В статье автор рассматривает наличие символов в выбранном романе и исследует их значение в произведении американской писательницы.
Ключевые слова: роман, американская литература, подростковый роман, символизм, символ.
В искусстве и литературе множество различных ответвлений и течений. Одним из них является символизм. В эпоху эллинизма и в Средние века обрела популярность концепция познавательных начал искусства, согласно которой художественное творчество «восходит» к смысловым сущностям. Эту концепцию заложил Платон, который в своём учении относил символ к религиозно-философской категории [3, с. 40]. В средневековой философии символ воспринимался как основа и стержень если не всех, то многих произведений искусства. Чертами символизма являются значительность смысла, его неполнота, дуалистичность мировосприятия, неопределённость и многозначность [1, с. 247]. На протяжении многих столетий символы имели мистериальный характер, а позже стали обозначать масштабные феномены земного бытия. Современное литературоведение рассматривает символизм как направление и школу, ответвление и начало мощного философского эстетического движения XX века — модернизма. Символизм был популярен в буржуазных кругах из-за своей антидемократической сущности и антиреалистической направленности [5, с. 192]. Последователи этого декадентского направления разделяют жизнь на реальную, то есть на повседневность во всех её проявлениях, и идеальную, то есть то, что лежит за границей сознания человека. Назначение символизма — пробуждение неопределённых ощущений и расположение к восприятию мистических таинств природы. Произведения символистов обладают двойным смыслом. Скрытый смысл особенно важен, ведь в нём содержится идейная нагрузка художественного образа.
Нельзя не отметить, что XX век в американской литературе полон драматизма. Литературный процесс за прошлое столетие протекал бурно и неравномерно. Американская литература — это важный элемент современной борьбы идеологий, требующий изучения, которое основано на детальном марксистко-ленинском подходе [2, с. 42]. Любой литературный конфликт является отражением общественных конфликтов. Постепенно стала приобретать популярность подростковая литература. Она активно развивается в таких направлениях, как антиутопия, киберпанк, любовный роман и т. д. Обычно такая литература написана с юмором и понятным для подростков языком, имеет интригующее начало и не менее захватывающую концовку. Немало произведений о молодёжи, размышляющей о бесперспективности своего существования и чувствующей духовную неудовлетворённость, появилось в 60-е годы прошлого века. Одним из таких произведений является многогранный и драматичный роман Сьюзен Элоизы Хинтон «Изгои».
Стоит для начала немного рассказать об этой американской писательнице и её самом известном литературном произведении. Сьюзен Элоиза Хинтон родилась в 1948 году в Талсе, штат Оклахома, где были написаны ее романы и где она продолжает жить вместе с мужем. Ей было всего 17 лет, когда была опубликована её первая книга «Изгои», положившая начало не только ее карьере, но и подростковому роману как жанру её произведений. Эта история о взрослении была вдохновлена собственным опытом Хинтон, ставшей свидетельницей соперничества между местными бандами в её родном городке. В романе «Изгои» затрагиваются темы насилия, братской любви, семьи, мужественности и принадлежности, все из которых писательница наблюдала воочию вместе со своими друзьями детства. В 1988 году Американская библиотечная ассоциация присудила ей премию Маргарет А. Эдвардс, которой отмечаются работы авторов, чьи книги доказали, что они говорят от имени подростков и для подростков. Роман «Изгои» отражает растущее разочарование и социальное расслоение американцев в 1960-е годы. И хотя Хинтон не ссылается на какие-либо исторические или политические события, цель её книги — привлечь внимание общественности к маргинализированным группам, к людям, попавших в виду жизненных обстоятельств на социальное дно. Она хотела написать о переживаниях себя и своих сверстников в школе, чтобы другие знали о некоторых реальных проблемах, с которыми сталкивались подростки в ее время.
Повествование в романе ведётся от лица Понибоя Кертиса, четырнадцатилетнего подростка, который является младшим членом «гризеров», банды подростков из бедных семей, жителей восточной стороны городка. Не считая конфликта с «вобами», подростками из обеспеченных семей, живущих на западной стороне города в Оклахоме, и напряжённых отношений со своим старшим братом Дэрри, жизнь героя обычна: он любит литературу и кино, что отличает его от других «гризеров», общается с друзьями, ходит в школу. Однако поход в кинотеатр и очередной конфликт с представителями «золотой молодёжи» в одно мгновение меняют не только жизнь банды. Меняются как его жизнь, так и его собственное мировоззрение. Всего за неделю погибают два лучших друга Понибоя. Учитывая все неприятности, в которые Понибой в последнее время впутался, возникает вопрос: позволит ли судья остаться ему под опекой братьев? Или младший Кертис потеряет единственную семью, которая у него осталась? Социальная значимость проблематики романа Хинтон определяется наличием в нём определённых символов.
