В данной статье мы рассмотрим понятие административной реформы, основные предпосылки создания и затрагиваемые сферы административной реформы.
Административная реформа, как объект научных исследований, достаточно новая направленность в данной сфере. Но при этом степень научной исследованности в целом достаточно высока. Теоретической основой для данной статьи послужили труды следующих известных ученых: Харьковой О. М., Коваль А. Е., Зайцевой Г. А., Хабриевой Т. Я., Нарышкина С. Е.
В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения [1].
Под «административной реформой» принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом режиме» в интересах общества. Объектом реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями [2].
Ключевыми сферами, которые затрагивает административная реформа являются:
1) роль государства в обществе и взаимодействие государства с гражданским сообществом;
2) организационная и функциональная сфера деятельности органов государственного управления;
3) результативность и эффективность деятельности государственного аппарата;
4) система управления государственной службой;
5) изменения в финансовой сфере государственного управления;
6) прозрачность государственного аппарата [3].
Таким образом административная реформа направлена на улучшение системы государственной власти и государственного управления.
Административная реформа должна иметь под собой идеологическую направленность, ориентир. Данным ориентиром выступает Конституция РФ, которая закрепляет основные принципы построения и функционирования системы органов государственной власти:
– принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания,
– соблюдения и защиты, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю,
– объективного информирования общества о деятельности государственных служащих,
– принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность,
– принцип взаимодействия гражданской службы с общественными объединениями и гражданами [4].
Следует отметить, что в современном обществе играют важную роль — государственные услуги и обеспечение наглядности, подотчетности и доступности населению информационных ресурсов исполнительной власти, что так же является целью административной реформы в России.
С 2000 года в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию многократно подчеркивалась необходимость изменений в государственном управлении: «Цель административной реформы состоит в обеспечении безусловного исполнения прямой обязанности государства, а именно — создание условий для развития экономических свобод, определение стратегических ориентиров, предоставление населению качественных публичных услуг и эффективное управление государственной собственностью. Для этого органам исполнительной власти необходима эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений на всех уровнях государственного управления. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько на форму» [5].
Исходя из вышеуказанных сведений, мы можем видеть основные предпосылки для создания административной реформы, которая бы в значительной степени изменила устаревшую систему государственной власти, сделала систему органов государственной власти более удобной и компактной.
Таким образом, подводя итоги, на основании авторских исследований, можно сделать следующие выводы:
- Под «административной реформой» принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом режиме» в интересах общества.
- Объектом реформы являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.
- Необходимость создания среды, в которой государство и население взаимопредсказуемы и доверяют друг другу, именно по этому возникла необходимость в создании административной реформы.
Литература:
- Коваль А. Е., Зайцева Е. В. Административная реформа и проблемы её реализации в России // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
- Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М.: «ИНФРА-М». 2006. С. 27.
- Харькова О. М. Административная реформа: учебное пособие для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 государственное и муниципальное управление / О. М. Харькова. — Оренбург: ОГУ, 2019. — 134 с.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 04 июля.
- Послание Президента Российской Федерации от 18.04.2002 [Электронный ресурс]: [Режим доступа: [http://kremlin.ru/acts/bank/36351–02.02.2019].