Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 17.10.2022

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Асадулина, О. Н. Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ / О. Н. Асадулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95519/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в практической психологии.

Ключевые слова: арт-терапия, дети с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные методики механизм воздействия на ребенка.

The article is devoted to the analysis of the features of the use of art-therapeutic methods in correctional work with children with disabilities. Art-therapeutic methods are currently one of the most popular areas in practical psychology.

Keywords: art therapy, children with disabilities, non-traditional methods, the mechanism of influence on the child.

Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой «психотерапии искусством». На данный момент существуют разнообразные техники арт-терапевтических методов. В образовательных организациях при работе с детьми с ОВЗ очень часто используют нетрадиционные методики. Они обеспечивают безболезненную коррекцию психоэмоционального состояния, содействуют формированию ассоциативно-образного мышления и помогают разблокировать закрытые системы восприятия.

К направлениям арт-терапии относят музыкотерапию, библиотерапию, драмотерапию, игротерапию, песочную терапию, изотерапию, цветотерапию, фототерапию, глинотерапию, маскотерапию, коллаж, фольклорная арт-терапия, мандалотерапия, зоотерапия и, конечно же, сказкотерапия. Среди инновационных методов арт-терапии ученые выделяют этнотерапию, нейрографику, фелт-терапию и телесную терапию [3].

В работе с детьми и подростками потенциал арт-терапевтических практик трудно переоценить. Арт-терапевтические методы подходят для помощи маленьким детям и подросткам, детям, имеющим особенности здоровья, детям, плохо владеющим речью. Очень часто арт-терапевтические методы применяют в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии; дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и детей, не признанных в установленном порядке инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности [2].

Бывают ситуации, когда совместное творческое переживание является единственной возможностью найти и удержать контакт с таким ребенком.

Особенно важна возможность высказываться и анализировать свой опыт с помощью «графического языка» для детей, имеющих те или иные трудности вербального самовыражения — детей с РАС, с логопедическими проблемами и т. д.

Во время арт-терапии появляется навык проговаривать свои состояния и рефлексировать их очень важен для детей с той или иной степенью алекситимии (затруднений в словесном описании своего состояния).

В период различных нарушений и ухудшения психоэмоционального состояния арт-терапевтическая методика позволяет воздействовать на полушарие головного мозга через различные движения, картинки, звуки, ритмы. Все это помогает сформировать здоровый образ внутри головного мозга, что как следствие оказывает восстанавливающее и налаживающее воздействие на работу головного мозга. Щадящая и поэтапная методика с использованием художественно-творческой деятельности позволяет добиться нужного результата [1].

Многие арт-терапевтические техники позволяют создать яркие, неповторимые, интересные работы. «Особому» ребенку в художественной классической изобразительной практике часто невозможно достичь такого — же результата, как у «нормотипичного» ребенка. Новый позитивный опыт способствует самовыражению, повышению самооценки и закреплению новых способов активности. Работа в арт-терапевтической группе учит навыкам взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.

При этом список арт-терапевтических методов постоянно растёт, появляются инновационные методы с использованием компьютерных технологий. Так привычные раскраски по номерам теперь есть и в виртуальном виде.

Кроме того, методы в будущем могут перерасти в увлечения или стать профессией. Примером таких методов могут быть создание анимационных мультфильмов или фильмов, появятся, новое поколение режиссеров, сценаристов. Фототерапия перерастёт в профессию фотографа, а зоотерапия подарит новых кинологов, ветеринаров и зоологов. Изотерапия поможет отыскать будущих художников, а драматерапия — актеров. Большой выбор арт-терапевтических методов и видов позволяют раскрыть таланты и способности детей.

Преимущества использования арт-терапевтических методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следующие:

– Позволяют достичь здоровой реакции на сложившуюся ситуацию.

– Создают благоприятные условия для выражения переживаний и чувств.

– Помогают преодолеть коммуникативные барьеры, снять психологический дискомфорт.

– Повышают эмоциональную устойчивость, содействуют саморазвитию личности ребенка.

Основными рекомендациями будут: ответственный подход к выбору арт-терапевтических методик, правильное использование видов и арт-терапевтических методик, хорошая организованность работы в целом, чередование классических и современных методик, внимание к противопоказаниям.

Таким образом, арт-терапевтические методы работы достаточно востребованный вид направления практической психологии. Несмотря на свою простоту арт-терапевтические методы очень эффективны в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Арт-терапевтические методы способствуют развитию воображения, мышления, мелкой моторики рук, познавательных, эмоциональных и волевых способностей. Во время этих методов происходит взаимодействие со сверстниками. Дети проявляют свои таланты и умения. Большой выбор арт-терапевтических методик позволяют раскрыть таланты и способности детей, привить им любовь к творчеству.

Литература:

  1. Башкирова, Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85–90. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4244/
  2. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 1032 с.
  3. Тарарина, Е. Самые удивительные направления арт-терапии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.b17.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, арт-терапевтические метода, арт-терапевтические методика, головной мозг, коррекционная работа, практическая психология, психоэмоциональное состояние, работа, способность детей.


Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапия, нетрадиционные методики механизм воздействия на ребенка

Похожие статьи

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Возможности арт-терапевтических методов в психологическом сопровождении беременных женщин

В статье автор исследует влияние арт-терапевтических методов на эмоциональное состояние беременных женщин.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов

В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Похожие статьи

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Возможности арт-терапевтических методов в психологическом сопровождении беременных женщин

В статье автор исследует влияние арт-терапевтических методов на эмоциональное состояние беременных женщин.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов

В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Задать вопрос