Пожалуй, одним из примеров, при помощи которых можно говорить о символизме в «Изгоях», являются машины. Богатые «вобы» и бедные «гризеры» презирают друг друга за принадлежность к разным социальным классам. Их взаимная вражда поверхностна, она строится на стереотипах и предрассудках касательно внешнего вида и положения в обществе. Автомобили символизируют отношение к тому, что за деньги можно купить все, включая превосходство над человеком. Благодаря им «вобы» могут быстро и безопасно перемещаться по городу, в то время как «гризеры» ходят пешком. Наиболее ярким доказательством теории о символизме является «Мустанг», который несколько раз упоминался в романе Хинтон. Он символизирует как обеспеченность «вобов» и отсутствие нужды в деньгах, так и опасность для «гризеров». Ведь когда кто-то из банды бедняков видит эту машину, у него возникает недоброе предчувствие, ощущение приближающейся беды. Однако позже «Мустанг» перестает нести в себе устрашающий контекст в конце романа, что показывает диалог Понибоя и Рэнди, одного из «вобов», перед большой потасовкой между бандами. Подростки в машине разговаривают по душам, они не смотрят друг на друга как на врагов. Герои сомневаются в причинах продолжительного конфликта между молодёжными бандами и не горят желанием принимать участие в драке. Понибой окончательно понимает, что социальное неравенство не делает «гризеров» и «вобов» разными людьми, Рэнди же отказывается от мести за погибшего друга. Из этого следует, что оба подростка понимают бессмысленность вражды между бандами. Не менее значимым символом в романе Хинтон являются волосы. Они символизируют свободу «гризеров» от ожидания и ограничений общества. В 1950-х годах в США зародилась субкультура бриолинщиков, состоявшая в основном из отставных солдат, безработных и представителей рабочего класса. Свои причёски они делали с помощью различных лосьонов и специальной помады для волос — бриолина, создававшей визуальный эффект грязных волос. Следовательно, длинные и гладкие волосы «гризеров» — это знак их банды и вызов консервативному обществу. «Гризеры» не могут позволить себе такую же роскошь, как «вобы». Это означает, что они должны искать другие пути утверждения своей личности. Когда Понибой и Джонни стригут и красят друг другу волосы, будучи в бегах и прячась в заброшенной церкви, они делают символический шаг за пределы своей банды.
Не менее примечательным символом в романе «Изгои» является оружие. Оно свидетельствует о статусе группировки. Сами «гризеры» же следуют своеобразному кодексу, в который входят два главных правила: держаться вместе и не попадаться на глаза. В произведении неоднократно упоминался складной нож. Этот символ неоднозначен и многогранен. Во-первых, как и волосы, он символизирует пренебрежительное отношение к общественной морали. Во-вторых, «гризеры» используют его для самозащиты, и, имея его при себе, чувствуют себя в безопасности. Он олицетворяет чувство власти, которая приходит с возможностью совершить насилие. Это отчётливо показано, когда Далли одалживает клинок у Смешинки и использует его, чтобы выбраться из больницы и присоединиться к своей банде в большой потасовке. Уместно, что Смешинка в конце концов теряет клинок, когда полиция конфискует его у трупа Далли. Потеря оружия в этот момент становится неразрывно связанной с потерей Далли — фигуры произведения, воплощающей индивидуальную силу и власть.
Символами в литературе иногда являются явления природы. Закат и восход солнца олицетворяют человечность независимо от принадлежности к какой-либо банде. Понибой и Черри находят общий язык во время разговора в кинотеатре, наслаждаются одними и теми же чудесами природы в разных концах городка. Главный герой начинает осознавать, что «вобы» — такие же люди, как он и его друзья, что они чувствуют одинаково. Его увлечение заходом и восходом солнца — знак развития его характера, он перестает делить всё на чёрное и белое. Закаты и рассветы символизируют духовность мира, его доброту. Перед смертью Джонни просит Понибоя «оставаться золотым», то есть не терять человечность, надежду на лучшее и оптимизм несмотря ни на что [4, с. 190]. Это отчётливее видно, когда Джонни сравнивает золотой цвет в стихотворении Роберта Фроста «Ничто не остается золотым» с закатами и рассветами, которыми любуется Понибой. Слова из стихотворения о том, что «золото не может остаться», говорят о невинности, юности и человеческой радости. Ведь вследствие неизбежности времени красота неумолимо исчезает, а самые ценные вещи недолговечны.
