Использование и охрана информации, составляющей коммерческую тайну: актуальность внедрения методических рекомендаций для предпринимателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Зантария, А. Б. Использование и охрана информации, составляющей коммерческую тайну: актуальность внедрения методических рекомендаций для предпринимателей / А. Б. Зантария. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95607/ (дата обращения: 15.11.2024).



Настоящая статья посвящена исследованию вопроса о необходимости внедрения методических рекомендаций для предпринимателей в сфере использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну.

Актуальность настоящей статьи определяется тем, что на современном этапе развития социально-экономических отношений информация играет ключевую роль. В связи с тем, что на сегодняшний день обмен сведениями между гражданами, организациями и государствами осуществляется на постоянной основе, можно определить, что информация является базисом научного, технического, а также экономического прогресса. Немаловажным является факт высокого уровня развития технологий, способствующих передаче и использованию информации, и отсутствие унифицированных методических рекомендаций для предпринимателей по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну, в том числе с учетом технологического прогресса современности.

Ключевые слова: информация, коммерческая тайна, охрана, юридическая ответственность, сеть Интернет, онлайн-платформы, методические рекомендации, унификация.

Коммерческая тайна, о которой пойдет речь в данной статье, представляет собой режим конфиденциальности информации, который способствует обладателю информации при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду, согласно п.1 ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне» [1] и ст.1 Разъяснения Президиума ФАС России от 21.02.2018 № 13 [2].

Обладатель информации — лицо, которое ею владеет на законном основании, ограничило доступ к ней и установило в отношении нее режим коммерческой тайны, согласно п.4 ст.3 Закона [1].

Исходя из смысла положений Закона [1], обладатель имеет возможность реализации юридической защиты информации только при регламентации локальными актами предприятия режима коммерческой тайны и проведении всех необходимых мероприятий по обеспечению защиты информации. В случае отсутствия регламентации и, как следствие, установления режима коммерческой тайны, компания не будет иметь права на юридическую защиту ценной конфиденциальной информации. Режим коммерческой тайны предполагает правовые, организационные, технические меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Мероприятия по созданию системы защиты коммерческой тайны в настоящее время могут включать следующие: аудит информационной безопасности, составление перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, разработка модели угроз безопасности коммерческой тайны, заключение соглашений о неразглашении информации (NDA), внедрение технических средств защиты информации (СЗИ) для предотвращения утечек информации по электромагнитному, виброакустическому каналам. Обладатель информации также обязан произвести обучение персонала компании по внутренним процедурам работы с информацией, являющейся коммерческой тайной и правилам работы со средствами защиты информации.

По мнению автора, имело бы полезность создание отдельных методических рекомендаций, излагающих перечень способов охраны конфиденциальности информации предпринимателями в целях обеспечения дополнительных мер по охране информации. Следует отметить существование на сегодняшний день Государственного реестра сертифицированных средств защиты информации, который содержит в себе как новейшие, так и устаревшие программы, уже не пригодные к использованию. В таком случае, основываясь на данном реестре, можно издать акт рекомендательного характера для предпринимателя, который бы содержал наиболее эффективные способы охраны конфиденциальности информации в целях превенции нарушений в информационно-телекоммуникационной сети.

Отсутствие единых методических рекомендаций для субъектов предпринимательской деятельности в сфере коммерческой тайны является одной из ключевых проблем правового регулирования коммерческой тайны в сфере предпринимательской деятельности. Представляется необходимым собрать все нормы и обобщить их в едином документе — методических рекомендациях, что могло бы позволить предпринимателям заниматься своей основной деятельности, не погружаясь в юридические нюансы охраны коммерческой тайны и не расходуя денежные средства на соответствующие консультации у юристов. Особенную актуальность данные методические рекомендации могли бы иметь для субъектов малого и среднего бизнеса, где каждый рубль на учете, и излишние траты определенно являются проблемой для предпринимателя. Составление подобных рекомендаций могло бы быть направлено и на исполнение программы по развитию малого и среднего предпринимательства в России, так как методические рекомендации на пару страниц могли бы существенно улучшить понимание субъектами предпринимательской деятельности своих прав и обязанностей, что в конечном итоге способствовало бы снижению количества нарушений.

