Ключевые слова: договор энергоснабжения, качество электрической энергии.
С каждым днем в мире растёт потребление электрической энергии, идёт процесс автоматизации производства, ежегодно по всему миру модернизируется и открывается все больше и больше электростанций, которые вырабатывают огромное количество электрической энергии.
Как упоминалось ранее, договором энергоснабжения определяются количество энергии, которую обязана подавать абоненту энергоснабжающая организация, режим ее подачи. Данные условия договора имеют значение при его заключении с промышленными и другими организациями.
Наряду с этим возникают очень острые вопросы относительно качества электрической энергии, ведь именно качество электрической энергии отвечает за работоспособность любого электрооборудования, начиная с обычных бытовых электроприборов и заканчивая обеспечением электроснабжения высокоточных электроустановок. Качество электрической энергии — это степень соответствия параметров электрической энергии их установленным значениям.Именно относительно качества электрической энергии возникают справедливые нарекания у граждан и субъектов предпринимательской деятельности, очень часто качество является причиной конфликтов и снижает инвестиционную привлекательность российского рынка товаров, работ и услуг.
Качество подаваемой электрической энергии зависит не только от энергоснабжающей компании, но и от потребителей в том числе, это является одной из основных особенностей договора энергоснабжения. В случаях, если потребитель нарушает правила безопасного использования и эксплуатации, к примеру, превышает порок установленной мощности, который указан в договоре энергоснабжения, качество электрической энергии может значительно снижаться за счёт превышения максимальных нагрузок, на которые рассчитана данная электрическая магистраль.
Основные нормы о качестве энергии предусмотрены ст. 542 ГК РФ, согласно которой в договоре энергоснабжения должны быть установлены положения о качестве передаваемой энергии, вытекающие и соответствующие требованиям, изложенным в технической документации. Государственные стандарты качества энергии должны соблюдаться в обязательном порядке [1], также стоит учесть, что специфичность договора энергоснабжения отражено в ч. 2 ст. 542 ГК РФ, а именно: если энергоснабжающей организацией нарушено условие о качестве энергии, то абонент вправе воспользоваться таким способом защиты прав потребителя, как отказ от оплаты энергии, но в настоящее время определить качество электрической энергии достаточно проблематично, так как требует применение специального оборудования, а также привлечение специализированной организации, которая имеет осуществлять замеры показателей качества электрической энергии на основании определенных допусков и лицензий.
Согласно Федеральному закону № 184–ФЗ «О техническом регулировании», национальные стандарты в электроэнергетике, в том числе стандарты на качество электрической энергии, переведены в категорию документов добровольного применения. Учитывая, что обязательность выполнения системы государственных стандартов традиционно являлась основой функционирования отрасли, указанный закон способствовал снижению качества электроснабжения потребителей, обусловленному изменением отношения субъектов электроэнергетики к выполнению рекомендательных теперь требований по созданию и эксплуатации электроустановок.
Особого внимания заслуживает и распределение по действующему законодательству ответственности за обеспечение нормативного качества электрической энергии между основными субъектами электроэнергетики. На первый взгляд, требования нормативных документов, устанавливающих ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления, сбытовых и сетевых компаний, а также потребителей за обеспечение качества электрической энергии, вполне достаточны. Во-первых, Федеральным законом № 35–ФЗ «Об электроэнергетике» на субъекты оперативно-диспетчерского управления возложена ответственность за обеспечение качества электрической энергии, соответствующего требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям. Также в данном документе отмечается, что энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) должны обеспечивать потребителям качество электрической энергии, соответствующее требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям. [3]
Во-вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» [2] расширен состав ответственных, а также указывается, что система договоров на рынках электроэнергии является гарантом обеспечения требуемого качества электрической энергии.
В соответствии с данным документом:
а) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и надлежащее качество электрической энергии;
б) существенными условиями договора купли-продажи (поставки) электрической энергии потребителю являются: требования к качеству электрической энергии, ответственность гарантирующего поставщика за нарушение условий поставки, в том числе в части надежности электроснабжения и качества электрической энергии.
Перевод задачи обеспечения качества электрической энергии исключительно в область договоров между субъектами электроэнергетики и потребителями при текущих структуре электроэнергетики и конструкции рынка электрической энергии в полной мере невозможен. Так между потребителями и системным оператором, между электросетевыми компаниями и системным оператором, а также между электросетевыми и генерирующими компаниями отсутствуют договоры, на основании которых можно было бы предъявлять претензии к неудовлетворительному качеству электрической энергии. Современные правила рынков электрической энергии также не предусматривают возможности применения скидок/надбавок за поставку электрической энергии пониженного/повышенного качества.
Следует отметить и отсутствие в законодательно-правовой базе требований к организации непрерывного контроля показателей качества электрической энергии на границах балансовой принадлежности. В последнее время повсеместно наблюдаются ситуации, при которых одна из сторон (потребитель, энергосбытовая или электросетевая компания), имея проблемы из-за низкого качества электрической энергии, готова установить за свой счет в точке передачи электроэнергии стационарные средства измерения показателей качества электрической энергии с целью выявления проблем и последующего взаимодействия, направленного на повышение качества электрической энергии. Другая сторона, опасаясь роста числа обоснованных претензий к качеству электрической энергии, категорически против этого, ссылаясь на отсутствие обязательных законодательно-правовых оснований.
В качестве вывода следует указать, что развитие нормативно-правовой базы в первую очередь должно быть направлено на повышение мотивации субъектов электроэнергетики реализовывать мероприятия по обеспечению качества электрической энергии, а также на усиление ответственности потребителей за искажения, генерируемые в сеть. Анализ действующего в области энергоснабжения законодательства, а также практики его применения со всей очевидностью свидетельствует о его несовершенстве. Обращают на себя внимание традиционная множественность и низкое качество нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Большинство норм данных актов в силу их несовершенства и двусмысленности настолько запутаны, что порой разобраться в них невозможно даже правоприменителю.
Имеет место неопределенность во многих существенных аспектах энергоснабжения, среди которых особо нужно выделить вопросы квалификации договорных отношений в электроэнергетике, в частности, отношений между абонентом и субабонентом.
Литература:
- Ручкина, Г. Ф. Качество электроэнергии: проблемы нормативного регулирования // Гражданское право. 2018. № 12. С. 68–70.
- Максимов В. П. Потребительская оценка качества электроэнергии // Управление качеством электрической энергии: Сб. тр. Междунар. науч.–практ. конф. Москва, 26–28 ноября 2014 г.. 2014. С. 129–136.
- Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.