентир, оценка поступков, Чит, эмоциональная реакция, достаточное нравственное воспитание, недостаточное нравственное воспитание, нравственное воспитание, четкое представление, эмоциональный компонент.


Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Пути решения проблем оценки индивидуальных достижений обучающихся в начальных классах по окружающему миру

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки

Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики

Анализ современного состояния изучения вопросов информационной безопасности в школьном курсе ОБЖ

Развитие пространственного мышления школьников

Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Пути решения проблем оценки индивидуальных достижений обучающихся в начальных классах по окружающему миру

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки

Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики

Анализ современного состояния изучения вопросов информационной безопасности в школьном курсе ОБЖ

Развитие пространственного мышления школьников

Задать вопрос