Ключевые слова: закупка, государственные закупки, система госзакупок
Система государственных закупок — один из основных институтов, регулирующийся государством. На сегодняшний день государство является одним из основных заказчиков и потребителем продукции, товаров или услуг ряда сфер, тем самым государственный спрос — это сильнейший инструмент экономического регулирования.
Основным нормативно-правовым актом, упорядочивающим процедуры государственных закупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. В данном законе указаны основные понятия, принципы, способы планирования государственных закупок, мониторинг и аудит закупок, контроль закупок, особенности проведения отдельных видов закупок, обжалование действий (бездействий) субъектов контроля.
В научной литературе существуют множество различных определений понятия «государственные закупки», например, А. М. Бабич и Л. Н. Павлова в рамках своих научных трудов определяют государственные закупки как «совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета» [2]. По мнению Т. Г. Шешуковой, понятие «государственные закупки» можно рассмотреть как «систему правоотношений между заказчиком, а также поставщиком приобретаемых товаров, работ и услуг с целью обеспечения государственных, муниципальных нужд за счет средств государственного бюджета для более эффективного их использования» [3].
Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике опубликовал аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан по итогам 2021 года в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44–ФЗ), с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.06.2020 г. № 54 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по конкурентной политике и внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Республик Башкортостан» [4]. По информации, полученной из региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан (РКС) за 2021 год заказчиками проведено 392,3 тыс. процедур с НМЦК более 128,3 млрд. руб. В целях противодействия распространению коронавирусной инфекции произошло увеличение контрактов у единственного поставщика по основанию п.9 ч.1 ст. 93 Закона № 44–ФЗ.
Основной объем несостоявшихся закупок, по результатам которых заключены контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) приходится на следующие рынки: лекарства и медицинские изделия 19,1 %; дорожная деятельность 17,7 %; строительство, ремонт 15,6 %; медицинское оборудование 11,0 %; операции с недвижимым имуществом 8,8 %. Данные показатели могут быть связаны с такими проблемами, как:
— геополитическая и экономическая обстановка в стране: (банкротство бизнеса, вследствие эпидемиологической обстановки (прежде всего строительный рынок); наличие капиталоемких контрактов, выполнение которых возможно только крупными участниками рынка;
— компетенции заказчика и поставщика (отсутствие в контрактах правовой защиты заказчика от действий поставщика; низкий уровень экспертизы, проводимой заказчиками при приемке товаров, работ и услуг; низкая финансовая дисциплина заказчиков при оплате контрактов; формирование заказчиками НМЦК без предварительного изучения рынка, лишь на основании полученных коммерческих предложений, которые порою не отражают реальную информацию о цене; недобросовестное поведение участников на торгах).
Стоит отметить, что существуют и такие проблемы, как: завышенный уровень требований к участникам, закупаемым товарам (работам, услугам); проблема кадровой политики среди государственных заказчиков; единообразие применения, однозначность и ясность норм законодательства о контрактной системе, что проявляется как в использовании различных подходов к оценке аналогичных действий со стороны органов Федеральной антимонопольной службы, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, так и в отсутствии органа, наделенного правом давать обязательные для исполнения разъяснения законодательства о контрактной системе; постоянные изменения в законодательстве, то влечет за собой незнание тех или иных норм, которые только вступили в силу.
По нашему мнению, должен быть создан определенный федеральный орган исполнительной власти, у которого были бы полномочия толковать и давать официальные разъяснения всех нормативных актов, связанных тем или иным образом с государственными закупками. Для формирования кадров, являющихся профессионалами в сфере государственных закупок, необходимо доработать единые стандарты к обучающим организациям: на сегодняшний день, организациям достаточно иметь только лицензию, также законодательство допускает обучение в пределах 16 учебных часов, отсутствуют единые профессиональные стандарты к учебным программам и квалификации преподавателей.
Необходимо сделать вывод о том, что согласно статистическим данным в сфере государственных закупок в Российской Федерации, данный институт экономики требует детальной доработки. Комплексное изменение законодательства, устранение различных пробелов в нормативных актах различного уровня может привести к усовершенствованию данной системы.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 26.03.2022) — сайт КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения — 10.04.2022 г.)
- Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М., 2007. С. 375.
- Шешукова Т. Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику. Международный бухгалтерский учет. 2018;21(5):520–527.
- Сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике: https://zakupki.bashkortostan.ru/documents/reports/411739/ (дата обращения — 10.04.2022 г.).