Закупочная деятельность в сфере строительства является широкой областью, которая применяется в практике предприятий различных форм собственности. В настоящей статье рассматриваются основные правовые аспекты осуществления электронного аукциона для заключения государственных и муниципальных контрактов в сфере строительства, исследуется роль и значимость проведения электронных аукционов в Российской Федерации. В статье также выявляются основные проблемы, связанные с проведением электронных аукционов и предложены основные направления для решения этих проблем.
Ключевые слова: закупки, строительство, электронный аукцион, государственные и муниципальные контракты, контрактная система.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
Во многом в основе современных процедур регламентированных закупок лежат нормы, установленные Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Следует отметить, что основными способами осуществления закупок в современных условиях являются:
- Электронный аукцион — проводится при помощи размещения в единой информационной системе информации о проводимом аукционе для неограниченного круга лиц, к которому предъявляются одинаковые требования. Победителем становится тот участник, который предложил наименьшую цену. С помощью данного способа закупки можно сформулировать подробное и точное описание объекта закупки. Закрытый аукцион применяется к закупкам, имеющим сведения относящимся к государственной тайне.
- Конкурс — проводится при помощи размещения в единой информационной системе информации о проводимом конкурсе для неограниченного круга лиц, к которому предъявляются одинаковые требования. В отличие от аукциона, победителем становится участник, предложивший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта.
- Запрос котировок — проводится при помощи размещения в единой информационной системе информации о закупаемом объекте для неограниченного круга лиц, к которому предъявляются одинаковые требования. Победителем становится участник, который предложил наименьшую цену. Особенностью данного способа закупки является то, что не требуется подробное описание требований к закупаемому объекту.
- Запрос предложений — проводится при помощи размещения в единой информационной системе информации о закупаемом объекте для неограниченного круга лиц, к которому предъявляются одинаковые требования. Победителем признается участник, который направил окончательное предложение, наилучшим образом соответствующее установленным заказчиком требованиям. Однако данный способ закупки ограничивается возможными закупаемыми объектами.
- Закупка у единственного поставщика — осуществляется с участниками, являющимися обладателями естественных монополий, перечень которых регулируется различными законами России [6].
Электронный аукцион обладает функциональным набором способов размещения заказов на выполнение подрядных работ в строительстве. Во время проведения открытого конкурса заказчик не может: вводить ограничения прав подрядчика, который претендует на контракты в снижении сметной стоимости работ; осуществлять проверки возможности исполнения заказа в заявленную победителем цену. Цена обязана быть самой низкой из предложенных. Система размещения заказов в настоящее время имеет ряд недостатков, так как она, прежде всего, ориентирована на экономию бюджетных средств, что является главным показателем эффективности. Однако при выполнении заказов сметная стоимость не является центральным показателем, в связи с тем, что заказчик заинтересован в качестве производимых работ. Исходя из этого, заказчик имеет право ввести дополнительные критерии о работах к участникам, в течение пяти последних лет. Но такого рода условие используется в случаях, когда начальная стоимость контракта свыше 50 миллионов рублей [5].
Аукцион может выиграть любое физическое или юридическое лицо, предложившее наименьшую цену, что в свою очередь приводит к снижению эффективности конкурсного отбора, т. к. подрядчик, который предлагает свои услуги по более высокой цене, но качество выполненных работ будет намного выше, не сможет выиграть аукцион.
Следует отметить, что в настоящее время среди подрядчиков существует большое количество высококвалифицированных фирм, которые имеют возможность выполнить заказ на строительство по низким ценам, но при этом с высоким качеством и в установленные сроки. Однако, большинству из этих фирм не удается использовать свои потенциальные возможности в связи с их неосведомленностью об: имеющихся заказах на сооружение объектов, проводимых конкурсах и торгах, методах подготовки документации для участия в торгах. Вышеперечисленные факторы проявляются в полной мере, когда отечественные подрядчики проявляют попытки участвовать в торгах международного уровня, т. к. российский рынок строительной продукции становится более доступным и открытым для подрядчиков, производителей строительных материалов и инженерного оборудования из других стран.
Сведения о проведении открытого электронного аукциона подрядчик может найти на едином общероссийском официальном сайте по госзакупкам (http://zakupki.gov.ru) [7], являющимся единственным официальным источником, на котором публикуют информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. После того, как подрядчик нашел подходящий электронный аукцион и ознакомился с аукционной документацией он может подать заявку на участие в этом аукционе. Сведения о проведении открытого конкурса сообщается с помощью размещения информации в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации.
Участие в государственных и муниципальных закупках для строительных компаний в качестве подрядчика — одна из первых и основных возможностей увеличения прибыли. Планирование и выполнение закупок — постоянный и непрерывный процесс, требующий больших финансовых затрат. Это определяется следующими обстоятельствами:
— чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, необходимо перевести денежные средства на электронную площадку в качестве обеспечительного взноса (обеспечение заявки). В рамках № 44-ФЗ он составляет от 1 % до 5 % от начальной максимальной цены контракта. Сумма перечисляется на счет площадки, где идут торги, после их окончания деньги возвращают поставщику;
— поставщик должен внести денежное обеспечение 5–30 % от начальной суммы контракта в случае победы в тендере. Согласно № 44-ФЗ и № 223-ФЗ его требуется предоставлять заказчику при подписании контракта. Делается это в виде банковской гарантии. Если поставщик не выполняет свои обязательства по Госконтракту, заказчик взыскивает сумму гарантии с банка, банк − с поставщика. Банковская гарантия предоставляется на средних условиях от 1,5 % годовых. У компаний с небольшим стажем работы на рынке (до года) при взаимодействии с банками могут возникнуть проблемы;
— выполнение работ за собственные средства (авансы по контрактам) в настоящее время отменено;
— предоставить заказчику обеспечение гарантийных обязательств в размере от 10 до 30 % выигранной цены контракта до подписания актов о приемке;
— по условиям контракта ждать оплату либо в течение 15 рабочих дней или в течение 30 календарный дней с момента подписания актов [4].
