Социально-психологическая адаптация младших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.10.2022

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Тихонова, В. А. Социально-психологическая адаптация младших подростков / В. А. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 223-224. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95526/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены основные характеристики адаптации, обозначены условия ее формирования, рассмотрен процесс дезадаптации. Произведен анализ взаимосвязи изучаемого феномена с возрастными особенностями младшего подросткового возраста. В заключении сформулирована актуальность данного вопроса.

Ключевые слова: психологическая адаптация, образовательная среда, подростковый возраст.

Обеспечение оптимальной работы психологической сферы человека обуславливается не только внутренним состоянием организма, но и особенностями влияния различных внешних факторов социальной и природной среды.

Имеет большое значение обозначить основное понятие, которому мы придерживались.

Адаптация (от лат. аdapto- приспособляю) — способность индивида приспосабливаться к новым условиям окружающей социальной среды [10].

Первые упоминания об особенностях адаптации можно встретить в трудах таких античных философов, как Аристотель, Платон.

Адаптация как процесс, это результат взаимодействия живых организмов и окружающей их среды, который способствует развитию оптимальных механизмов приспособления к жизнедеятельности. Адаптация имеет компенсаторную функцию, которая активируется при пребывании индивида в новых условиях. В результате чего, формируются возможности оптимального функционирования организма человека в новой среде [9].

Различают несколько видов адаптации социально-психологическую и биофизиологическую.

Нас заинтересовала социально-психологическая адаптация.

В зарубежной литературе изучением процесса адаптации занимались такие исследователи, как Э.Эриксон, А. Маслоу, Г. Оллпорт, Р.Лазарус [6].

Э. Эриксон описывает понятие социально — психологической адаптации, как гомеостатическое равновесие между требованиями окружающей среды и внутренними стимулами личности. В результате несоответствия требований окружающей среды потребностям личности возникает внутренний конфликт, который вызывает состояние тревоги [12].

А. Маслоу, Г. Оллпорт рассматривают социально-психологическую адаптацию, как трудный и подвижный процесс взаимоотношений между личностью и социальной средой, который приводит к оптимальному соответствию ценностям личности и социума [6].

Социально-психологическая адаптация — это взаимоотношения личности и социальной группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов эффективно осуществляет свою ведущую деятельность, обеспечивает свои социогенные потребности, полностью идет навстречу ролевым ожиданиям, которые представляет к ней группа, а также испытывает состояние самоутверждения, свободно выражая нормальную, девиантную и патологические виды адаптации [9].

В результате анализа научной литературы, Л. П. Хохлова выделяет следующие условия для успешной адаптации: общая деятельность, достижение успеха, а также наличие единого пространства, наряду с этим выполнение индивидуальной деятельности. Помимо этого выделяют: характер взаимоотношений в группе, адаптирующую способность коллектива, его традиции, ценности, психологический климат [15].

Внутренние условия адаптации включают в себя свойства высших уровней личностной структуры: самооценка, направленность личности, ценностные ориентации и установки, активность личности, а также такие индивидуальные черты, как внушаемость, тревожность, эмоционально-волевое самообладание [15].

Наравне с рассмотрением вопроса процесса адаптации, необходимо обратить внимание на явление дезадаптации.

Дезадаптация — процесс, характеризующийся нарушением взаимоотношений личности и окружающей средой, что приводит к усилению сложности проблемы и возникновением межличностных и внутриличностных конфликтов [13].

Дезадаптация в образовательной среде имеет следующие признаки: конфликты среди одноклассников и с учителями, трудности в обучении, снижение успеваемости, снижение уровня мотивации, деструктивное поведение, повышение уровня агрессии.

Под школьной дезадаптацией принято понимать комплекс нескольких признаков, которые демонстрируют противоречие социопсихологического и психофизиологического статуса школьника условиям образовательной среды, вхождение в которую по некоторым причинам становится затруднительным или даже невозможным [4].

При изучении вопроса адаптации, нельзя обратить внимание на возрастные особенности данного периода.

Младший подростковый возраст, согласно периодизации психического развития Д. Б. Эльконина, охватывает возраст 12- 15 лет. Начинается данный период после кризиса 12 лет, который характеризуется переосмыслением представлений о себе, происходит половое созревание, появляется способность к саморефлексии [7].

Подростковый возраст, осуществляет переход от детства к юности, тем самым являясь самым тяжелым периодом развития личности. Также для данного периода характерны сложности в воспитании, подростки в большей степени не могут приспособиться к процессу обучения, что проявляется в выше указанных признаках [8].

В подростковом возрасте учебная деятельность уходит на второй план, но по- прежнему, является актуальной, ведущей становится общение со сверстниками. Главная потребность — поиск своего места в обществе [14].

Зачастую проблема адаптация соотноситься с началом обучения в первом классе, изредка с переходом из начальной школы и в старшие классы [16].

Недостаточность исследований на данную тему, вызвало заинтересованность данным вопросом.

Таким образом, теоретический анализ проблемы позволяет определить недостаточную практическую базу в рассматривании проблемы, которая позволила определить противоречие между недостаточной разработкой практических рекомендаций по социально — психологической адаптации младших подростков и высокого уровня адаптированности.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. М.: Аспект-Пресс, 2010. 357с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 398с.
  3. Волков Б. С. Возрастная психология: в 2 ч.: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2005. 366 с
  4. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 с.
  5. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. М.: Смысл, 2011. 426 с.
  6. Маслоу А. Психология бытия.- М.: Рефл-бук, 1997.- 307с.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2007. 638 с.
  8. Мухина В. С. Детская психология. М.: Академия, 2005. 272 с
  9. Налдчаджян А. А. Социально психологическая адаптация личности(формы, механизмы и стратегия).- М.: Ереван,1988.- 237с.
  10. Немов Р. С. Общая психология. — Издательский дом» Питер», 2008.
  11. Саблин В. С. Психология человека.- М.: Мысль, 2004.- 250с.
  12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга», 2010. 288с.
  13. Ульянова Т. Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. Средняя школа, 2011 № 7. С. 21–24.
  14. Фельдштейн Д. И. Психология младшего подростка. М.: Просвещение, 2010. 357с.
  15. Хохлова Л. П. Исследование адаптирующей способности коллективов. — В. Кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. Тезисы докладов. Всесоюзной конференции (11–12 апреля 1979г.)
  16. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 19–34
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, окружающая среда, подростковый возраст, психологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптация, младший подростковый возраст.


Похожие статьи

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их вз...

Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у людей разного возраста

В статье раскрыта проблема характера различий ролевых ожиданий и притязаний у людей разного возраста. Рассмотрены и проанализированы ролевые ожидания и притязания в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Структурные компоненты женской сексуальности

Актуальных проблемой современной психологии является исследование вопросов сексуальности и психосексуального развития женщин. Одним из наиболее дискуссионных аспектов в данной области является структура женской сексуальности и ее основные компоненты....

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально...

Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.

Похожие статьи

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их вз...

Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у людей разного возраста

В статье раскрыта проблема характера различий ролевых ожиданий и притязаний у людей разного возраста. Рассмотрены и проанализированы ролевые ожидания и притязания в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Структурные компоненты женской сексуальности

Актуальных проблемой современной психологии является исследование вопросов сексуальности и психосексуального развития женщин. Одним из наиболее дискуссионных аспектов в данной области является структура женской сексуальности и ее основные компоненты....

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

В статье представлен опыт гендерного исследования круга проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь. Доказано, что при выстраивании межличностного взаимодействия у молодежи разного пола круг проблем имеет качественное своеобразие.

Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально...

Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.

Задать вопрос