В статье рассматривается внедрение в практику образовательных организаций инновационных образовательных моделей, таких как смешанное обучение. Также, особенности обучения иностранного языка с применением модели «смешанного обучения».
Ключевые слова: смешанное обучение, онлайн обучение, модель перевернутый класс.
The article discusses the introduction of innovative educational models into the practice of educational organizations, such as «blended learning». Also, the features of teaching a foreign language using the model of blended learning.
Keywords: blended learning, online learning, flipped classroom model.
Cогласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897, существует необходимость внедрения в практику образовательных организаций инновационных образовательных моделей деятельностного типа, основанных на использовании высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся. [Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010]. В условиях сочетания очной и заочной (дистантной) формы обучения становится актуальной модель «смешанного обучения» (blended learning).
Пурнима Валитан (Purnima Valiathan) понимает под термином «смешанное обучение» сочетание различных методов доставки образовательного контента, таких как курсов, построенных на Web-технологиях, EPSS и методик управления знаниями. Кроме того, термин используется для описания обучения, сочетающее в себе различные виды образовательной деятельности, включая очную форму обучения. Данный термин используется для описания обучения, которое включает в себя различные виды образовательной деятельности, сочетающую в себе очную форму обучения (face-to-face learning), электронное онлайн-обучение и самообучение [1].
Отечественные педагоги также занимаются вопросами использования смешанного обучения. Например, В. А. Фандей предлагает «рабочее» определение смешанного обучения, согласно которому смешанное обучение — это комбинация элементов очного и дистанционного обучения, причем одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели [4]. М. Г. Бондарев определяет смешанное обучение как сочетание сильных сторон традиционного образовательного форм-фактора и преимущества дистанционных технологий. По его мнению, смешанное обучение — действенный способ решения проблемы несоответствия запросов общества и готовности современного высшего образования их удовлетворять [3].
Следовательно, можно говорить о трех основных компонентах смешанной модели обучения, которые употребляются в современном образовании:
– очное обучение: традиционная форма обучения в классе при прямом взаимодействии преподаватель-студент (обучение face-to-face);
– самостоятельная работа студентов: включает в себя индивидуальную работу студентов, например подготовка доклада по материалу, найденному в интернете;
– онлайн-обучение: совместная работа преподавателей и студентов онлайн, используя, например, интернет-конференции, технологию Skype или Wiki, и т. д.
Таким образом, смешанное обучение можно определить как систему обучения, которая включает в себя эффективные аспекты и преимущества обучения в классе и электронного онлайн-обучения. Смешанное обучение является системой, состоящей из разнообразных частей, которые взаимосвязаны друг с другом, и эти части образуют единое целое. в постоянной взаимосвязи друг с другом, образуя единое целое.
Технология смешанного обучения предоставляет возможность качественно изменить образовательный процесс и вывести совместную деятельность обучающихся и учителя на приоритетный уровень.
Существует несколько моделей смешанного обучения, эффективно позволяющих достигать поставленных задач на уроке иностранного языка, а именно: «новый профиль», «перевернутый класс», «ротация лабораторий» и «ротация станций».
Идея модели «новый профиль» заключается в том, что группа обучающихся формируется из школьников разных классов одного образовательного учреждения, которые осваивают образовательную программу по профильному предмету при помощи дистанционных технологий вместе с учителем или педагогом-куратором. Такая модель будет работать, если в группе набралось 10–12 человек.
Технология «Перевернутый класс» предполагает самостоятельное изучение теоретического материала с использованием интернет-источников, а в классе или дистанционно, используя видеоконференцсвязь (Zoom, Google Meet и др.), организуется обсуждение темы, разбор ключевых моментов, обучающимся предлагается практическая работа по отработке навыков применения учебного материала.
«Ротация станций» или «Смена рабочих зон» предполагает синхронизацию учителей, которые работают в параллелях, так как организовать процесс не так просто. В течение учебного дня обучающиеся изучают разные предметы по расписанию, а в конце дня учителя предлагают обучающимся задания по всем предметам, по которым они занимались. Обучающиеся работают в компьютерном классе [2].
Останавливаясь на модели «перевернутый класс» нами был организован урок английского языка в 6 классе на грамматическую тему «Present Continuous Tense».
Задача обучающихся дома изучить теоретический материал по теме, которую подготовил учитель заранее, и составить вопросы по заданной тематике. Работа в классе предполагает разбор вопросов, составленных дома. Учитель в данной модели выполняет роль тьютора, помощника обучающегося при выборе личной образовательной траектории. Вместо озвучивания и отработки учебных материалов педагог переходит к роли организатора учебного процесса. Так, от теоретической части обучающиеся переходят к практике по теме «Present Continuous Tense», происходит отработка навыков применения учебного материала.
Какие трудности ожидают учителя при проведении таких уроков? Главным образом, это основательная и трудоемкая подготовка к ним, составление теоретического материала (презентаций), подбор учебного видеоматериала, создание собственных разработок. Кроме того, учителю необходимо брать во внимание психологические особенности обучающихся, их уровень мотивации и заинтересованности, и сформированность ИКТ -компетенции. Немаловажную роль играет способность к организации, индивидуальные образовательные потребности, темп и ритм освоения учебного материала.
Стоит отметить, что не все обучающиеся готовы к такому стилю обучения, так как изменяется не только традиционная модель обучения, но и роль учителя в контексте образования. Проведенная рефлексия показала, что обучающиеся действительно заинтересованы такой формой урока.
Таким образом, смешанное обучение — универсальное средство реализации ФГОС, для которого характерны новые образовательные возможности, индивидуальная образовательная траектория, активная позиция обучающегося.
И как сказал Жан-Жак Руссо: «скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Поэтому не стоит бояться «творить», «смешивать» и «экспериментировать» на уроке!
Литература:
- Purnima V. Blended Learning Models [Electronic resource] // Published: August 2002. P. 1.- URL: http://www.learningcircuits.org/2002/aug2002/valiathan.html. (дата обращения: 20.09.2022).
- Андреева Н. В. Шаг школы в смешанное обучение /Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б.- М.: Национальная открытая школа, 2016, — 279 с
- Бондарев М. Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического вуза // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2012. — № 10 (135). — С. 41–48.
- Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 2012. — 23 с.