В статье раскрывается порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих. Автором акцентируется внимание на проблемных вопросах данной процедуры. Анализу подлежат отдельные пробелы и проблемы нормативно-правового регулирования аттестации государственных служащих: отсутствие в нормах действующего законодательства РФ официальной дефиниции понятия «аттестация»; недостатки критериев оценки работы государственного служащего, утвержденных п. 17 Указа Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». По результатам анализа выявленных проблем, предложены рекомендации по их разрешению и по совершенствованию российского законодательства в исследуемой сфере.
Ключевые слова: аттестация, государственный служащий, должность, кадры, квалификация, соответствие, требование.
Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что необходимой составляющей эффективности деятельности государственных органов являются высококвалифицированные кадры. В этой связи, огромное практическое значение имеет аттестация государственных служащих.
За последние годы наблюдается негативная динамика текучести кадров в органах государственной власти. Это связано с повышенными требованиями, предъявляемыми к квалификационному уровню специалистов, занимающих должности в государственных органах; несоответствием уровня служебного вознаграждения требуемой квалификации.
Несмотря на изложенные выше причины текучести кадров, тем не менее, на государственной службе должны трудиться только профессиональные кадры, обладающие стрессоустойчивостью, так как государственные служащие, прежде всего, являются представителями государственной власти.
Аттестация государственных служащих проводится, в первую очередь, для установления соответствия работника занимаемой должности, его профессионализма.
На сегодняшний день на государственном уровне сформирована прочная нормативно-правовая основа, регулирующая организацию и проведение аттестации. Так, в нормах ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» исследуемой процедуре законодателем отведены две статьи — 48 и 49. Наряду с законом также необходимо выделить подзаконные нормативные правовые акты — Указы Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110 и № 111, Постановление Правительства РФ от 09 сентября 2020 г. № 1387. Несмотря на наличие прочной законодательной основы, регулирующей организацию и проведение аттестации государственных гражданских служащих, тем не менее, ни в одной из вышеуказанных документов не раскрывается официальная дефиниция понятия «аттестация», что приводит к возникновению дискуссий и споров в научной среде. Так, по мнению одних ученых [1, с. 40] аттестация раскрывается через оценку служащего занимаемой должности, другие авторы [2, с. 146] содержание данного понятия рассматривают через законодательно урегулированную процедуру, которая направлена не только на установление соответствия служащего занимаемой должности, но также и, в целом, на совершенствование процедуры отбора кадров, на повышение их квалификации.
Проанализировав различные авторские определения, разработанные на доктринальном уровне, можно прийти к выводу о том, что практически всеми учеными в качестве основного признака, характеризующего данное понятие выделяется цель аттестации — проверка соответствия служащего занимаемой должности. Данный критерий является основным при оценке его служебной деятельности. Однако, не всеми учеными разделяется изложенный выше подход законодателя. Как отмечает А. В. Смирнова установление квалификационного соответствия служащего определенной должности устанавливается не в ходе процедуры аттестации, а при приеме его на службу. Если лицо не соответствует квалификационным требованиям для замещения должности на государственной службе, то работодатель отказывает ему в приеме на работу (службу). В свою очередь, если лицо было принято на государственную службу, это значит, что его уровень образования, стаж работы (службы), психологические характеристики, установленные по результатам тестирования, соответствуют занимаемой должности.
В связи с этим, как справедливо отмечает А. В. Смирнова, вышеуказанный критерий необходимо исключить из п. 17 Указа Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110 [4, с. 181].
В рамках анализа п. 17 Указа Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110 можно установить, что наряду с вышеуказанным критерием аттестационная комиссия оценивает участие служащего в решении задач, поставленных перед государственным органом, отдельным его подразделением. При этом, Н. В. Магзумова обращает внимание на то, что на практике, преимущественно, при подготовке материалов для проведения аттестации непосредственный руководитель служащего в мотивированном отзыве указывает: конкретные виды и количество документов, составленных служащим, на определенный период времени; количество поручений, выполненных служащим; личностные характеристики служащего [3, с. 52].
Вместе с тем, вышеуказанная информация о результатах службы за аттестуемый период времени, зачастую непосредственно не связана с задачами, поставленными перед государственным органом (подразделением). В этой связи, ученый обращает внимание на необходимость пересмотра или исключения данного критерия из соответствующего перечня, предусмотренного п. 17 Указа Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110.
Рекомендуемый порядок проведения аттестации утвержден п. 19 Постановления Правительства РФ от 09 сентября 2020 г. № 1387, он заключается в следующем: рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости ‒ его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего.
Как отмечает В. О. Коновалова наибольшее внимание в процедуре аттестации необходимо уделять сообщению аттестуемого о результатах его профессиональной служебной деятельности. Предпочтительно расширить данный этап аттестации посредством обязательной самопрезентации, которую должен подготовить аттестуемый [2, с. 145]. В рамках самопрезентации аттестуемый может наглядно осветить результаты своей деятельности, обратить внимание аттестационной комиссии на наиболее сложных и трудоемких видах работ, которые были им выполнены. Кроме того, посредством самопрезентации у членов аттестационной комиссии может сложиться наиболее точное впечатление относительно личностных и профессиональных качеств аттестуемого (уверенность в себе, свободное владение терминологией и др.).
Нами полностью разделяется вышеуказанный подход, сформированный в научной среде, и признается целесообразным дополнить Постановление Правительства РФ от 09 сентября 2020 г. № 1387 п. 19.1 в следующей редакции: «Сообщение аттестуемого гражданского служащего оформляется в виде самопрезентации, в которой аттестуемый размещает информацию о результатах выполненной работы за аттестационный период времени, включая наиболее сложные и значимые для работодателя направления (с конкретизацией по количеству, объему и др.)».
Таким образом, процедура аттестации государственных гражданских служащих является необходимым этапом оценки качества их профессиональной деятельности. От эффективности проведения данной процедуры, во многом, зависит авторитет всей системы государственных органов, так как каждый служащий является представителем государства и его профессионализм должен быть очевидным. При этом, несмотря на большую практическую значимость процедуры аттестации служащих, тем не менее, на практике остаются неразрешенными некоторые проблемы в исследуемой сфере. В рамках проведенного исследования было установлено, что на законодательном уровне отсутствует официальная дефиниция понятия «аттестация», на что неоднократно обращалось внимание ученых. Также в пересмотре нуждаются отдельные критерии оценки работы государственного служащего, утвержденные п. 17 Указа Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110. В качестве рекомендации по совершенствованию процедуры аттестации было предложено закрепить на уровне Постановления Правительства РФ от 09 сентября 2020 г. № 1387 обязательную самопрезентацию аттестуемого служащего.
Литература:
- Ковалец, А. В. Аттестация гражданских служащих: правовые и организационные вопросы / А. В. Ковалец // Вестник науки. — 2021. ‒ № 10 (43). — С. 40–45.
- Коновалова, В. О. Актуальные проблемы аттестации гражданских служащих и перспективы их разрешения / В. О. Коновалова // Символ науки. — 2019. ‒ № 5 (14). — С. 145–148.
- Магзумова, Н. В. Совершенствование системы аттестации государственных служащих / Н. В. Магзумова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2021. ‒ № 8 (58). — С. 52–58.
- Смирнова, А. В. Актуальные проблемы аттестации гражданских служащих и перспективы их разрешения / А. В. Смирнова // Символ науки. — 2020. ‒ № 5 (26). — С. 181–184.