Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в практической психологии.
Ключевые слова: арт-терапия, дети с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные методики механизм воздействия на ребенка.
The article is devoted to the analysis of the features of the use of art-therapeutic methods in correctional work with children with disabilities. Art-therapeutic methods are currently one of the most popular areas in practical psychology.
Keywords: art therapy, children with disabilities, non-traditional methods, the mechanism of influence on the child.
Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой «психотерапии искусством». На данный момент существуют разнообразные техники арт-терапевтических методов. В образовательных организациях при работе с детьми с ОВЗ очень часто используют нетрадиционные методики. Они обеспечивают безболезненную коррекцию психоэмоционального состояния, содействуют формированию ассоциативно-образного мышления и помогают разблокировать закрытые системы восприятия.
К направлениям арт-терапии относят музыкотерапию, библиотерапию, драмотерапию, игротерапию, песочную терапию, изотерапию, цветотерапию, фототерапию, глинотерапию, маскотерапию, коллаж, фольклорная арт-терапия, мандалотерапия, зоотерапия и, конечно же, сказкотерапия. Среди инновационных методов арт-терапии ученые выделяют этнотерапию, нейрографику, фелт-терапию и телесную терапию [3].
В работе с детьми и подростками потенциал арт-терапевтических практик трудно переоценить. Арт-терапевтические методы подходят для помощи маленьким детям и подросткам, детям, имеющим особенности здоровья, детям, плохо владеющим речью. Очень часто арт-терапевтические методы применяют в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии; дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и детей, не признанных в установленном порядке инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности [2].
Бывают ситуации, когда совместное творческое переживание является единственной возможностью найти и удержать контакт с таким ребенком.
Особенно важна возможность высказываться и анализировать свой опыт с помощью «графического языка» для детей, имеющих те или иные трудности вербального самовыражения — детей с РАС, с логопедическими проблемами и т. д.
Во время арт-терапии появляется навык проговаривать свои состояния и рефлексировать их очень важен для детей с той или иной степенью алекситимии (затруднений в словесном описании своего состояния).
В период различных нарушений и ухудшения психоэмоционального состояния арт-терапевтическая методика позволяет воздействовать на полушарие головного мозга через различные движения, картинки, звуки, ритмы. Все это помогает сформировать здоровый образ внутри головного мозга, что как следствие оказывает восстанавливающее и налаживающее воздействие на работу головного мозга. Щадящая и поэтапная методика с использованием художественно-творческой деятельности позволяет добиться нужного результата [1].
Многие арт-терапевтические техники позволяют создать яркие, неповторимые, интересные работы. «Особому» ребенку в художественной классической изобразительной практике часто невозможно достичь такого — же результата, как у «нормотипичного» ребенка. Новый позитивный опыт способствует самовыражению, повышению самооценки и закреплению новых способов активности. Работа в арт-терапевтической группе учит навыкам взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.
При этом список арт-терапевтических методов постоянно растёт, появляются инновационные методы с использованием компьютерных технологий. Так привычные раскраски по номерам теперь есть и в виртуальном виде.
Кроме того, методы в будущем могут перерасти в увлечения или стать профессией. Примером таких методов могут быть создание анимационных мультфильмов или фильмов, появятся, новое поколение режиссеров, сценаристов. Фототерапия перерастёт в профессию фотографа, а зоотерапия подарит новых кинологов, ветеринаров и зоологов. Изотерапия поможет отыскать будущих художников, а драматерапия — актеров. Большой выбор арт-терапевтических методов и видов позволяют раскрыть таланты и способности детей.
Преимущества использования арт-терапевтических методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следующие:
– Позволяют достичь здоровой реакции на сложившуюся ситуацию.
– Создают благоприятные условия для выражения переживаний и чувств.
– Помогают преодолеть коммуникативные барьеры, снять психологический дискомфорт.
– Повышают эмоциональную устойчивость, содействуют саморазвитию личности ребенка.
Основными рекомендациями будут: ответственный подход к выбору арт-терапевтических методик, правильное использование видов и арт-терапевтических методик, хорошая организованность работы в целом, чередование классических и современных методик, внимание к противопоказаниям.
Таким образом, арт-терапевтические методы работы достаточно востребованный вид направления практической психологии. Несмотря на свою простоту арт-терапевтические методы очень эффективны в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Арт-терапевтические методы способствуют развитию воображения, мышления, мелкой моторики рук, познавательных, эмоциональных и волевых способностей. Во время этих методов происходит взаимодействие со сверстниками. Дети проявляют свои таланты и умения. Большой выбор арт-терапевтических методик позволяют раскрыть таланты и способности детей, привить им любовь к творчеству.
Литература:
- Башкирова, Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85–90. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4244/
- Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 1032 с.
- Тарарина, Е. Самые удивительные направления арт-терапии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.b17.ru