В данной статье автор рассматривает особенности и проблемы, возникающие при взаимодействии следователя органами оперативно-разыскной деятельности по преступлениям коррупционной направленности, которые, в свою очередь, обусловлены доказательственной базой, собираемой по конкретному уголовному делу. Взаимодействие с сотрудниками оперативных подразделений производится на основании постановления, которое обусловлено поставленными задачами. Полагаем, что основной проблемой является проблема эффективного взаимодействия данных органов, поскольку именно эта проблема влияет на объективность и полноту, всестороннее собирание и доказывание обстоятельств по уголовному делу. Автор приходит к выводу, что эффективность взаимодействия заключается в слаженной и согласованной работе следователя и органов ОРД в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства и инструкций работы органов дознания.
Ключевые слова: взаимодействие, следователь, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проблемы взаимодействия, преступления коррупционной направленности.
Эффективная работа и взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативный рассудительный, заключается в искоренении разобщенности действий, упорядочении слабых и усилении продуктивных форм их взаимодействия, которые, в свою очередь, основаны на достаточной профессиональной подготовке как следователя, так и сотрудников органов дознания.
Необходим всесторонний анализ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупционными правонарушениями.
В современных условиях в Российской Федерации эффективное сотрудничество между органами следствия и органами дознания, а также с партнерскими организациями и агентствами на национальном, региональном и международном уровнях имеет особое значение для эффективной борьбы с преступлениями, связанными с организованной преступностью и коррупцией. Повышение следственного потенциала в системе уголовного правосудия в сочетании с усилиями по расширению сотрудничества способствует лучшему пониманию роли общей борьбы в этой области и, таким образом, помогает сдерживать, выявлять, привлекать к уголовной ответственности и предотвращать преступления, связанные с коррупцией. Они должны быть непосредственной частью устойчивой, долгосрочной и всеобъемлющей стратегии по сокращению возможностей для коррупции и открытию политической и экономической системы для большей конкуренции.
Результаты оперативной работы органов дознания показывают, что в Российской Федерации признается серьезность проблемы коррупции и организованной преступности: государство предпринимает решительные законодательные нормативно-правовые акты и действия, основанные на историческом и практическом опыте.
При расследовании преступлений коррупционной направленности происходит взаимодействие органы следствия и органы дознания, а следователь, обладающий процессуальной самостоятельностью и ведущий первоначальное производство по уголовному делу, является наиболее важным участником процесса. Одной из задач следователя является организация надлежащего взаимодействия с лицами, участвующими в расследовании, в целях установления истины по некоторым уголовным делам [1, с. 32.].
Очевидно, что один следователь или даже группа следователей не в состоянии справиться с расследованием многих преступлений без поддержки следственных органов. Взаимодействие между этими аспектами обусловлено, прежде всего, тем, что и следователь, и следственные органы обладают специфическими и присущими им средствами раскрытия преступлений.
Важным аспектом, который в юридической теории выделяется в качестве проблемных, является ограниченность действий, которые следователь вправе поручить сотрудникам оперативных подразделений. Одним из таких действий является предъявления обвинения, признании лица потерпевшим, то есть те действия, которые связаны с оценкой доказательств. Из этого следует, что следователь обязан самостоятельно производить данный действия, так как он обладает достоверными знаниями по отношению к расследуемому уголовному делу.
Более того, проблема целесообразности проведения оперативно-розыскных мероприятий и реализация их в определённое процессуальные сроки, выделяются в отдельную проблему, заключающуюся, в первую очередь, в стремлении следователям к собиранию доказательственной базы по уголовному делу, а также его профессиональной подготовки, позволяющие ему поручать органам дознания проведение тех или иных действий [2, с. 45].
В виду того, что взаимодействие с органом дознания в основном производится согласно письменным поручениям следователя, следователь, в зависимости от различных неустановленных обстоятельств, представляет доказательства, определяет пути и средства борьбы с ними, а затем составляет план проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласованный со следственно-оперативной группой.
Оперативные подразделения также планируют подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий, необходимых для раскрытия преступления. При установлении сотрудничества характер планирования существенно меняется. Обмен информацией также необходим для обеспечения координации совместного планирования [3, с. 13].
В связи с этим при взаимодействии со следователем в ходе предварительного следствия сотрудник оперативного подразделения обязан сообщить следователю о намерении подозреваемого скрыться, оказать незаконное воздействие на других участников уголовного судопроизводства, что чаще всего и происходит при совершении коррупционных преступлений, совершить другое преступление или продолжить совершение преступления, в котором он подозревается.
Задача следователя в данном случае заключается в даче четких и конкретных письменных поручений органам дознания. В поручении должно быть указано, что именно орган дознания должен расследовать в интересах уголовного судопроизводства, какие оперативно-розыскные мероприятия должны быть проведены, сроки проведения и необходимые для этого указания.
К организационно-тактическим формам сотрудничества относятся формирование следственной группы, использование следователем результатов оперативно-розыскных мероприятий при подготовке версий по уголовным делам, совместное планирование оперативно-розыскных мероприятий в составе следственно-оперативной группы, выдача подробных инструкций и распоряжений сотрудникам органа дознания, непосредственно участвующих в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, тактических комбинаций и операций, обмен информацией [4, с. 126].
Очевидными механизмами снижения уровня коррупции и организованной преступности в Российской Федерации могут быть: реализация мер по обеспечению свободы предпринимательства; разработка оперативных стратегий по борьбе с коррупцией; внедрение специфических методов борьбы с коррупцией; признание позитивных нормативных правовых актов и практики правоприменения превентивного характера в Российской Федерации для совместной деятельности органов следствия и органов дознания в борьбе с коррупционными преступлениями.
Литература:
- Багмет А. М. Процессуальное взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании преступлений // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 3. С. 31–35.
- Кандаурова А. В. Взаимодействие следователя и оперуполномоченного при расследовании преступлений коррупционной направленности // Государственная политика в области противодействия коррупции с учетом требований международных норм: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 25 апреля 2019 г.). М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2019. С. 43–47.
- Канунник А. И., Курмаева Д. М. Взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками и экспертами при расследовании преступлений коррупционной направленности // Вестник ПензГУ. 2021. № 1 (33). С. 9–14.
- Сайпулаев З. М. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами // Закон и право. 2021. № 4. С. 125–127.