Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 15.10.2022

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Белчээ, Л. Н. Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) / Л. Н. Белчээ. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95505/ (дата обращения: 18.12.2024).



Предметом исследования является допрос несовершеннолетних с участием психолога или педагога. Статья носит теоретический характер и исследование отдельных аспектов проведения допроса с участием несовершеннолетнего. В качестве основных методов при разработке данной тематики использовались: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный метод, также рассматриваются статистические данные подростковой преступности с 2019 г. по 2022 г. Рассмотрены обязательные участники при производстве следственного действия с участием несовершеннолетних.

Ключевые слова: допрос, несовершеннолетний, преступление, следственное действие, психолог, педагог, законный представитель, следователь.

Динамика преступлений совершенных несовершеннолетними или при их соучастии выглядит следующим образом: в 2019 г. совершено 41 548 преступлений; в 2020 г. совершено 33 575 преступлений; в 2021 г. — 29 126 преступлений; в (июле) 2022 г. — 15 137 преступлений [4].

В стадии подготовки к допросу следователю необходимо соблюдать требование закона, а именно ст. 425 УПК РФ «если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) не достиг возраста 16 лет; достиг этого возраста, однако страдает психическим расстройством; отстает в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога» [2]. Поэтому, следователь обязан заранее еще до допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) решить вопрос о том, кто из специалистов должен участвовать в производстве следственного действия, и обеспечить их вызов. Кого и в каких случаях необходимо вызвать педагога или психолога Закон не указывает, между ними ставит знак равенства, надо понимать решение остается за следователем.

Следователю при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) необходимо придерживаться тактики, направленной, прежде всего на установление психологического контакта. С этой целью для участия в допросе с одной стороны предпочтительнее приглашать педагога, у которого обучается либо обучался несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), пользующийся у него авторитетом и уважением.

С другой стороны, психологу, прошедшего специальную подготовку, имеющего опыт работы в данной сфере, наделенного компетентными и профессиональными качествами, также не составит большого труда установить психологический контакт, таким образом, выбор за следователем. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) производится при обязательном участии защитника, поэтому следователь обязан обеспечить его участие.

Одни специалисты предлагают приглашать родителей или заменяющих их лиц для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), другие считают данный вариант нецелесообразным, полагают, возрастает вероятность создания помех с их стороны ходу следствия, поскольку в их присутствии допрашиваемый испытывает стыд, следит за их реакцией, тем самым отвлекается от задаваемых вопросов [3, С. 9–13].

В статье 42 ФЗ «Об образовании»закреплено следующее « психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются» [1].

Рассмотрев, следующие понятия:

Педагог (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий подростка») — это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагог-психолог — это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение.

Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

Психолог (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — специалист, занимающийся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.

Таким образом для проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следователю считаю, что целесообразно вызвать психолога для участия в допросе. Так как именно психолог является специалистом, который изучает психику человека и оказывает ему психологическую помощь в разных жизненных ситуациях, при различных психологических нарушениях. В случаях, если подросток замкнут, недоверчив, с трудом налаживает отношения с окружающими, то может помочь предварительная беседа именно психолога перед допросом, которая позволит установить психологический контакт, а также объяснить несовершеннолетнему необходимость говорить правду. Такая помощь специалиста-психолога широко используется при допросе несовершеннолетних, в том числе малолетних потерпевших, в зарубежной следственной практике.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022)
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 22 ноября 2001 г. № 174 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
  3. Гатауллин З. Ш. Уголовное преследование как функция прокурора // Законность. — 2010. — № 2. — С. 9–13.
  4. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ http://crimestat.ru/analytics
Основные термины (генерируются автоматически): допрос, психолог, психологический контакт, следователь, следственное действие, обвиняемый, педагог, подозреваемый, преступление, психологическая помощь.


Похожие статьи

Особенности применения мер пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому

Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений

Проблемы проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля с применением видеозаписи или киносъемки

Меры уголовно-процессуального принуждения, связанные с изоляцией подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления от общества

Тактические особенности участия защитника при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в рамках досудебного расследования

Установление оснований и мотивов задержания при признании лица подозреваемым

Особенности правового регулирования участия в следственных действиях несовершеннолетнего свидетеля с учетом изменений, внесенных в ст.191 УПК РФ

Фактическое и процессуальное задержание лица подозреваемого в совершении преступления

Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

Тактика участия защитника при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в рамках досудебного расследования

Похожие статьи

Особенности применения мер пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому

Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений

Проблемы проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля с применением видеозаписи или киносъемки

Меры уголовно-процессуального принуждения, связанные с изоляцией подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления от общества

Тактические особенности участия защитника при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в рамках досудебного расследования

Установление оснований и мотивов задержания при признании лица подозреваемым

Особенности правового регулирования участия в следственных действиях несовершеннолетнего свидетеля с учетом изменений, внесенных в ст.191 УПК РФ

Фактическое и процессуальное задержание лица подозреваемого в совершении преступления

Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

Тактика участия защитника при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в рамках досудебного расследования

Задать вопрос