Дистрибьюторский договор: понятие и существенные условия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 1132 раза

Библиографическое описание:

Маслова, А. В. Дистрибьюторский договор: понятие и существенные условия / А. В. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95627/ (дата обращения: 15.11.2024).



Действующее гражданское законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм, регламентирующих такой вид договора, как дистрибьюторский договор. Однако невозможно отрицать, что на сегодняшний день указанный вид договора получил широкое распространение в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим возрастает актуальность определения понятия, правовой природы и существенных условий дистрибьюторского договора.

Прежде всего, стоит отметить, что, являясь заимствованным из международной торговли, понятие дистрибьюторского договора содержится в Модельных правилах европейского частного права 2009 г., согласно которым в силу дистрибьюторского договора одна сторона, именуемая поставщиком, обязуется на постоянной основе поставлять другой стороне, именуемой дистрибьютором, продукт, который дистрибьютор, в свою очередь, обязуется покупать либо принимать, оплачивать и продавать третьим лицам от своего имени и в своих интересах. Кроме того, указанными Правилами предусматривается три модели дистрибьюторского договора.

Исходя из указанного определения, Д. П. Стригунова полагает, что дистрибьюторским договором является соглашение, согласно которому одна сторона — поставщик предоставляет право другой стороне — дистрибьютору распространять приобретенный у поставщика товары на определенной территории. [1, с. 210]

Аналогичное определение анализируемого вида договора предлагает и М. С. Григорьевская, которая понимает под ним договор, в соответствии с которым дистрибьютор, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется приобретать товар у поставщика, после чего должен продвигать или реализовывать данный товар на определенной территории. Важное условие, выделяемое автором в указанном определении, закрепляет также обязанность поставщика не поставлять товар для реализации на данной территории, а также не продавать его для распространения на этой территории третьим лицам. [2, с. 93]

В свою очередь, А. И. Бычков отмечает, что основной целью отношений, оформляемых посредством заключения дистрибьюторского договора, является расширение сети обслуживания, а также привлечение внимания потребителей к реализуемому товару и рост объема продаж. Исходя из указанной особенности дистрибьюторского договора, автор предлагает свою трактовку его понятия, согласно которой анализируемый вид договора представляет собой соглашение, по которому, в рамках предпринимательской деятельности, одна сторона обязуется приобретать определенный товар у другой стороны для последующей его реализации и продвижения на строго согласованной сторонами территории, при условии, что вторая сторона обязуется не осуществлять реализацию данного товара на указанной территории самостоятельно или с помощью третьих лиц. [3, с. 88]

Таким образом, нельзя не отметить, что предлагаемые авторами различные подходы к определению понятия анализируемого вида договора, соответствуют содержанию его трактовки, принятой на международном уровне, и имеют общее направление, отражающее приобретаемое на основании данного соглашения исключительное право дистрибьютора по реализации на конкретной территории товара, получаемого им от поставщика.

При этом авторами справедливо отмечается особое значение дистрибьюторского договора, которое заключается в обеспечении возможности поставщика продвигать и распространять свой товар на территориях, существенно удаленных от его местонахождения. В то же время, дистрибьютор также получает определенные гарантии и преимущества, которые отсутствовали бы у него в случае регулирования отношений между сторонами посредством иных видов правовых средств. [4, с. 56] Однако нельзя оставить без внимания, что основное обязательство представлено именно процедурой распространения и продвижения товаров, которые предоставляются поставщиком.

При определении существенных условий дистрибьюторского договора стоит отметить обусловленную отсутствием законодательной регламентации данного правового института особенность, согласно которой стороны, заключающие дистрибьюторский договор, самостоятельно определяют существенные условия сделки. Анализ существующей судебной практики показывает, что суды при вынесении решений, руководствуются свободой дистрибьюторского договора при определении его существенных условий. [5, с. 4]

Согласно статье 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если сторонами в установленной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как правило, в качестве существенных дистрибьюторского договора признаются условия о предмете, территории и гарантированном минимуме продаж продукции, которую необходимо реализовать, и пр.

Исследуя существенные условия дистрибьюторского договора, невозможно не остановиться на эксклюзивности передаваемых прав по договору. Юридическая доктрина в качестве существенных условий дистрибьюторского договора указывает на условие об исключительности либо эксклюзивности передаваемых прав. [6, с.140] Вышеизложенное проявляется в том, что производитель продукции не вправе реализовать свой товар прямо или косвенно, на определённой территории третьим лицам, кроме дистрибьютора. В свою очередь, дистрибьютор, обладая исключительными правами на распространение товара поставщика, обычно воздерживается от реализации иного товара, который может составить конкуренцию с товаром производителя.

Наличие ограничивающих условий в договоре неоднократно являлось предметом судебных разбирательств. Устоявшаяся судебная практика в большинстве случаев допускает возможность наличия в дистрибьютерском договоре ограничительных условий. Однако не исключает возможность признание ограничительных условий недействительными, а в отдельных случаях и не подлежащих судебной защите.

