В статье рассмотрены основные характеристики адаптации, обозначены условия ее формирования, рассмотрен процесс дезадаптации. Произведен анализ взаимосвязи изучаемого феномена с возрастными особенностями младшего подросткового возраста. В заключении сформулирована актуальность данного вопроса.
Ключевые слова: психологическая адаптация, образовательная среда, подростковый возраст.
Обеспечение оптимальной работы психологической сферы человека обуславливается не только внутренним состоянием организма, но и особенностями влияния различных внешних факторов социальной и природной среды.
Имеет большое значение обозначить основное понятие, которому мы придерживались.
Адаптация (от лат. аdapto- приспособляю) — способность индивида приспосабливаться к новым условиям окружающей социальной среды [10].
Первые упоминания об особенностях адаптации можно встретить в трудах таких античных философов, как Аристотель, Платон.
Адаптация как процесс, это результат взаимодействия живых организмов и окружающей их среды, который способствует развитию оптимальных механизмов приспособления к жизнедеятельности. Адаптация имеет компенсаторную функцию, которая активируется при пребывании индивида в новых условиях. В результате чего, формируются возможности оптимального функционирования организма человека в новой среде [9].
Различают несколько видов адаптации социально-психологическую и биофизиологическую.
Нас заинтересовала социально-психологическая адаптация.
В зарубежной литературе изучением процесса адаптации занимались такие исследователи, как Э.Эриксон, А. Маслоу, Г. Оллпорт, Р.Лазарус [6].
Э. Эриксон описывает понятие социально — психологической адаптации, как гомеостатическое равновесие между требованиями окружающей среды и внутренними стимулами личности. В результате несоответствия требований окружающей среды потребностям личности возникает внутренний конфликт, который вызывает состояние тревоги [12].
А. Маслоу, Г. Оллпорт рассматривают социально-психологическую адаптацию, как трудный и подвижный процесс взаимоотношений между личностью и социальной средой, который приводит к оптимальному соответствию ценностям личности и социума [6].
Социально-психологическая адаптация — это взаимоотношения личности и социальной группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов эффективно осуществляет свою ведущую деятельность, обеспечивает свои социогенные потребности, полностью идет навстречу ролевым ожиданиям, которые представляет к ней группа, а также испытывает состояние самоутверждения, свободно выражая нормальную, девиантную и патологические виды адаптации [9].
В результате анализа научной литературы, Л. П. Хохлова выделяет следующие условия для успешной адаптации: общая деятельность, достижение успеха, а также наличие единого пространства, наряду с этим выполнение индивидуальной деятельности. Помимо этого выделяют: характер взаимоотношений в группе, адаптирующую способность коллектива, его традиции, ценности, психологический климат [15].
Внутренние условия адаптации включают в себя свойства высших уровней личностной структуры: самооценка, направленность личности, ценностные ориентации и установки, активность личности, а также такие индивидуальные черты, как внушаемость, тревожность, эмоционально-волевое самообладание [15].
Наравне с рассмотрением вопроса процесса адаптации, необходимо обратить внимание на явление дезадаптации.
Дезадаптация — процесс, характеризующийся нарушением взаимоотношений личности и окружающей средой, что приводит к усилению сложности проблемы и возникновением межличностных и внутриличностных конфликтов [13].
Дезадаптация в образовательной среде имеет следующие признаки: конфликты среди одноклассников и с учителями, трудности в обучении, снижение успеваемости, снижение уровня мотивации, деструктивное поведение, повышение уровня агрессии.
Под школьной дезадаптацией принято понимать комплекс нескольких признаков, которые демонстрируют противоречие социопсихологического и психофизиологического статуса школьника условиям образовательной среды, вхождение в которую по некоторым причинам становится затруднительным или даже невозможным [4].
При изучении вопроса адаптации, нельзя обратить внимание на возрастные особенности данного периода.
Младший подростковый возраст, согласно периодизации психического развития Д. Б. Эльконина, охватывает возраст 12- 15 лет. Начинается данный период после кризиса 12 лет, который характеризуется переосмыслением представлений о себе, происходит половое созревание, появляется способность к саморефлексии [7].
Подростковый возраст, осуществляет переход от детства к юности, тем самым являясь самым тяжелым периодом развития личности. Также для данного периода характерны сложности в воспитании, подростки в большей степени не могут приспособиться к процессу обучения, что проявляется в выше указанных признаках [8].
В подростковом возрасте учебная деятельность уходит на второй план, но по- прежнему, является актуальной, ведущей становится общение со сверстниками. Главная потребность — поиск своего места в обществе [14].
Зачастую проблема адаптация соотноситься с началом обучения в первом классе, изредка с переходом из начальной школы и в старшие классы [16].
Недостаточность исследований на данную тему, вызвало заинтересованность данным вопросом.
Таким образом, теоретический анализ проблемы позволяет определить недостаточную практическую базу в рассматривании проблемы, которая позволила определить противоречие между недостаточной разработкой практических рекомендаций по социально — психологической адаптации младших подростков и высокого уровня адаптированности.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. М.: Аспект-Пресс, 2010. 357с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 398с.
- Волков Б. С. Возрастная психология: в 2 ч.: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2005. 366 с
- Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 с.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. М.: Смысл, 2011. 426 с.
- Маслоу А. Психология бытия.- М.: Рефл-бук, 1997.- 307с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2007. 638 с.
- Мухина В. С. Детская психология. М.: Академия, 2005. 272 с
- Налдчаджян А. А. Социально психологическая адаптация личности(формы, механизмы и стратегия).- М.: Ереван,1988.- 237с.
- Немов Р. С. Общая психология. — Издательский дом» Питер», 2008.
- Саблин В. С. Психология человека.- М.: Мысль, 2004.- 250с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга», 2010. 288с.
- Ульянова Т. Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. Средняя школа, 2011 № 7. С. 21–24.
- Фельдштейн Д. И. Психология младшего подростка. М.: Просвещение, 2010. 357с.
- Хохлова Л. П. Исследование адаптирующей способности коллективов. — В. Кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. Тезисы докладов. Всесоюзной конференции (11–12 апреля 1979г.)
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 19–34