Стоит отметить, что цвет несёт в себе символическое значение. Он олицетворяет какую-то черту характера человека. Как уже было отмечено ранее, золото олицетворяет чистоту и невинность. То же самое означает и зелёный цвет. Неслучайно в романе глаза Понибоя именно этого цвета. В силу своей юности герой чувствителен, ему ещё не хватает житейской мудрости и здравого смысла. Голубой же означает холодность и безразличие его обладателя. Эти черты характера присущи как старшему брату Понибоя Дэрри, так и их общему другу Далли. У обоих «гризеров» душа частично очерствела в силу жизненных обстоятельств. Но у каждого из них есть те, кто им дороги: у Дэрри Кертиса — это младшие братья, ради которых ему пришлось бросить колледж после смерти родителей, а у Далли Уинстона — Джонни, о котором он особенно заботился, когда мальчики находились в бегах, и чью смерть он очень сильно переживает. Примечательно то, что при описании членов банды «гризеров» Хинтон использует холодные оттенки цветов. Однако белый цвет является исключением, так как он содержит все лучи цветового спектра. Этот цвет очень часто появлялся в романе Хинтон при описании испуга: «белый, как призрак» [4, с 13]. Также белый цвет олицетворяет отсутствие каких-то конкретных границ, ведь в жизни нет абсолютно хорошего и абсолютно плохого, правильного и неправильного. Цвет волос Далли этому подтверждение. На первый взгляд он является холодным, циничным, озлобленным подростком с криминальным прошлым, склонным к риску. Герой вырос на улицах Нью-Йорка и очень рано научился рассчитывать только на себя. Однако у него есть и светлая сторона, которая проявляется в заботе о Джонни и Понибое, когда те были в бегах. Именно Далли дал свою куртку младшему Кертису, чтобы тот не простыл. Именно он помог мальчикам скрыться и навещал их в заброшенной церкви. Он же помогал Понибою и Джонни в спасении детей во время пожара. Это говорит о том, что Далли не лишён сострадательности, он может быть верным другом. Герой очень предан Джонни Кейду, так как видит в нём потерянного себя много лет назад и всеми силами старается защитить его от попадания в пучину криминала. И он нуждался в Джонни так же, как Джонни, видевший в Далли идеал и пример того, что можно выжить без семьи, нуждался в нём. Цвет также связан с мировоззрением человека. Подростки склонны видеть происходящее в черно-белом цвете и не замечать середину.
Стоит отметить, что в романе Сьюзен Элоизы Хинтон несколько раз фигурирует число «три». Троица — одна из доктрин христианской веры. В религии она означает три этапа человеческой жизни: рождение человека, саму жизнь и смерть. Также она символизирует устройство мира: Рай, Земля и Ад. Неслучайно христиане часто пользуются пословицей «Бог любит троицу» и совершают ритуальные обряды трижды [6, с. 25]. Принцип триады есть и в других религиях. Это число считается удачным в различных мифах и легендах. С ним связаны многие суеверия и приметы. Значение числа «три» распространено и в современной жизни. Своеобразную сакральность оно имеет и в романе «Изгои». Семья Кертисов состоит из трёх братьев, они взаимодействуют друг с другом и борются с жизненными трудностями, чтобы этот оплот не распался, и чтобы сохранить друг друга. Понибой, Джонни и Далли работают в команде и спасают детей из горящей церкви ценой собственных жизней и здоровья. Три кольца на руке «воба», сильно избившего Джонни, меняют жизнь юного «гризера» и становятся отправной точкой конфликта, приведшего к трём смертям.
Таким образом, символизм в романе «Изгои» играет ключевую роль в понимании тематики сюжета и социальной подоплеки произведения. Наличие символов обнажает проблематику романа американской писательницы и помогает читателям глубже разобраться не только в субкультуре «гризеров», своеобразном кодексе членов банды и их внешнем конфликте с подростками из обеспеченных семей, но и во внутреннем конфликте, характерах и мыслях главных героев. Символика в романе «Изгои» позволяет проследить за духовными исканиями Понибоя и его личностным развитием. Также она показывает отдельных героев с другой стороны. Например, строгость Дэрри и его завышенные ожидания по отношению рассказчику являются знаком сильной братской любви и желанием обеспечить ему более достойную жизнь, чем у него самого и Содапопа, а за жесткостью и склонностью к риску Далли скрываются сострадание и преданность друзьям. Роман Сьюзен Элоизы Хинтон «Изгои» и по сей день затрагивает сердца читателей, так как проблемы, поднятые в произведении, не теряют своей актуальности.
Литература:
- Гуляев, Н. А. Теория литературы. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов / Н. А. Гуляев. — М.: Высш. школа, 1997. — 278 с.
- Кубарева, Н. П. Зарубежная литература второй половины XX века / Н. П. Кубарева. — М.: Наука, 2010. — 208 с.
- Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — 4-е изд. — М.: Высш. шк., 2005. — 405 с.
- Хинтон, С. Э. Изгои / С. Э. Хинтон. — М.: Livebook, 2019. — 288 с.
- Эскалнек, А. Я. Теория литературы / А. Я. Эскалнек. — М.: Наука, 2010. — 208 с.
- Шейнина, Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Троссинг», 2003. — 591 с.