Статья посвящена исследованию специфики жизненных перспектив личности с опытом детских психотравм в семье и определению их типологии, их взаимосвязь. В статье раскрыто психологическое содержание понятия «жизненные отношения» личности, определена их структура и структурные компоненты (мировоззренческий, динамический и качественный). Обоснована типология жизненных отношений личности и выделены критерии их типизации (этическое измерение ее мировоззренческих позиций, субъектная вовлеченность в жизнь, подвижность и конструктивность отношений).
Ключевые слова: детские психотравмы, жизненная перспектива, жизненные отношения.
На протяжении всего времени люди по всему миру сталкивались с разным средовым воздействием. В нашем существовании имеется большое число ситуаций, которые могут приводить к травматизации личности.
Травматические ситуации зачастую создают напряжение, ухудшение эмоционального здоровья, а также появление различных психических расстройств и соматических болезней. Психическая травма выступает триггером мотивирующего характера, порождает ряд позитивных либо негативных изменений в личности и жизни личности. Субъективное восприятие травмирующего события, ее жизненный опыт и индивидуальные особенности, обусловливают характер влияния психической травмы на жизненную перспективу личности. Жизненные планы, задачи и ожидаемые результаты событий в будущем претерпевают существенные преобразования на фоне психотравмы.
По мнению Е. И. Головахо, «жизненная перспектива — это целостная картина будущего, ожидаемых событий, несущих ценностно-смысловую нагрузку для личности. Это центральный компонент жизненного пути. Жизненная перспектива личности, ее четкое осознание, ее дальность определяется профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической зрелости и социальной активности» [2, с. 51].
Изучая проблемы жизненной перспективы личности в отечественных трудах, можно выделить важную роль ее ценностно-смысловой стороне. В содержании жизненной перспективы планирование будущего, личностные смыслы — это главное, что определяет систему отношений человека. Так, К. А. Абульханова-Славская, Л. Н. Коган, Д. А. Леонтьев, Н. А. Логинова и другие авторы обозначают, что ценности личности показывают значимость для нее времени жизни, на сколько человек сможет реализоваться на различных этапах жизненного пути [1, с. 72].
В. В. Пантелеева устанавливает, что «жизненная перспектива — это обобщенный образ прогнозируемых и планируемых событий жизни в контексте их ценностно-смыслового значения во взаимосвязи с оценкой своего прошлого и настоящего. Конструктивность жизненной перспективы автор обозначает через общую оптимистичность восприятия разных периодов времени своей жизни — настоящего, прошлого и будущего, а также выраженность ценностно-смысловых связей между различными этапами своей жизни, внешними и внутренними аспектами своей деятельности, что определяет потенциальную продуктивность жизненной перспективы в плане ее воздействия на активность и адаптацию личности в социуме, повышение состояния благополучия и удовлетворенности личности своими достижениями» [3, с. 5].
Исходя из выше указанных точек зрений отечественных деятелей науки приходим к выводу, что понятие жизненной перспективы изучались многими учеными, которые обозначают данное явление как сложно структурированное образование, распространяющееся на все сферы жизнедеятельности человека.
Психологическая травма, (рsyche, trauma в переводе с греческого — потрясение души) — аффективные переживания личности, их остаточные проявления, которые обусловлены средовыми раздражителями, вызывающие патогенное влияние и психический дискомфорт личности. Психотравма — это не событие, а восприятие этого события как потрясение психики, воздействующее на всю жизнедеятельность личности в настоящем времени и возможность ее последующего развития.
По мнению Е. А. Петровой: «психотравма является жизненно важным событием для индивида, затрагивающим значимые стороны его существования, которое приводит к глубоким психологическим переживаниям, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом» [4], что подтверждает влияние психической травмы на всю личность травмированного, затрагивая все его жизненные отношения.
Цель проведенного исследования: выявить и описать характер взаимосвязи детских психических травм и существенных характеристик представлений о жизненной перспективы личности у молодого человека, в том числе, в зависимости от вида перенесенной психотравмы, что обуславливает особенности построения ею своих жизненных взаимодействий.
Исследование включало следующие диагностические методики: для исследования психотравмирующего опыта личности — «Анкета душевной боли» (Авт. А. Шнейдман, адапт. О. М. Моховикова), авторская экспериментально– диагностическая «Ретроспективно-аналитическая анкета»; для исследования мировоззренческого компонента ее жизненных перспектив –«Методика предельных смыслов» (авт. Д. А. Леонтьев), «Шкала базовых убеждений» (авт. Г. Янофф- Бульман, адапт. О. О. Кравцовой) и «Ценностные ориентации личности» (Авт. М. Рокич, адапт. О. О. Гоштаутаса, О. А. Семенова, В. А. Ядовая); для исследования динамического компонента жизненных перспектив личности — «Тест жизнестойкости» (авт. С. Мадди, модиф. Д. А. Леонтьева, К. А. Рассказовой) и «Методика предельных смыслов» (авт. Д. А. Леонтьев); для исследования качественного компонента жизненных перспектив личности — «Шкала субъективной оценки уровня удовлетворенности качеством жизнь» (авт. Р. Элиот, адапт. и валидиз. Н. Е. Водопьяновой) и «Общая эмоциональная направленность личности» (авт. Б. И. Додонов).
