Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленного на создание необходимых для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, удовлетворение индивидуальных особенностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, занятиях физической культурой и спортом, научно — техническим творчеством; формирование и развитие творческих способностей учащихся выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно — нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся.
Творческое объединение дополнительного образования — основной структурный элемент в системе дополнительного образования, ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей.
Творческое объединение — это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития, в котором реализуется совокупность педагогических, художественно-технологических и художественно-исполнительских функций, присущих позициям, занимаемым руководителем и учащимися в соответствующих формах совместной деятельности, обеспечивающей решение поставленных задач. Педантическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений, навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники учатся открывать новые для себя грани и нюансы в творческой деятельности.
Педагогическая деятельность включает в себя обучение, образование и воспитание участников. Обучение в конечном итоге ориентировано на то, чтобы участники овладели теоретическими знаниями и практическими умениями. Обучение предполагает развитие учащихся, участники учатся усваивать и овладевать способами творческой деятельности.
Основные положения, в соответствии с которыми строится обучение, называются принципами. Педагог, анализируя учебный процесс, должен руководиться дидактическими принципами, знать их и уметь творчески применять с учетом реальных копий работы с участниками. Система принципов опирается на понятия обучения и его закономерностей, они выступают важнейшими обобщенными средствами организации, руководства и управления обучения учащихся. Принципы расположены в определенной последовательности, внутренне между собою связаны и взаимно обусловлены.
Первый принцип — принцип соответствия социально-психологических и индивидуально-психологических особенностей учащихся специфике обучения. Это означает необходимость приспособления учащихся к системе обучения — осознание себя учениками; готовность учиться, выполнять ученические функции. Педагог, соблюдая принцип, должен учитывать пол, возрастные особенности, в некоторых ситуациях — национальность, а также особенности восприятия детей, их внимания, мышления воображения, воли, а также темперамента, характера, способностей.
Второй принцип — принцип сознательной учебно-познавательной активности учащихся в обучении. Если педагог не создает ученикам условия для проявления активности и сознательности, пытается дать им готовый учебный материал, требуя лишь механического повторения, то он нарушает этот принцип. В соответствии с этим принципом руководитель обязан в обучении создавать благоприятные условия для педагогически направляемой активности, сознательности и самостоятельности учащихся.
Ведь процесс усвоения и овладения материалом, должен быть процессом сознательным и активным, требующим их мыслительной и практической самостоятельности.
Принципы соответствия качеств учащихся специфике обучения и сознательной их активности составляют внутренне связанные между собою стороны единого процесса обучения.
Третий принцип — принцип научности обучения. Это означает, что педагог в своей работе с учениками должен учитывать закономерности обучения.
Из этого принципа вытекают требования учета закономерностей, которые заключены в учебном материале и в психологии восприятия, воображения, понимания, усвоения этого материала. Принцип научности обязывает руководителей совершенствовать методику обучения данному предмету, опираясь на последние достижения не только педагогики (дидактики) и психологии, но и эстетики, теории определенного вида искусства. В соответствии с этим принципом педагог заранее планирует и вводит такие средства обучения, которые обеспечивают познавательное развитие и воспитание.
Четвертый принцип — принцип художественной образности обучения. В дидактике художественная образность обучения обычно рассматривается при обосновании принципа его наглядности. Подобный подход правомерен, так как в обучении художественные произведения в качестве учебного материала не занимают ведущего места. Кардинально меняется положения там, где обучение преимущественно строится на учебно-художественном материале, в процессе обучения. На занятиях используются разнообразные формы наглядности — предметная и образная наглядность в виде орудий труда, предмет быта, портреты исторических деятелей, словесно-образовательная наглядность в виде орудий труда, предметов быта, портреты исторических деятелей, словесно-образная наглядность-живые и образные описания событий и явлений настоящего и прошлого; условно-изобразительная наглядность — схемы, чертежи, таблицы, диаграммы; динамическая наглядность — использование коммуникационных технологий. Подобные формы наглядности применяются в творческих объединениях различной направленности.
Пятый принцип — принцип систематичности и последовательности обучение. Обучение строится по определенной системе — учебный материал подается в логической последовательности и преемственности с опорой на имеющийся у учащихся опыт, представления, знания, умения и навыки. Систематичность обучения обязывает строить занятия по дидактической логике, именно она определяет последовательность и характер решения учебных тем и задач, изучения учебного материала с нарастанием его сложности. Вместе с тем этот принцип обязывает педагогов исходить и из логики, свойственной подаваемому материалу. А это означает, что педагог, продумывая систему и последовательность распределения этапов обучения, сообразуется с логикой, материала, который используется в ходе занятия.
Этот принцип как бы связывается с систематичностью последовательностью работы педагога с участниками.
