В настоящей статье проводится анализ динамики инвестиций в структуре ВВП Российской Федерации за период 2012–2021 гг. На основе данных Федеральной службы государственной статистики изучается изменение объемов инвестиций в основной капитал и объемов ВВП РФ. По результатам изучения статистических данных и их динамики строятся графики, рассчитываются показатели абсолютного и относительного прироста. На основе представленных данных рассчитывается доля инвестиций в ВВП. Кроме того, автором приводятся цели и приоритеты развития инвестиционной политики РФ на ближайшую перспективу. На основе проведенного исследования формулируются выводы о влиянии инвестиций на ВВП России и на ее экономическую безопасность.
Ключевые слова: инвестиции, ВВП, инвестиционная политика, приоритеты инвестиционного развития, экономическая безопасность.
This article analyzes the dynamics of investment in the structure of the GDP of the Russian Federation for the period 2012–2021. On the basis of the data of the Federal State Statistics Service, the change in the volume of investments in fixed capital and the volume of the GDP of the Russian Federation is studied. According to the results of the study of statistical data and their dynamics, graphs are built, indicators of absolute and relative growth are calculated. Based on the presented data, the share of investment in GDP is calculated. In addition, the author provides goals and priorities for the development of the investment policy of the Russian Federation in the near future. Based on the study, conclusions are drawn about the impact of investments on Russia's GDP and its economic security.
Keywords: investments, GDP, investment policy, investment development priorities, economic security.
Инвестиционная деятельность является одним из движущих факторов экономического развития страны. Привлечение инвестиций в экономику является приоритетной задачей, так как они способствуют экономическому росту, обновлению технологий и повышению профессиональных качеств работника.
Инвестиции в экономике любой страны играют очень важную роль, так как без них нельзя решить ни одной экономической или социальной проблемы, а также проблем, связанных с государственной экономической безопасностью. При этом необходимо иметь в виду, что инвестиции всегда работают на будущее и, как правило, они направляются на достижение запланированного положительного результата в любой сфере человеческой деятельности.
Инвестиции (нем. Investition, от лат. investio — одеваю) — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. (ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.) [1].
На первом этапе исследования рассмотрим динамику объемов инвестиций в основной капитал в РФ на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика объемов инвестиций в основной капитала в РФ в 2012–2021 гг., млн. руб. [5]
Данные рисунка 1 показывают стабильный рост показателя объема инвестиций в основной капитал в РФ в период с 2012 года по 2021 год. Абсолютное изменение показателя за период составило 10359293,2 млн. руб. Относительное изменение показывает прирост в 82 % за 10 лет
На втором этапе исследования рассмотрим динамику объемов ВВП РФ на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика объемов ВВП РФ в 2012–2021 гг., млн. руб. [5]
Данные рисунка 2 показывают стабильный рост показателя ВВП РФ в период с 2012 года по 2019 год. В 2020 году произошло сокращение показателя в связи с пандемией и финансовым кризисом. Однако, в период 2020–2021 гг. показатель объема ВВП увеличился. Абсолютное изменение показателя за период составило 62911600,0 млн. руб. Относительное изменение показывает прирост в 92 % за 10 лет.
На третьем этапе исследования была рассчитана доля инвестиций в основной капитал в объемах ВВП РФ в процентах. Динамика показателя приведена на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика доли инвестиций в ВВП РФ в 2012–2021 гг., %
Данные рисунка 3 показывают, что в 2012 году доля инвестиций в ВВП составляла 18,5 %. К 2015 году показатель существенно сократился и составил 16,7 %, что может быть вызвано финансовым кризисом 2015 года. В 2020 году доля инвестиций превысила значение 2012 году и составила 18,9 %, в основном, за счет сокращения объемов ВВП. В 2021 году показатель снова снизился и по итогам года составил 17,5 %.
Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов для развития экономики и социальной среды.
Инвестиционная политика ориентирована на:
— определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, производственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
— выбор приоритетов;
— повышение эффективности инвестиций.
В декабре 2021 года Глава Минэкономразвития Максим Решетников утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов [4].
Всего на 2022 год в рамках ФАИП предусмотрена реализация более 860 инвестиционных проектов, включая укрупненные мероприятия, которые будут детализированы в ходе реализации программы.
Цель федеральной адресной инвестиционной программы — создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе на развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечение жильем граждан, улучшение демографической ситуации, создание условий для экономического роста за счет развития транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной, производственной инфраструктуры [2].
Таким образом, несмотря на стабильный рост объемов инвестиций в основной капитал в России в период с 2012 года по 2021 года, доля показателя в объемах ВВП оставалась в последние несколько лет примерно на одном уровне — 17–18 %, сокращаясь в периоды кризиса до 16,5 %.
Инвестиционная политика государства на данный момент создана на законопроектах, которые предусматривают большое количество внесений изменений в концессионные контракты. Эти законопроекты в какой-то степени защищают государственную приватизацию и конкуренцию. Приоритетной целью в нынешнее время инвестиционной политики Российской Федерации является развитие отечественного долгосрочного инвестирования. Это связано от части тем, что основное условие для большого количества иностранных инвесторов, которые хотят вступить в долгосрочный проект — участие в проекте капитала страны. Поэтому и появилась необходимость в привлечении дополнительных инструментов, которыми можно осуществлять сбор инвестиционных ресурсов. Таким образом, для того чтобы улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации, а также улучшить ее инвестиционную деятельность, важно оказание функционального влияния государства на вышеописанные процессы.
Российская Федерация имеет сильную и независимую позицию на внешнеполитической арене, имеет свой взгляд на происходящие в мире события, развивает свой военно-промышленный комплекс и состояние армии. Однако, для усиления своих позиций в мировой экономике, обеспечения независимости от внешнего влияния, снижения зависимости от мировых экономических кризисов и целенаправленных действий на дестабилизацию экономики, необходимо развивать национальную экономическую систему, привлекать собственные свободные, никак не задействованные в экономике денежные средства и способствовать привлечению зарубежного капитала. Более того, необходимо создать свой механизм постоянного контроля и реагирования на складывающейся ситуации по вопросу обеспечения экономической безопасности. Придание мега-регулятору ЦБ РФ неоднозначного статуса, по опыту создания ФРС в США не принесло и не может принести такой результат, какой был в США, так как российский рубль не имеет такой популярности и востребованности по всему миру, как доллар США. Тем не менее, данный способ не может являться единственным решением проблемы одновременного обеспечения благоприятного инвестиционного климата и собственного суверенитета.
Данные факты еще раз подтверждают позицию о необходимости реформирования и изменения инвестиционной сферы РФ, причем подход к данным изменениям должен быть не только максимально широким, но и фундаментальным.
Литература:
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральная адресная инвестиционная программа. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d17/federalnaya_adresnaya_investicionnaya_programma/
- Кошкин, В. Минэкономразвития утвердило федеральную инвестпрограмму на 2022–2024 годы. — URL: https://rg.ru/2021/12/08/minekonomrazvitiia-utverdilo-federalnuiu-investprogrammu-na-2022–2024-gody.html
- Федеральная служба государственной статистики РФ. — URL: https://rosstat.gov.ru.
- Назаров, А. И. Влияние инвестиционного климата на экономическую безопасность государства / А. И. Назаров. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-investitsionnogo-klimata-na-ekonomicheskuyu-bezopasnost-gosudarstva?ysclid=l9aptw231i727615173 (дата обращения: 16.10.2022).
- https://kpfu.ru/portal/docs/F473259903/Ishakova.D.M..Sovershenstvovanie.mehanizma.privlecheniya.inostrannyh.investicij.v.Rossiju.pdf