Ценообразование на промышленную продукцию и планирование себестоимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.10.2022

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Аманназаров, Д. А. Ценообразование на промышленную продукцию и планирование себестоимости / Д. А. Аманназаров, И. Г. Реджепов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 275-276. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95375/ (дата обращения: 18.12.2024).



Цена — один из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности общественного производства. Цены при социализме должны обеспечивать возмещение издержек производства и обращения и известную прибыль каждому нормально работающему предприятию.

Стимулирующая роль цены особенно возросла в условиях перехода на новую систему планирования и экономического стимулирования. Теперь цена становится могучим фактором экономического развития, технического прогресса, повышения качества продукции.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. При социализме цена выступает как общественная мера затрат труда и как средство распределения доходов между отдельными отраслями промышленности.

В настоящее время в промышленности действуют следующие виды цен: оптовые цены предприятий; оптовые цены промышленности; заготовительные цены на сырье.

По оптовым ценам предприятия заводы реализуют свою продукцию друг другу и снабженческо-сбытовым организациям. Оптовая цена предприятия включает себестоимость и прибыль (в пределах 15 % к величине основных и оборотных фондов по отрасли в целом).

Оптовая цена промышленности применяется для реализации продукции сбытовой организацией (или предприятием) за пределы отрасли промышленности, главным образом в систему торговых организаций. Она строится на базе оптовой цены предприятия с прибавлением к цене по товарам народного потребления налога с оборота и отчислений на содержание сбытового звена, а по средствам производства скидки в пользу сбытовых организаций.

Государственная розничная цена применяется для продажи товаров народного потребления населению (например, легковых автомобилей, телевизоров, холодильников и т. д.). Она включает, кроме оптовой цены промышленности, еще и скидку в пользу торговых организаций, дающую возможность последним покрывать свои издержки и образовывать стимулирующие фонды.

Наибольшее распространение получили оптовые цены предприятия и промышленности: постоянные (прейскурантные) цены, временные оптовые цены, разовые цены, цены на опытные образцы продукции.

Временные цены утверждаются на изделия, впервые: изготовленные в стране и в дальнейшем предназначенные к серийному выпуску. сроком от 9 до 15 месяцев. Временные цены утверждаются министерствами — изготовителями продукции по согласованию с министерствами потребителями продукции.

Разовые цены устанавливаются министерствами (предприятиями) изготовителями по согласованию с министерствами (предприятиями) — потребителями исходя из сметной стоимости изделий и рентабельности в пределах действующего норматива. Разовые цены устанавливаются на заказ и действуют только во время его выполнения.

При проектировании новых изделий рекомендуется использовать ступенчатые цены. Ступенчатая цена представляет собой ряд последовательно снижающихся цен, одновременно устанавливаемых на одно и то же изделие на период его серийного выпуска и помещенных в прейскуранте с указанием даты введения каждой из них.

В условиях полного хозрасчета необходима радикальная перестройка ценообразования. Цена должна отражать действительные затраты общественного труда на производство и реализацию продукции, ее качество и платежеспособный спрос.

Показатели себестоимости рассчитываются при разработке планов предприятий (объединений) и используются в расчетах планов вышестоящих организаций (министерств, ведомств и т. д.). Цель планирования состоит в определении оптимального уровня затрат на производство продукции.

В промышленности осуществляется как перспективное, так и текущее планирование себестоимости. Перспективные планы разрабатываются на пять лет с последующим распределением по годам. В текущих годовых планах плановые задания распределяются по кварталам, а при необходимости и по месяцам.

На стадии перспективного планирования и проектов годовых планов рассчитывается себестоимость товарной продукции. В текущем (годовом) планировании, уточненный расчет себестоимости дополняется расчетами плановых смет и калькуляций затрат на производство.

Для предприятий, выпускающих разнородную продукцию, используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции.

Плановый уровень затрат на производство определяется в такой последовательности: анализируется уровень себестоимости товарной продукции базисного периода, определяется изменение уровня затрат в плановом периоде. Базисным уровнем затрат для первого года перспективного плана являются затраты на 1 руб. товарной продукции, или себестоимость единицы продукции предшествующего года. Себестоимость продукции планируемого года определяется на основании данных о базисном уровне затрат и предлагаемом плановом объеме производства. Объем товарной продукции рассчитывается по условиям производства и реализации в базисном году.

Задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции устанавливаются в процентах к предыдущему году исходя из годового выпуска продукции, предусмотренного на плановый период. К сравнимой товарной продукции относятся изделия, изготовляющиеся на дан ном предприятии при массовом типе производством году. Сравнимая товарная продукция, намеченная к выпуску в плановом периоде. Оценивается по плановой себестоимости и по среднегодовой себестоимости соответствующих видов этой продукции за предшествующий плановому год. Плановую экономию от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции показывает разность между средне Годовой себестоимостью этой продукции за прошлый год и плановой се себестоимостью. Отношение этой экономии к среднегодовой себестоимости предшествующего года (в процентах) дает величину планового снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.

Если в общем выпуске предприятия преобладает несравнимая товарная продукция, используется расчетный показатель затрат на 1 руб. товарной продукции. Затраты на 1 руб. товарной продукции рассчитываются как частное от деления себестоимости всей товарной продукции предприятия на тот же объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Этот универсальный показатель характеризует динамику затрат как по сравнимой, так и по несравнимой продукции. В условиях экономического эксперимента объединениям (предприятиям) устанавливается предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции.

Смета затрат на производство и плановая калькуляция-основные документы при планировании себестоимости продукции. Им пред шествует расчет следующих смет. расходов вспомогательных цехов: расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховых и общезаводских расходов, транспортно-заготовительных расходов: расходов на подготовку и освоение производства: сметы прочих производственных расходов и др.

Сводная плановая калькуляция себестоимости товарной продукции является завершающим этапом планирования себестоимости.

Плановая калькуляция охватывает всю номенклатуру вырабатываемой продукции и рассчитывается на единицу продукции, определенный объем данного вида продукции и на весь товарный выпуск пред приятия.

Литература:

  1. Ахматнурова З. С. Роль цены в рыночной экономике / З. С. Ахматнурова, Ф. Н. Салимова // Экономика и социум. — 2017. — № 4 (35). — С. 136–139. — Электрон. Копия доступна на междунар. Платформе публикаций Readera. URL: https://readera.org/rol-ceny-v-rynochnoj-jekonomike-140123127.
  2. Васюхин О. В. Основы ценообразования: учеб. Пособие. — Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2010.
  3. Гафуров А. М. Цена как экономический регулятор // Инновационная наука. — 2016. — № 6. — С. 63–64. — Электрон. Копия доступна на сайте науч. Электрон. Б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tsena-kak-ekonomicheskiy-regulyator
  4. Демцура С. С. Особенности ценовой конкуренции на рынке // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2020. — Т. 9, № 3 (32). — С. 131–134. — Электрон. Копия доступна на сайте журнала. URL: http://aniue.ru/.
  5. Жильцова Э. Л. Цены в условиях рынка. Функции цен // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10). — С. 575–77. — Электрон. Копия доступна на междунар. Платформе публикаций Readera. URL: https://readera.org/ceny-v-uslovijah-rynka-funkcii-cen-140106564.
Основные термины (генерируются автоматически): товарная продукция, сравнимая товарная продукция, цена, оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, плановый период, базисный уровень затрат, реализация продукции, серийный выпуск, среднегодовая себестоимость.


Задать вопрос