Статья посвящена особенностям развития умственно отсталых подростков и формированию у них умений социального взаимодействия.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, умственная отсталость, самостоятельная жизнь, социальная активность.
Проблема социального взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одной из актуальных современных проблем, которые стоят перед обществом и государством. С каждым годом растёт число детей, имеющих психические и интеллектуальные отклонения. А так как общественная жизнь имеет сложную систему социальных взаимодействий, пронизывающих все сферы и отрасли деятельности человека, то возникает необходимость в их адекватной социализации для гармонизации отношений в обществе между социумом и умственно отсталыми людьми.
Согласно МКБ-11 (Международной классификации болезней), которая действует в России с 90-х годов, «умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей» [3].
Среди умственно отсталых доля детей с лёгкой степенью составляет 70–80 %. Сегодняшний умственно отсталый подросток — завтрашний полноправный гражданин нашей страны, который нуждается в социальной поддержке. Психолого-педагогические исследования умственно отсталых детей свидетельствуют о бедном, фрагментарном опыте социальных отношений, ограниченном запасе сведений нравственного содержания, о пониженной мотивации к общению, несамостоятельности и отсутствии чувства меры. Такие дети не могут в полной мере осознать своё место и социальную роль во взаимодействии с окружающими и поэтому не понимают, как к ним относятся сверстники и взрослые.
«Социальное взаимодействие — процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов» [1, с.12].
Выделяют два основных типа социального взаимодействия:
– сотрудничество;
– соперничество.
Социальные взаимодействия могут быть непосредственными (складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах). Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, (социальных действий), и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Особенности психического развития, нарушение эмоционально-волевой сферы, центральной нервной системы умственно отсталого подростка оказывают влияние не только на его мировоззрение, связи, интересы, сферу его деятельности, но и на развитие личности в целом.
Для умственно отсталых подростков характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества волевых процессов подростков с нарушением интеллекта. Они предпочитают в работе легкий путь, который не требует волевых усилий. Поэтому в их деятельности можно наблюдать подражание и непредсказуемые поступки. Из-за трудности выполнения требований у некоторых учащихся с нарушением интеллекта развиваются негативизм, упрямство и протест. Все эти характерные особенности психических процессов умственно отсталых подростков влияют на характер протекания их деятельности.
В ходе исследований учёные установили, что подростки с лёгкой умственной отсталостью обладают значительным потенциалом, который может проявиться в благоприятных условиях и являться основой формирования социальных умений и их социализации. «Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым» [3, с.132].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены цели в виде достижения жизненной компетенции, характеризующейся адекватными представлениями о своих возможностях, овладением социально бытовыми, коммуникативными навыками, осмыслением картины мира, своего социального окружения и своей социальной роли. Также выделены личностные и предметные компетенции, которыми должен овладеть умственно отсталый ребёнок. Среди личностных компетенций можно выделить: «осознание себя как гражданина России; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей».
Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
В условиях образовательного учреждения необходимо создать оптимальные благоприятные условия для развития у умственно отсталых детей умений, необходимых для включения в социальную среду.
В образовательных учреждениях для умственно отсталых детей введён коррекционный курс СБО — социально-бытовая ориентировка. «Это специальное коррекционное занятие, направленные на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации» [5, с.2].
«Первоочередная цель СБО — формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности» [5, с.4].
«Уроки направлены на развитие и совершенствование навыков самообслуживания и личной гигиены, обучению самостоятельной жизни в обществе и способствующие социальной адаптации детей» [5, с.15].
В уроки социально-бытовой ориентировки заложен огромный потенциал развития умственно отсталых детей. Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, осуществляется связь обучения и жизни, учебная программа «строится по концентрическому кругу» [5 c.44], организовываются экскурсии на объекты социальной инфраструктуры.
Для снижения уровня тревожности и повышения уровня самопринятия умственно отсталых подростков важно использовать на уроках сюжетно-ролевые игры, моделирование различных ситуаций, элементы игротерапии, арттерапии, музыкальное сопровождение, психокоррекционные упражнения.
Все эти методы и приёмы будут способствовать эффективному усвоению программного материала, преодолению дезадаптированности подростков и оптимизировать их отношения с педагогами и сверстниками.
Литература:
- Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике/ А. С. Воронин. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.–135 с.2.
- Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики/ А. Н. Граборов, В. Г. Петрова, Т. В. Швырева. — М.: КЛАССИК СТИЛЬ,2005.– 108 с.
- МКБ-11 | Международная классификация болезней 11-го пересмотра. — Текст: электронный // МКБ-11: [сайт].— URL: https://icd11.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] // С. Я. Рубинштейн — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
- Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной(коррекционной) образовательной школе VIII вида [Текст]: пособие для учителя// В. В. Воронкова, С. А. Казакова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.-247с.:ил.