Семья как фактор формирования криминогенного поведения у несовершеннолетнего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Винокурова, Я. С. Семья как фактор формирования криминогенного поведения у несовершеннолетнего / Я. С. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95618/ (дата обращения: 18.12.2024).



Главным значимым фактором, которая влияет на поведение несовершеннолетнего выступает семья. В семье у подростка впервые появляется социальная роль, где складываются отношения между родителями, опекунами, братьями и сестрами. Обстановка в семье, взаимопонимание между членами семьи играют важную роль в выборе ребенком вариантов поведения, так как подростки большую часть совей жизнедеятельности проводят в семье, поэтому очень важно, чтобы данный институт выполнял свои функции по воспитанию и социализации личности несовершеннолетнего.

Вместе с тем никакой другой институт не может нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько это может сделать семья.

Социальные причины девиантного поведения несовершеннолетних многочисленны, имеют разную степень влияния и специфически группируются в каждом случае. Вместе с тем, исследования С. А. Беличевой, В. П. Кащенко, А. И. Захаровой и др. свидетельствуют, что причины данного поведения кроются, большей частью, в семье [4].

По мнению Л. И. Чиненовой и Н. А. Перепёлкиной, социально незащищенные подростки с проблемами девиантного поведения относятся к проблемам «трудного» подростка. В большей части проблема социальной незащищенности подростка окажется проблема для семьи, которая в современном мире переживает кризис. Недостаток семьи в морально-психологическом плане приводит к появлению «трудных» детей, которые в той или иной сфере имеют отклонения в поведении от социальных норм. Для таких семей характерна психологическая несовместимость между членами семьи, чрезмерная эмоциональность общения, конфликтность, которая нередко становится стилевой предпосылкой деформаций процесса социализации ребенка, что становится причиной девиантного поведения подростков [5].

Необходимо отметить, что психологический аспект взаимоотношений между родителями и детей в семьях, а именно, те факторы, которые связаны с психическими особенностями родителей влияют на эмоциональное становление ребенка. К таким факторам относится отношения родителей с детьми, которая выражается в следующем:

— Чрезмерная опека со стороны родителей. Слишком большое количество опеки ведет к тому, что у ребенка формируется неуверенность в себе, в своих силах, неадекватной оценки происходящего;

— Эмоциональное состояние семьи: суета в дома, недостаточное внимание к ребенку, которая выводит психику ребенка из равновесия;

— Особенности психического состояния родителей. Если один из родителей страдает депрессией, низкой самооценкой и т. д., которые интерпретируются ребенком и приводят к формированию личности подростка.

— Существование насилии в семье. Из-за нервного напряжения родителей, выражается в виде физического наказания, жестокого обращения, постоянных замечаний и критики, угнетающих ребенка.

— Злоупотреблением алкоголем одним или обоими родителями ребенка, которая приводит к отсутствию должного внимания к детям или выражается в жестоком обращении к ним. Или из-за несостоятельности семьи несовершеннолетний попадает в трудную социальную среду, где в последующем приобщается к алкоголю как к средству разрешения своих проблем.

— Неблагополучная семья. Неблагополучная семья отрицательно влияет на психику несовершеннолетнего, как правило, в таких семьях неверно определены жизненные приоритеты, ценности, родители также ошибочно занимают неправильный метод воспитания или не имеют навыка воспитания. В такой семье у несовершеннолетнего плохо формируется социализация личности, где может выступать источником конфликтов, лежащих в основе многих преступлений. Криминогенная обстановка в семье оказывает прямое влияние на членов семьи. Ранее судимые родители, сестры, братья, и их непосредственное поведение после освобождения из мест лишения свободы накладывают своеобразный отпечаток на выбор жизненной ориентации [3].

Иногда неблагополучие семьи может быть связано из-за наличия в семье физического насилия. Это насилие может проявляться между родителями или между родителями и детьми. Физическое насилие выражается в нанесении телесных повреждений, травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, затрудняют его развитие. Физическое насилие всегда сопровождается с психическим насилием, которое проявляется в унижениях, оскорблениях, угрозах. Также нельзя исключать и сексуальное насилие. И в семьях, где есть насилие, у несовершеннолетних преобладают чувства такие как ненависть к людям, жестокость, агрессивность.

Иначе говоря, у подростка нет четкого осознания пределов дозволенного, ему становится скучно, и он начинает вести преступный образ жизни. А родители из-за своей работы или не желанием заниматься воспитанием своего ребенка и рядом других причин не замечают противоправный образ, который он ведет и ему все сходит с рук. Тем самым, первоочередным фактором в выборе варианта поведения у подростка является семья, которая закладывает необходимые моральные и нравственные установки для жизни в обществе.

Воспитание детей является одновременно правом и обязанностью родителей. Согласно статье 63 Семейного кодекса: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» [2]. Формирование ребенка как личности, его духовное, психическое и нравственное развитие имеют большое значение не только для семьи, но и для общества. Стремление родителей вырастить духовно богатую личность, дать ребенку основные представления о добре и зле, порядочности и подлости, развить в нем стремление к знаниям, умение общаться с людьми — залог нормального развития гражданского общества. В статье 65 СК РФ определены допустимые пределы осуществление родительских прав: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей» [2]. Помимо допустимых пределов осуществления родительских прав в СК РФ в этой же содержится указания, что не вправе делать родителям: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» [2].

Также ответственность родителей за воспитание детей предусмотрено в «Конвенции о правах ребенка», а именно в статье 18: «Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» [1].

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). — Текст: электронный // Консультант Плюс надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 15.10.2022).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020). — Текст: электронный // Консультант Плюс надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/a0ad3eae55e66a972e69d952db4a21a40b10d22a/ (дата обращения: 15.10.2022).
  3. Князева, Е. Ю. Криминологическая безопасность семьи и преступный рецидив несовершеннолетних / Е. Ю. Князева. — Текст: непосредственный // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 2. — С. 93–98.
  4. Усольцева С. В. Влияние семьи на формирование девиантности подростка / Усольцева, С. В. — Текст: непосредственный // Экономико-юридический журнал. — 2017. — № 7. — С. 52–57.
  5. Чиненова, Л. И. Развитие эмпатии у девиантных подростков как механизм формирования социального поведения / Л. И. Чиненова, Н. А. Перепёлкина. — Текст: непосредственный // Защита детства: проблемы, поиски, решения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России. Под ред. Смагиной М. В. — 2019. — №. — С. 585–590.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, Родитель, нравственное развитие, физическое насилие, член семьи, девиантное поведение, жестокое обращение, неблагополучная семья, основная забота.


Задать вопрос