Шестой принцип — принцип проблемности обучения. Этот принцип обращает внимание на необходимость в обучении конструирования новых для себя учебных средств. Важно обучать участников различным приемам овладения средствами решении учебных проблем. В процессе обучения педагогу нужно их ставить в разные ситуации творческого поиска и открытия для себя новых решений. Так, очень важно обучать различными способам и приемам исследования, организованных учебно- проблемных ситуаций, в основе которых лежат жизненные факты и обстоятельства. Тем самым в соответствии с этим принципом руководитель обязан создавать условия для широкой деятельности учеников в процессе работы над заданиями и работы, связанной непосредственно с разучиванием материала.
Седьмой принцип — принцип коллективности обучения. Этот принцип выражает требования и обучать, и воспитывать класс (коллектив, группа, объединение) как целое, создавать условия для тематически-целенаправленной, слаженной работы всех его учащихся, если деятельность носит коллективный характер. Поэтому необходимо и во внутриколлективной деятельности формировать навыки подлинной коллективности. В соответствии с этим принципом обучение должно быть обязательно согласованно с основными механизмами развития коллектива. Это означает: учебная работа наряду с воспитательной органически должна сочетаться и строиться в соответствии с ближайшими, средними и дальними перспективами, представлять собою единство репродуктивной и продуктивной деятельности. Учащиеся должны осознании. цели и задачи класса, вносить вклад в его успехи, уметь подчинять свои устремления общеклассным, дорожить честью и бороться за утверждение его авторитета в школе, в населенном пункте, коллективе (объединении).
Из этого принципа вытекает требование органического сочетания коллективной и групповой деятельности, правильного планирования и осуществления их взаимодействия.
Для формирования и развития коллективности большую ценность представляет попеременное вовлечение участников в разнообразные формы учебно- воспитательной работы: участник выступает в роли учителя, учится выступать перед коллективом с подготовленным материалом, с беседой, в роли помощника.
Целесообразно обучение участников действиям с позиций педагога, так как в классах (группах, коллективах) всегда имеется большая потребность в организации Питания помощи отстающим участникам.
Коллективный характер обучения предполагает умение участников учиться, учитывая мнения других членов коллектива, согласовывать с ними свои действия, искать и находить совместные коллективные решения. Этот характер обучения активно формирует и развивает у них коллективизм как условие успешной деятельности всего коллектива и каждого его члена.
Восьмой принцип — принцип индивидуализации обучения. В данном случае речь идет не просто об учете особенностей учащихся применительно к специфике обучения, а о педагогически целенаправленной индивидуализации обучения. Согласно этому принципу, какую бы форму организации обучения мы не взяли — коллективную, групповую или индивидуальную — в конечном итоге важно, чтобы посредством их формировались бы личностно-индивидуальные качества учащихся. Конечно, разики формы обучения создают различные условия для этого.
Девятый принцип — принцип эстетической увлекательности обучения. Учиться надо в атмосфере оптимизма, доброжелательности, радости. Педагог обязан со тяня психологический климат, атмосферу радости открытий, обогащающей внутренний ми, учащихся.
Десятый принцип — принцип связи обучения с практикой. Этот принцип в обучении учеников реализуется специфическим образом. Во-первых, он находит свое выражение в подборе материала. Во-вторых, процесс обучения педагог прямо или косвенно связывает с предстоящим процессом работы над выбранной темой. В-третьих, обучение обязательно связывается с предстоящей деятельностью.
Обучение — средство развития эстетически-нравственных качеств, воображения и мышления, памяти и внимания учеников, их потребностей, интересов, ориентации мотивов, установок. Обучение — средство нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, формирования и мировоззрения учащихся.
Если не назовем одиннадцатый принцип — принцип прочности результатов обучения, то освещение темы будет не полным. Этот принцип обращает внимание педагога на необходимость прочного овладения содержанием учебного материала средствами и способами деятельности, и, следовательно, позволяет, проверить успешность применения ранее рассмотренных принципов. Принцип выражает подлинную действенность обучения только в том случае, если будет применяться к аспектам обучения, вытекающим из содержания всех принципов. Важно, чтобы ученики не только запомнили изучаемый материал, но и применяли в практических действиях, демонстрировали творческий характер, понимали и воплощали в дальнейшем. По прочности результатов обучения можно судить и об его эффективности в развитии и воспитании.
Литература:
- Божович Е. Д. Возможность и ограничения коммуникативной компетенции подростков. Психология, наука и образование -1999. № 2
- Битинас Б. П. Методология и техника исследования воспитательных функций микросоциума. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. — М. 1993.
- Выготский Л. С. Психология искусства. Современный гуманитарный институт, М. 2001
- Давыдова С. Д. Проектирование развития художественной культуры личности. Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. -2001. № 3.
- Кармин А. С. Культурология, Учебник для вузов. СПб.: Издательство «Лань», 2001.
- Киященко Н. И. Художественные и эстетические образовательно-фундаментальные основания культуры. Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и воспитания. — 2001.
- Нестеренко А. В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях, М. 2001.
- Смирнова Е. И. Клубные объединения -М. 1977.
- Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000.