На этапе подготовки констатирующего эксперимента общая выборка составила 60 человек (33 мужчины, 27 женщин), работа проходила в индивидуальном порядке. При осуществлении исследования общая выборка была разбита по виду пережитой психической травмы на три группы: 1 группу составили люди молодого возраста с опытом семейных детских психотравм потери одного из родителей в результате его смерти (далее — ПТ ПТ); группу 2 — с опытом семейных детских психотравм деструктивных родительских отношений (далее — ПТ ДРО); группу 3 — с опытом семейных детских психотравм аутодеструктивного (суицидального) родительского поведения (далее — ПТ А/ДРП).
При формировании выборки были установлены возрастные критерии: в момент исследования возраст обратившегося должен быть от 18 до 25 лет, возраст получения семейной детской психотравмы — до 11 лет.
Эмпирическое исследование отразило специфику влияния детских семейных психотравм на жизнетворение молодой личности и построение ею своих жизненных перспектив. Экспериментально доказано, что такие психотравмы сопровождаются переживанием сильной душевной боли и блокированием экзистенциальных потребностей, что приводит к актуализации процесса травматической трансформации жизненных перспектив личности. Выяснено, что специфика их мировоззренческого компонента обеспечивается способностью личности к этическому мировосприятию; специфика динамического компонента — особенностями ее субъектной активности и жизнеспособности; качественного компонента — особенностями переживания, осмысления и оценки собственной жизни. Доказано, что сильнейшее разрушительное влияние на построение взрослой личностью жизненных перспектив оказывают полученные ею в детстве пролонгированные персонифицированные психотравмы, источником которых являются деструктивные родительские отношения и аутодеструктивное родительское поведение.
Определение типологии жизненных перспектив молодой личности с опытом детских психотравм в семье базировалась на теоретической (разработка типологической модели) и эмпирической (сравнительный и типологический анализ) основе.
Жизненные перспективы молодой личности с опытом детских психотравм утраты родителя определены как взаимодействия нравственно-ориентированного типа. Они характеризуются доминированием в его мировоззренческой системе фундаментальной ценности жизни, ценности другого человека, познания, продуктивной деятельности, однако отличаются по динамическим и качественным характеристикам, которые создают определенные подтипы. Наиболее выраженным является подтип, характеризующийся субъектной вовлеченностью, подвижностью и конструктивностью взаимодействий — в типологии он определен как «нравственно-ориентированные подвижные жизненные взаимодействия»; менее выраженным — подтип, характеризующийся слабой вовлеченностью субъекта, слабой подвижностью и незначительной конструктивностью (подтип «нравственно-ориентированные малоподвижные взаимодействия»). Можно утверждать, что наличие в опыте молодой личности детской психотравмы утраты родителя не мешает ей проявлять жизнеутверждающее отношение к жизни и строить конструктивные жизненные взаимодействия, основанные на позитивном отношении к миру и людям. Однако ее взаимодействия с миром осложняются чрезмерной тревогой, связанной со значимыми взаимоотношениями, и чрезмерной ответственностью за жизнь и здоровье близких.
Жизненные перспективы молодой личности с опытом детских психотравм деструктивных родительских взаимоотношений определены как взаимодействие этично- дефицитарного типа . Они характеризуются дефицитом нравственных ценностей с тенденцией к приобретению анетических изменений, что мешает носителям этого вида психотравм воспринимать других людей через призму их самоценности. Их отношение к окружающим характеризуется недоверием и манипулятивным характером. К типологическим особенностям жизненных перспектив носителей этого вида психотравм относятся их слабая вовлеченность в жизнь, слабая подвижность и неконструктивный характер взаимодействий (этот подтип определен как «этически дефицитарные малоподвижные взаимодействия»).
Жизненные перспективы молодой личности с опытом детских психотравм аутодеструктивного родительского поведения определены как взаимодействие анетично-ориентированного типа . Они характеризуются отсутствием в мировоззренческой системе личности нравственных ценностей, подозрительным и враждебным отношением к миру, неконструктивной субъектной активностью, нарушением подвижности взаимодействий с тенденцией к их стагнации (их динамические характеристики почти равномерно распределяются в континууме от субъектно-вовлеченных, подвижных — на одном полюсе, до субъектно-отчужденных, стагнатизированных — на противоположном). Доказано, что наличие в детском опыте молодой личности этого вида психотравм приводит к деформации ее мировоззренческих позиций, потере ощущения фундаментальной ценности жизни, обесцениванию собственного «Я», формированию враждебного отношения к миру и людям, что делает очень высоким риск повторения ею модели родительского аутодеструктивного поведения.
Таким образом, приходим к заключению, что важную роль в становлении личности играют семейные психические травмы детства, обуславливая становление Я — образа, отражаясь на всем жизненном пути человека, формируя жизненные отношения (отношение к себе, другим, миру), исходя из этого выстраиваются жизненные перспективы личности.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Головаха, Е. И. Жизненные перспективы личности и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. — Киев: Изд-во, 1988. — 144 с.
- Пантелеева, В. В. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы [Текст] / В. В. Пантелеева, Д. А. Богомолова // Концепт. — 2017. — № 6. — С. 1–8.
- Петрова, Е. А. Феномен психотравмы: теоретический аспект [Текст] / Е. А. Петрова // Вестник НовГУ. — 2013. — № 3. — С. 54–59.