Рост спортивных результатов неразрывно связан с повышением интенсивности и объёма физических нагрузок, выполняя которые, спортсмен иногда достигает предела функциональных возможностей своего организма. Поэтому спортсмену и тренеру необходимо иметь объективную информацию об уровне функционального состояния организма в любой период тренировочно-соревновательного процесса. В данной статье описан упрощенный способ проведения функциональной диагностики юных волейболистов 14–15 лет в преддверии важных соревнований.
Ключевые слова: функциональное состояние, сердечно-сосудистая система, утомление, физическая нагрузка, частота сердечных сокращений.
The growth of sports results is associated with an increase in the intensity and volume of physical activity, performing them, the athlete reaches the limit of the functional capabilities of his body. Therefore, an athlete and a coach need to have objective information about the level of the functional state of the body during any period of the training and competition process. This article describes a simplified way of carrying out functional diagnostics of young volleyball players aged 14–15 years on the eve of important competitions.
Keywords: functional state, cardiovascular system, physical activity, fatigue, heart rate.
Функциональное состояние атлета является важнейшим критерием, в подготовке к любому соревнованию, позволяющим ему достичь или не достичь максимального спортивного результата.
При оценке функционального состояния спортсменов применяется исследование следующих систем:
– Исследование функции внешнего дыхания, которое определяется методом спирографии, предполагающей регистрацию изменения легочных объемов при выполнении различных дыхательных маневров.
– Исследование сердечно-сосудистой системы, выступающей индикатором функционального состояния организма, так как наиболее динамично реагирует на все изменения. Способов определения состояния сердечно-сосудистой системы достаточно много (проба Мартине-Кушелевского, индекс Руфье-Диксона, пробы Штанге и Генчи, индекс межсистемных взаимоотношений Хильдебранта и т. д.) [1].
Среди многообразия существующих методов и средств, использующихся для проведения функциональных проб, наиболее информативными и достоверными являются пробы с физической нагрузкой на велоэргометре или тредмиле, которые позволяют строго дозировать физическую нагрузку, оценивать выполненную работу количественно в ваттах (Вт) или (кГм), регистрировать помимо ЧСС и АД электрокардиограмму [2].
Сложностью применения таких средств, в первую очередь, является стоимость используемой аппаратуры. Детско-юношеские спортивные школы не располагают дорогостоящим оборудованием и высококвалифицированными специалистами, способными провести диагностику и расшифровать ее результаты, а медицинские спортивные центры, проводящие тестирования, находятся только в крупных городах и областных центрах, что тоже представляет сложность в проведении оценки состояния юных спортсменов, обучающихся в малых городах.
Цель исследования: подобрать удобный, простой и безопасный способ оценки функционального состояния спортсменов, обучающихся в детско-юношеской спортивной школе, не используя специальное оборудование.
В ходе подготовки к финалу Всероссийских соревнований среди команд общеобразовательных организаций по волейболу «Серебряный мяч», которые проводятся г. Раменское Московской области, была проведена оценка функционального состояния группы волейболистов 14–15 лет (2007–2008 г.р.) из г. Заводоуковска.
Для анализа применялось три способа. Осуществлена субъективная оценка переносимости нагрузок. Для оценки каждый спортсмен, во время одного микроцикла, описал своё восприятие тренировочной нагрузки по 5-балльной шкале, где 1 — очень легко, 2 — легко, 3 — умеренная нагрузка, но дыхание не сбилось, 4 — тяжело, а 5 — крайнее утомление, после чего производился анализ полученных результатов (таблица № 1). Этот способ простой и удобный, за исключением главного недостатка — субъективизма, так как игроки могут намеренно занижать или завышать оценки, с целью произвести определенное впечатление на тренера.
Таблица 1
Оценка переносимости нагрузок
№ |
Спортсмен |
День микроцикла |
Средний балл за микроцикл |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
Иса…в В. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,5 |
2 |
Бах…в А. |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2,83 |
3 |
Пар…в М. |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2,83 |
4 |
Шав…в А. |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
Пид…в Д. |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
6 |
Пав…в Е. |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
7 |
Зах…о К. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,67 |
8 |
Дид…о Е. |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2,5 |
Средний балл за день |
1,87 |
2 |
3,12 |
2,62 |
3,5 |
2,62 |
2,62 |
|
Далее, совместно с тренером группы, ориентируясь на данные таблицы № 2 из книги И. И. Столова и В. В. Ивочкина, проведена оценка внешних признаков утомления [3].
В результате оценки внешних признаков утомления, только у одного спортсмена эти признаки определились в значительной степени, остальные спортсмены утомлены незначительно.
