Претензионно-исковая работа — это комплекс мер, направленных на урегулирование споров с контрагентами по поводу нарушения договорных обязательств одной из сторон. Она охватывает весь цикл действий от выявления нарушения до удовлетворения претензии (добровольного или принудительного).
Претензионно-исковая работа заключается не только в восстановлении нарушенных прав и защиты интересов организации, но и направлена на предупреждение возможных правонарушений.
Анализ, произведенный по итогам претензионно-исковой деятельности, позволит выявить в каких направлениях есть области, нуждающиеся в проработке. Возможно, причина неэффективности деятельности организации будет проявляться в виду неточной формулировки в договоре или по причине халатной работы других структур организации, например несвоевременное обнаружение задолженности бухгалтером или отсутствие подписанных экземпляров документов по причине безответственности менеджеров.
Претензионно-исковая работа заключается не только в работе юридического отдела, но и также зависит от других структур организации. Взаимодействие между отделами должно быть строго регламентировано, чтобы не возникало недопониманий и игнорирования в ходе работы. Такой точки зрения придерживается Б. И. Пугинский. по мнению ученого эффективной совместной и организуемой юристами работе мешают возникающие на практике различного рода сложности, связанные с тем, что юрист не наделен властными полномочиями по отношению к работникам других структурных подразделений организации. Необходимость постоянных контактов юридической службы с другими подразделениями и должностными лицами при ведении претензионно-исковой работы требует налаживания устойчивого взаимодействия между ними. В этих целях на практике используются разнообразные меры прежде всего организационного порядка [2].
Стоит учесть, работа претензионно-искового отдела зависит от множества факторов. Хотелось бы отметить, что в последнее время все больше компаний переводят сотрудников на удаленный режим работы. Так же для крупных компаний свойственна децентрализованная система работы. Работники одного отдела могут работать в разных городах. В таком случае необходимо грамотно разграничить задачи сотрудников и наладить деловую связь между ними.
Для создания комфортных условий выполнения работы, а именно настроить обмен информации для получения данных, стоит использовать системы электронного документооборота. Сегодня предлагается множество сервисов, способных не только хранить и обмениваться электронными файлами, но и самостоятельно составлять простые претензии на основании загруженных данных и типовых документов.
Крайне важным аспектом претензионно-исковой работы является определение статуса и структуры юридической службы конкретной компании. Формирование оптимальной структуры юридической службы и четкое определение ее статуса позволяют рационально организовать практическую деятельность юристов и добиться максимальной пользы от этой деятельности в масштабах компании [3].
Юридическая службы в организации может быть построена по следующим моделям:
- Работа юридического департамента разделена по направлениям правовой работы, так создаётся претензионный отдел, отдел по судебной работе, договорной отдел, отдел по работе с интеллектуальной собственностью. Например, в обязанности юристов претензионного отдела входит:
– выявление нарушения прав со стороны контрагента;
– Сбор и анализ документов, составление претензии;
– Направление претензии контрагенту;
– Отслеживание поступления ответа на претензионного письмо;
– Работа с поступившими претензиями в отношении организации, составление ответа на претензию.
– Систематизация претензионного работы;
– Разработка типовых документов.
Также можно применить помимо разделения департамента на отделы, разграничить работу отделов по различным специализациям.
- Работа юридического департамента разделена на отделы, специализирующиеся по направлению деятельности. Например, отдел по международно-правовым вопросам, отдел по работе с инвестициями, сервисный отдел. В таком случае юристы, работающие в одном из отделов, помимо договорной работы выполняют обязанности по претензионно-исковой работе.
- При небольшом объеме выполнения работ функция юридической службы может выполнять один штатный юрист, в обязанности которого будет входить:
– ведение договорной работы, претензионно-исковой работы;
– корпоративная работа;
– кадровые вопросы и др.
Однако стоит учесть, что одновременно с развитием организации увеличиться нагрузка на юриста, и для успешного ведения деятельности организации необходимо усовершенствовать аспекты юридической работы. Рациональным решением будет увеличить штат или заключить договор на привлечение юридической помощи, чтобы своевременно и грамотно защитить свои интересы.
- Привлечение стороннего консультанта для решения конкретной задачи или для дополнительной помощи.
