Формирование метапредметных компетенций в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ровенских, Г. Н. Формирование метапредметных компетенций в современной школе / Г. Н. Ровенских, Е. В. Дронова, Г. В. Безрукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95464/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы пытаются определить роль метапредметных компетенций в современной школе.

Ключевые слова : метапредметные компетенции, развивающий потенциал, социализация.

Ускоряются темпы развития, меняется общество, происходят изменения и в образовании. Современная школа должна готовить своих учеников к новой жизни в обществе. Социализация ребенка в современной школе — одна из главных задач российского образования, поэтому важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, важно не только дать ребенку большой и весомый багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Но реализация нового стандарта, ориентированного на развитие личности ребенка, невозможна без метапредметного подхода. В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [5]. Метапредметные компетенции школьников — это система универсальных учебных действий, позволяющая учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сам добывает информацию.

Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных областей, которые являются общими для всех предметов, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности. К ним относятся общность методов и приёмов, формы преподнесения знаний, формирование умений и навыков, общность предметов в плане развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся, воспитания креативной активности и самостоятельности в учебной деятельности.

Учитель, хорошо зная свой предмет, не всегда свободно ориентируется в другом, особенно если это касается разных дисциплин — гуманитарных и естественнонаучных. Да и преподаватели одной дисциплины, например, учителя физики и химии, литературы и истории, часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Организация скоординированной метапредметной работы и введение метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов помогает ответить на эти вопросы и решает проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода [2]. Такой урок предполагает своеобразный синтез предметных знаний, умений и навыков, помогает формированию целостного восприятия окружающего мира и пониманию места и роли человека в нём.

Чем различаются традиционный и метапредметный уроки? На традиционном уроке тему, цели и задачи сообщает учитель, а на метапредметном формируют учащиеся, определив границы знания и незнания. На традиционном уроке деятельность планирует учитель, а ученики под его руководством выполняют задания. На метапредметном уроке учащиеся сами планируют способы достижения цели и действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует, а не контролирует. Обучающиеся сами осуществляют контроль и взаимоконтроль, формируют затруднения, самостоятельно осуществляют коррекцию и дают оценку деятельности по ее результатам (себе и товарищам). Сами, под руководством учителя, проводят рефлексию и выбирают задания на дом из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей. Основной на таком уроке является ситуация учения-обучения. Учитель не передаёт знания, он учит способам работы со знаниями. Ученик не получает готовые знания, а «добывает» их.

Такие уроки требуют тщательной подготовки, учитель должен очень хорошо знать свой предмет, уметь заинтересовывать и нацеливать учеников на получение знаний, быть одновременно актёром и режиссёром. Только так ребёнок научится учиться, станет осознавать себя как личность, социализируется в обществе.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а каждый учитель с помощью своего предмета раскрывает отдельные их грани. Ученик сам выбирает способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для современного молодого человека.

Учитель всегда стремится «давать знания», но ученики не всегда хотят их «брать». Почему это происходит? Как построить образовательный процесс, чтобы каждый ученик стремился стать целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т. е. успешно социализироваться в обществе?

В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному. Учащиеся не находят общего понимания устройства областей и не могут определить, где проходит граница между самими областями. Ученикам сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний. А метопредметные компетенции помогают школьникам овладеть общими приемами, техниками, схемами, образцами мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

Одна из задач метапредметного подхода — помочь развитию системы «природа-человек-общество» и определению места каждого в этой системе.

Помимо уроков реализацию метапредметности выполняют элективные курсы, семинарские занятия, кружки и факультативы, исследовательская деятельность, а также выполнение творческих работ.

Часто при обсуждении вопросов учащиеся вовлекаются в спор или диспут. Например, при обсуждении понятия пространства учащиеся задаются вопросом: почему пространство неодинаково в разных разделах физики, и как оно связано с понятием, которое используется в геометрии, химии, или литературе.

Метапредметность помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив учебные предметы из различных областей.

По мнению Блонского П. П. «…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» [1]. Роль педагога здесь заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания, движением от простого к сложному, от интуиции к творчеству.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Школа должна обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, призванных реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Литература:

  1. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 696 с.
  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск: Технопринт, 2000. — 376 с.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М.: МИОО, 2007. -288 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): метапредметный подход, предмет, современная школа, учащийся, ученик, учитель, метапредметный урок, образовательный процесс, познавательное развитие, традиционный урок.


Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

В статье определена взаимозависимость роста человеческого богатства и развития современной модели общества под названием — креативное общество. Определены социальные механизмы и принципы формирования человеческого богатства как базовой доминанты креа...

Особенности формирования метазнаний

В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании. Описана цель современного образования и суть изменений.

Становление компетенций будущих управленцев

В статье представлены основные положения теории компетенций. Проведено теоретическое исследование, которое подчеркивает важность проблемы формирования современной модели компетенций для будущих управленцев.

Возможности использования ассертивной модели поведения для развития коммуникативной компетентности менеджера

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности менеджера. Раскрыто содержание ассертивной модели поведения, выделена её роль в развитии коммуникативной компетентности современного менеджер...

Социальные сети и их роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

В данной статье рассматриваются функциональные элементы социальной сети как инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции в рамках компетентностного подхода.

Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования

В статье рассматриваются основы понятия «коммуникативная компетентность», ее сущность, особенности ее формирования в современной школе.

Роль метазнаний в процессе образования

В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании, а также особенности метадеятельности.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

В статье определена взаимозависимость роста человеческого богатства и развития современной модели общества под названием — креативное общество. Определены социальные механизмы и принципы формирования человеческого богатства как базовой доминанты креа...

Особенности формирования метазнаний

В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании. Описана цель современного образования и суть изменений.

Становление компетенций будущих управленцев

В статье представлены основные положения теории компетенций. Проведено теоретическое исследование, которое подчеркивает важность проблемы формирования современной модели компетенций для будущих управленцев.

Возможности использования ассертивной модели поведения для развития коммуникативной компетентности менеджера

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности менеджера. Раскрыто содержание ассертивной модели поведения, выделена её роль в развитии коммуникативной компетентности современного менеджер...

Социальные сети и их роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

В данной статье рассматриваются функциональные элементы социальной сети как инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции в рамках компетентностного подхода.

Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования

В статье рассматриваются основы понятия «коммуникативная компетентность», ее сущность, особенности ее формирования в современной школе.

Роль метазнаний в процессе образования

В статье рассмотрены особенности формирования метазнаний, сущность метапредметности в образовании, а также особенности метадеятельности.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Задать вопрос