Данное методическое пособие должно было бы содержать, по мнению автора, следующие положения:

  1. В первую очередь необходимо было бы предоставить базовые дефиниции, а также объяснение важности информационной составляющей ведения бизнеса. Уместно включение краткого перечня объектов информации, которая может быть защищена как коммерческая тайна.
  2. Далее, в этом же разделе, необходимо привести общий перечень информации, которая не подлежит защите как коммерческая тайна, а также методические рекомендации по определению ценности информации, например, форме анкеты с ответами да/нет и решением на основе количества выбранных вариантов «да».
  3. Необходимо предоставить методические рекомендации по включению дополнительного соглашения о коммерческой тайне в трудовой договор сотрудников, также оговорить следующие вопросы: с какими сотрудниками такое соглашение обязательно и как это должно быть оформлено юридически, также — как данная информация должна быть доведена до сотрудника.
  4. В методических рекомендациях необходимо поставить вопрос обеспечения контроля за сохранностью коммерческой тайны: какие средства и способы могли бы быть для этого использованы, как действующее законодательство Российской Федерации позволяет это реализовывать.
  5. В этом же разделе может быть также представлен краткий перечень наиболее эффективных форм контроля в мировой практике, которые, однако, не получили дублирования в национальном законе и кодексах, однако чьи положения могут, в силу отсутствия противоречий с нормами действующего законодательства Российской Федерации, быть включены в локальные акты компании.
  6. Следующий раздел следует посвятить юридической ответственности; перечислить актуальные меры ответственности за нарушения режима охраны коммерческой тайны. Привести краткий перечень со ссылками на статьи Гражданского [3], Трудового [4] и Уголовного [5], а также Административного кодекса Российской Федерации [6], также на ст.14 ФЗ «О коммерческой тайне» [1].

Подобные методические рекомендации могли бы быть предоставлены субъектам предпринимательской деятельности при государственной регистрации или иной формы ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, посредством изменений сайта Федеральной Налоговой Службы возможно было бы осуществить постоянный, открытый доступ к данным методическим рекомендациям. Помимо упомянутого сайта ФНС, это могло бы быть внедрено также через сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Подобные новшества могли бы существенно повысить уровень правовой грамотности, а также подготовленности субъектов предпринимательской деятельности к ведению бизнеса.

Кроме того, итогом внедрения подобных рекомендаций могло бы быть количественное снижения количества правонарушений и преступлений в области охраны института коммерческой тайны.

Следует указать на полномочный орган, имеющий возможность в рамках своей компетенции осуществить процедуру введения Методических рекомендаций. По мнению автора статьи, исходя из функций Федеральной антимонопольной службы, именно ФАС РФ может осуществить разработку и принятие Методических рекомендаций. Так, согласно содержанию ст.5.4 «Положения о ФАС РФ» [7], ФАС РФ обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства. Также, согласно Разъяснению Президиума ФАС России от 21.02.2018 № 13 [2], орган предпринимательской деятельности, согласно положениям ст. 25 Закона о защите конкуренции [8] обязан представлять по требованию антимонопольного органа информацию, составляющую коммерческую тайну. Ввиду прочной взаимосвязи информации, составляющей коммерческую тайну, как объекта, и ФАС РФ, как органа, имеющего прямой доступ к такой информации согласно действующему законодательству, полагается, что вопрос составления Методических рекомендаций должен быть возложен на ФАС РФ и включен в качестве дополнительного полномочия ФАС РФ статьей 5.4.1 «Положения о ФАС РФ».

Таким образом, следует резюмировать, что на данный момент в законодательстве Российской Федерации нет отдельных положений по регулированию правоотношений по обеспечению охраны коммерческой тайны в сети Интернет, и данное обстоятельство предполагает использование стандартных механизмов в защите коммерческой тайны в сети Интернет. Соответственно субъекту предпринимательской деятельности при обеспечении условий сохранности коммерческой тайны в сети Интернет нужно: обеспечить допуск сотрудников к такой тайне, предупредить их об ответственности, подписать дополнительные соглашения с работниками о допуске к коммерческой тайне. Методические рекомендации и их структура, предложенная автором настоящей статьи, могла бы минимизировать затраты субъектов предпринимательской деятельности, как времени на изучение действующего законодательства, так и денежных средств. Наличие таких Методических рекомендаций в открытом доступе, по мнению автора, в настоящее время необходимо для эффективного развития правовой системы данной области.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. — 2004, № 32, ст. 3283.
  2. Разъяснение Президиума ФАС России от 21.02.2018 N 13 «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 21.02.2018 N 2) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14‑ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996, № 5, ст. 410.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197‑ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2002. № 1, ст. 3.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63‑ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1996, № 25, ст. 2954.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195‑ФЗ (ред. от 25.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  7. ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2006 N 628, от 28.11.2006 N 724, от 08.02.2007 N 83, от 28.03.2008 N 217, от 27.10.2008 N 786, от 07.11.2008 N 814, от 29.12.2008 N 1052, от 29.12.2008 N 1063, от 15.09.2009 N 744, от 20.02.2010 N 67, от 10.06.2010 N 423, от 15.06.2010 N 438, от 24.03.2011 N 210, от 25.04.2011 N 318, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.07.2007 N ГКПИ07–320, от 25 июня 2012 г. № 631) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая тайна, предпринимательская деятельность, рекомендация, тайна, Российская Федерация, ФАС РФ, действующее законодательство, мнение автора, краткий перечень, обладатель информации.