Таблица 2
Внешние признаки утомления
Признаки усталости |
Степень утомления |
||
Небольшая |
Значительная |
Резкая (большая) |
|
Окраска кожи |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение или побледнение, синюшность |
Потливость |
Небольшая |
Большая (плечевой пояс) |
Очень большая, появление соли на висках, на майке, рубашке |
Дыхание |
Учащенное, ровное |
Сильно учащенное |
Резко учащенное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием (значительная одышка) |
Движение |
Быстрая походка |
Неуверенный шаг, покачивания |
Резкие покачивания, отставания при ходьбе, беге, в походах |
Внимание |
Хорошее, безошибочное выполнение указаний тренера |
Неточность в выполнении команды, ошибки при смене направлений передвижения |
Замедленное выполнение команд, учащийся воспринимает только громкие команды |
Самочувствие |
Никаких жалоб |
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение |
Жалобы на те же явления. Головная боль, жжение в груди, тошнота |
Третьим, основным способом мониторинга функционального состояния являлся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС). Наблюдение осуществлялось с помощью пульсометра MiВand и Polar. ЧСС определялась до разминки, после легкой разминки (перед упражнением), сразу после упражнения, и через 3 и 5 минут после завершения упражнения. В качестве упражнения использовалось блокирование «ручеёк» в течение 4 минут. Результаты измерения ЧСС представлены в таблице № 3.
Таблица 3
Результаты мониторинга ЧСС
№ |
Спортсмен |
ЧСС до разминки |
ЧСС перед упр. (после разминки) |
ЧСС после упражнения (сразу) |
ЧСС после упражнения (через 3 мин) |
ЧСС после упражнения (через 5 мин) |
1 |
Иса…в В. |
68 |
114 |
184 |
129 |
93 |
2 |
Бах…в А. |
72 |
120 |
179 |
125 |
95 |
3 |
Пар…в М. |
86 |
131 |
179 |
123 |
93 |
4 |
Шав…в А. |
78 |
129 |
190 |
119 |
87 |
5 |
Пид…в Д. |
69 |
115 |
185 |
132 |
92 |
6 |
Пав…в Е. |
84 |
135 |
192 |
146 |
120 |
7 |
Зах…о К. |
79 |
117 |
181 |
127 |
90 |
8 |
Дид…о Е. |
74 |
115 |
186 |
126 |
90 |
По результатам оценки функционального состояния можно сказать о том, что у всех спортсменов средне-подготовленная к нагрузкам сердечно-сосудистая система, но несмотря на это, практически все волейболисты хорошо восстанавливаются после работы. Это может свидетельствовать о том, что игроки хорошо себя чувствуют и находятся в комфортных условиях.
Проанализировав три способа оценки, внимание привлёк только один спортсмен. У него наблюдалось быстрое утомление, неуверенная походка, раскоордининация движений, и, как показал тест, медленное восстановление.
Ему предложено временно снизить физическую нагрузку на тренировке (на 20 %), пропить 1 курс комплекса витаминов группы В, и витамина Д (дозировку определить с врачом), увеличить время заключительной части на тренировке (восстановительные упражнения) и ходить каждый день на прогулку (не менее 45 минут). В качестве дополнительных средств восстановления допустимо применение психорегулирующих техник, таких как аутогенная тренировка, музыкотерапия, визуализация и т. д., организовать сбалансированное питание и, по возможности, включение дневного сна и массажа [4].
Литература:
- Агафонова, М. Е. Оценка функциональных резервов организма спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов / М. Е. Агафонова. — Текст: непосредственный // Методы контроля функциональных резервов организма у спортсменов в избранных видах спорта. — Минск: Белорусский государственный университет физической культуры Центр координации научно-методической и инновационной деятельности Информационно-аналитический отдел, 2021. — С. 4–10.
- Руненко, С. Д. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / С. Д. Руненко, Е. А. Таламбум, Е. Е. Ачкасов. М.: Профиль — 2С, 2010. — 72 с. URL: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/f0d/f0da10eff0726306d01f37c9edd147eb.pdf (дата обращения 08.10.2022).
- Столов, И. И. Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие / И. И. Столов, В. В. Ивочкин. — Москва: Советский спорт, 2007. — 139, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978–5–9718–0217–4.
- Тарасова, Л. В. Профилактика и коррекция утомления спортсменов на этапах спортивной подготовки: методические рекомендации / Л. В. Тарасова. — Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2021. — 42 с. URL: https://fcpsr.ru/sites/default/files/2022–09/12_profilactica_tarasova.pdf (дата обращения 10.10.2022).