На сегодняшний день многие крупные компании, у которых в штатном режиме работает целый юридический департамент, состоящий из отделов со множеством штатных единиц, обращаются за помощью к сторонним специалистам. Это обусловлено тем, что не всегда в юридической службе организации работают сотрудники, разбирающиеся во всех возможных направлениях юриспруденции. И при возникновении необходимости решить узкоспециализированную задачу, либо получить дополнительную консультацию, обращаются за помощью сторонних консультантов.
Предложенный способ ведения юридической работы имеет свои плюсы и минусы. Так к положительным чертам прежде всего стоит отнести квалификацию и знания консультанта, способного действительного решить поставленную задачу, выиграть дело. Несмотря на успешное разрешение сторонним консультантом поставленной задачи, компания несет убытки — расходы за обращение к специализированному специалисту. Однако, если организация обращается к стороннему юристу для представления своих интересов в суде, можно в ходе дела возместить свои расходы на представителя в соответствии с п.2 ст. 110 АПК РФ. К отрицательным сторонам данного способа ведения юридической работы стоит отнести отсутствие контроля за работой стороннего специалиста, невозможность просчитать время, затраченное на дело, к тому же для обеспечения работы привлекаемого юридического консультанта компания затрачивает свое время и ресурсы.
- Заключение договорных отношений на постоянной основе с аутсорсинговой компанией на правовое обеспечение.
Данный способ организации правовой работы позволит компании сократить расходы на содержание штатного юриста, преимуществом аутсорсинга является отсутствие необходимости управлять ходом выполнения работы, получение высококвалифицированной помощи. Однако у данного вида выполнения правовой работы есть и свои недостатки, такие как отсутствие понимания корпоративного стиля, безответственность к поставленным задачам сотрудников аутсорсинговой компании, отсутствия контролирования выполнения работы, риск потери конфиденциальной информации.
Выбор структуры работы юридической службы в организации зависит от множества факторов, таких как: вид деятельности организации, финансовые возможности, многообразие договорных отношений.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства подойдёт предложенные три модели ведения претензионно-исковой работы:
– Ведение правовой работы одним штатным юристом;
– Привлечение консультанта;
– Заключение договора с аутсорсинговой компанией.
Для крупных организаций и предприятий в связи с большим объемом выполнения работ и финансовыми возможностями необходимо организовать работы юридического департамента отделов, при этом допускается привлечение консультанта для ведения претензионно-исковой, либо по другим направлениям, работы в узкоспециализированных областях.
Численность юридического департамента или отдела определяется исходя из объема и направления правовой работы. В состав юридической службы входят начальник юридической службы, главный и старший юрисконсульты, юрисконсульт. Наименования должностей могут отличаться, однако они должны отражать характер работы, выполняемой юристом.
Претензионно-исковая работа напрямую зависит от направления деятельности организации. В связи с этим помимо юристов в состав юридической службы допустимо привлекать технических специалистов, работников, на которых возложена обязанность по подготовке материалов для предъявления претензий, исков, составление ответов на претензии и т. д. Привлекаемые работники могут не иметь юридического образования, помимо юристов-специалистов или могут быть лица со бухгалтерским или экономическим образованием.
В штат крупного юридического подразделения целесообразно ввести должность кодификатора. Кодификационная работа предполагает систематизацию нормативного материала не только государственных органов, но и актов, издаваемых администрацией данной организации.
Несмотря на множество моделей ведения претензионно-исковой работы и их отличий по выполнению работ, общей чертой является необходимость регламентации процедуры претензионно-исковой работы с помощью локального нормативного акта.
В локальных документах можно предусмотреть, какие именно структурные подразделения участвую в претензионно-исковой работе и как взаимодействуют между собой, прописать возможность юридической службы предъявлять требования по выполнению обязанностей к соответствующим сотрудникам и отделам для выполнения своих функций.
Для успешного ведения дел в каждой организации необходимо разработать и утвердить приказом инструкцию о порядке организации и ведения претензионно-исковой работы.
Литература:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022)
- Б. И. Пугинский, О. Г. Неверов. Правовая работа: Учебник.— М.: 2004. — 168 с. 2004
- Цветков И. В., Филиппова С. Ю. Организация правовой работы (в помощь корпоративному юристу). — М.: Проспект, 2014.