Похожие статьи

История становления процедуры оценки воздействия на окружающую среду и её развитие в Российской Федерации и за рубежом

С точки зрения экологии, на современном этапе развития российского права в области осуществления хозяйственной деятельности, оценка воздействия на окружающую среду, как и государственная экологическая экспертиза, занимают первостепенную роль, а также...

Правовые аспекты экологической безопасности при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации

В статье проведен анализ правовых проблем, связанных с экологической безопасностью при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации. Актуальность работы подтверждается тем, что значимость экологической безопасности ежег...

Право российских граждан и их объединений на достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха, воды, животного мира и других природных объектов

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно природоохранного законодательства, граждане и общественные организации могут отслеживать информацию о со...

Цифровизация как инструмент повышения эффективности управления многоквартирным домом

Большая часть традиционных методов управления МКД не отвечает современным растущим требованиям к их эффективности. Мероприятия по повышению качества управления, которые предписаны современным жилищным законодательством, направлены не только на сохран...

Специфика делового этикета в зарубежных странах

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

PR-технологии и основные методы коммуникации

В статье рассмотрены основные PR-технологии, применяемые в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций. Особый интерес вызывает то, что в условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамотной организации коммерческой деятельност...

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации

Проблема привлечения к уголовной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил Российской Федерации, является одной из актуальных тем, которые обсуждаются в общественных и правовых кругах. Вооруже...

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в частности, в сети интернет, поскольку она является неотъемлемой частью современного общества и...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Право в условиях цифровой реальности

Активное развитие компьютерных технологий, постоянный рост объёмов информации, широкое внедрение цифровых массивов в различные стороны общественной жизни, в компетентную деятельность субъектов правовых отношений, является важным фактором не только ра...

Похожие статьи

История становления процедуры оценки воздействия на окружающую среду и её развитие в Российской Федерации и за рубежом

С точки зрения экологии, на современном этапе развития российского права в области осуществления хозяйственной деятельности, оценка воздействия на окружающую среду, как и государственная экологическая экспертиза, занимают первостепенную роль, а также...

Правовые аспекты экологической безопасности при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации

В статье проведен анализ правовых проблем, связанных с экологической безопасностью при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации. Актуальность работы подтверждается тем, что значимость экологической безопасности ежег...

Право российских граждан и их объединений на достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха, воды, животного мира и других природных объектов

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно природоохранного законодательства, граждане и общественные организации могут отслеживать информацию о со...

Цифровизация как инструмент повышения эффективности управления многоквартирным домом

Большая часть традиционных методов управления МКД не отвечает современным растущим требованиям к их эффективности. Мероприятия по повышению качества управления, которые предписаны современным жилищным законодательством, направлены не только на сохран...

Специфика делового этикета в зарубежных странах

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

PR-технологии и основные методы коммуникации

В статье рассмотрены основные PR-технологии, применяемые в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций. Особый интерес вызывает то, что в условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамотной организации коммерческой деятельност...

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации

Проблема привлечения к уголовной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил Российской Федерации, является одной из актуальных тем, которые обсуждаются в общественных и правовых кругах. Вооруже...

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в частности, в сети интернет, поскольку она является неотъемлемой частью современного общества и...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Право в условиях цифровой реальности

Активное развитие компьютерных технологий, постоянный рост объёмов информации, широкое внедрение цифровых массивов в различные стороны общественной жизни, в компетентную деятельность субъектов правовых отношений, является важным фактором не только ра...

Задать вопрос