Основная задача процесса закупок в ремонтно-строительных фирмах — своевременное и непрерывное обеспечение производственного процесса. Процесс закупок в сфере ремонтно-строительных работ имеет свои отличительные особенности, одна из которых длительный срок подготовки проектной, локально сметной документации. В связи с этим можно отметить, что вышеперечисленные сложности, связанные с процедурами государственных и муниципальных закупок, в отношении ремонтно-строительных предприятий и организаций увеличиваются по сравнению с другими отраслями.
В последнее время эти процедуры еще более усложнились. В условиях экономического кризиса (период COVID-19 и спецоперация на Украине) ремонтно-строительные фирмы столкнулись со многими рисками и сложностями. Санкции усилили рост цен на строительные материалы, изделия и конструкции, оборудование.
Сформированные проектно-сметные документации приходиться неоднократно корректировать на квартальные индексы цен, есть риск угрозы несостоявшихся конкурсных процедур по причине отказа от участия в конкурсах строительных фирм.
В системе госзакупок строительной отрасли одной из важнейших проблем является отсутствие механизма регулирования нижнего уровня стоимости произведения работ. Политика государства направлена на экономию бюджетных средств за счет проведения интернет-аукционов, где несколько участников конкурируют между собой путем понижения стартовой цены. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. На данный момент нет никакого механизма, который бы ограничивал нижний порог цены, до которого могут торговаться участники аукциона. Необходимо понимать, что отсутствие нижнего порога цен, негативно влияет, прежде всего, на качество производимых работ. Подрядчик, как правило, вынужден экономить на качестве материалов, а также на рабочей силе, применяя низкоквалифицированные кадры. Часто в результате произведения работ по такой схеме, необходимы дальнейшие капиталовложения на ремонт и доделки, некачественно произведенных объектов.
Для того, чтобы этого избежать необходимо вводить нижний уровень цен, который бы обеспечивал наименьший уровень, до которого могли бы торговаться подрядчики, без потери качества выполняемых работ. Чтобы определить этот уровень, необходимо провести комплексную оценку стоимости на определенный вид строительных работ, в результате которой выявляется наименьшая цена, которая необходима для выполнения строительных работ, без потери качества [3].
Второй немаловажной проблемой является допуск к интернет-аукционам недобросовестного подрядчика. Для решения этой проблемы на поставщика можно наложить искусственные ограничения, тем самым ликвидировав подставные фирмы-однодневки. Ограничения определяются, как минимальный срок существования компании, например 3 года деятельности в сфере строительства, подтвержденной документально. Это могут быть документы о регистрации юридического лица, успешно «заключенные» договоры на выполнение данного вида работ, гарантии от крупных компаний строительной отрасли и т. д. Введение ограничений, с одной стороны, противоречит действующему законодательству в смысле ограничения экономической конкуренции, а с другой стороны, необходимо сделать так, чтобы действительно заинтересованный, серьезный подрядчик получил право закупки или выполнять любые виды работ.
Третьей проблемой является то, что подрядчики в большинстве случаев нарушают ст. 10 Федерального закона № 44-ФЗ «Принцип стимулирования инноваций». Данная проблема логически вытекает из первой, так как применение инновационных материалов при производстве работ обходится дороже, чем использование стандартных, которые имеют не такую высокую цену. При минимальной цене на контракт для подрядчика не может идти никакой речи о применении инновационных разработок, так как средств будет катастрофически не хватать даже на выполнение работ при использовании обыкновенных ресурсов.
Метод решения этой проблемы заключается в стимулировании поставщика различными способами. Виды поощрения могут включать как денежные средства, так и продление сроков строительства, так как использование инновационных разработок связано с высокоточным монтажом и ответственным использованием этих технологий. Материальное поощрение может производиться путем премирования по результатам испытаний, подтверждающих факт использования инновационных технологий или материалов при производстве работ.
Совершенствование системы государственных закупок имеет долгосрочную перспективу, поэтому не стоит ожидать немедленной отдачи, но если обратить внимание на вышеперечисленные проблемы и методы их решения, то результат будет виден уже в ближайшие несколько лет.
Литература:
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: [федер. закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс» — Последнее обновление 31.07.2022.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: [федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс» — Последнее обновление 31.07.2022.
- Грахова, Е. В. Проблемы контрактной системы закупок в строительстве для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е. В. Грахова, К. В. Угланов // Фотинские чтения. — 2017. — № 2(8). — С. 227–230.
- Гуменюк, С. В. Современные проблемы проведения государственных и муниципальных закупок в строительстве / С. В. Гуменюк, Е. Е. Тимофеева // Молодые ученые — развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). — 2022. — № 1. — С. 422–424.
- Лихобабин, В. К. Особенности проведения государственных закупок на подрядные торги в строительстве / В. К. Лихобабин, Е. М. Голубничева, К. С. Якубова // Перспективы развития строительного комплекса: Материалы XIII Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, Астрахань, 29–31 октября 2019 года / Под общей редакцией В. А. Гутмана, Т. В. Золиной. — Астрахань: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, 2019. — С. 261–264.
- Секисов, А. Н. Особенности проведения государственных и муниципальный закупок в сфере строительства / А. Н. Секисов, С. А. Михайлова, З. Н. Шефруков // Актуальные вопросы строительства: конструкции, технологии, экономика: Сборник статей по материалам конференции архитектурно-строительного факультета, Краснодар, 17 февраля 2021 года. — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2021. — С. 84–89.
- Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/ (Дата обращения 31.07.2022).