Ткаченко Т. В. в качестве основных обязанностей дистрибьютора называет организацию продажи, продвижения и распространения товаров, производимых поставщиком, на определенной территории. Дистрибьютор самостоятельно выстраивает систему распространения и увеличения продаж производителя [7, с. 42]. Следовательно, основной обязанностью производителя будет являться поставка своих товаров дистрибьютору в соответствующие сроки и в определенном качестве.

В дистрибьюторском договоре помимо обязанности дистрибьютора реализовать товар можно предусмотреть и иные обязанности, к примеру, обязанность по страхованию имущества и его рекламному продвижению. Ввиду сказанного, дистрибьюторский договор представляет собой очень удобную договорную конструкцию, которая позволяет поставщику получить от дистрибьютора целый комплекс услуг, включая рекламные услуги, услуги по консультированию покупателей и прочие. Так как дистрибьюторский договор может включать в себя различные условия, присущие иным договорам, суды признают заключение дистрибьюторского договора смешанной сделкой. То есть, в случае наличия спора, применяют к ним те правила, которые предусмотрены для аналогичных договоров поставки, купли-продажи, иных поименованных сделках. [8]

Исходя из абзаца первого статьи 431 ГК РФ, судом во внимание будет браться буквальное значение содержащихся в дистрибьюторском договоре слов и выражений. Такое значение определяется с учетом общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующего разумно и добросовестно. Однако сформировавшаяся судебная практика представляется не совсем корректной с точки зрения действий в правовом поле. По мнению автора, дистрибьюторский договор должен выступать самостоятельным договором и регулироваться в национальном законодательстве.

Отличительной особенностью дистрибьюторского договора также является то, что дистрибьютору предоставляется срок, для того чтобы реализовать товар. В случае, если реализовать товар не получилось, дистрибьютор вправе вернуть поставщику товар и получить за него денежные средства. Как правило, в дистрибьюторском договоре отдельно прописывается условие, согласно которому возврат товара производителю осуществляется по цене, не ниже, чем он изначально приобретался дистрибьютором.

В случаях, когда дистрибьютор разработал для производителя уникальный дизайн упаковки товара, дистрибьютор передает права на дизайн на весь срок действия договора. Условия о передаче исключительных прав на дизайн прописываются в основном тексте дистрибьюторского договора. В таких случаях обязанностью продавца будет являться выплата вознаграждения дистрибьютору за использование дизайна.

Волянская Р. В. справедливо отмечает, что в дистрибьюторском договоре должно быть отражено, в том числе, право дистрибьютора пользоваться как фирменным наименованием производителя, так и товарными знаками, поскольку имеющиеся средства индивидуализации будут способствовать увеличению продаж продукции. [9, с. 47]

Срок действия дистрибьюторского договора составляет не менее года, с возможностью дальнейшей пролонгации договора. Специфической чертой дистрибьюторского договора является наличие в нем ежегодного соглашения относительно объема продаж на предстоящий год. В дистрибьюторском договоре могут быть определены последствия по неисполнению дистрибьютором обязанности по реализации конкретного объема продукции. Как правило, недостижение объема продаж не является существенным нарушением условий договора.

В качестве иных условий дистрибьюторского договора можно назвать условия о цене продукции, таре и упаковке товара; правила маркировки товара; условия доставки товара; порядок расчетов производителя и дистрибьютора.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Ввиду отсутствия в действующем гражданском законодательстве Российской Федерации правовых норм, регламентирующих такой вид договора, как дистрибьюторский договор, единообразный подход к определению его понятия на сегодняшний день отсутствует. При этом, с учетом принятой на международном уровне трактовки анализируемого понятия, различными авторами, как правило, указываются основные его черты, согласно которым по дистрибьюторскому договору одна сторона, именуемая дистрибьютором, обязуется приобретать у другой стороны, именуемой поставщиком, определенный товар для последующего его продвижения и реализации на согласованной сторонами территории.

Кроме того, в юридической доктрине остается дискуссионным вопрос о существенных условиях дистрибьюторского договора. Представляется, что в качестве существенных условий дистрибьюторского договора можно определить предмет договора и территориальный характер его действия.

Учитывая вышеизложенное, представляется необходимым проведение мероприятий по разработке специального нормативного регулирования дистрибьюторских отношений. Указанное возможно воплотить путем включения в Гражданский кодекс РФ специальной главы, либо принятия отдельного федерального закона.

Литература:

  1. Стригунова, Д. П. К вопросу о правовой природе дистрибьюторского договора / Д. П. Стригунова // Вестник университета. — 2015. — № 6. — С. 210–213. — EDN TVHDUM.
  2. Григорьевская, М. С. Дистрибьюторский договор в Российской Федерации / М. С. Григорьевская // Эпомен. — 2021. — № 64. — С. 92–96. — EDN ZJPNQH.
  3. Бычков, А. И. Дистрибьюторский договор / А. И. Бычков // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2012. — № 9. — С. 88–98.
  4. Борисова, А. Б. Дистрибьюторский договор / А. Б. Борисова // Журнал российского права. — 2005. — № 3 (99). — С. 56–64.
  5. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 № 07АП-7199/21 [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document (дата обращения 19.10.2022).
  6. Петров, И. В. Дистрибьюторский договор в российской предпринимательской практике / И. В. Петров, И. И. Дементеева // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 3(106). — С. 139–141. — EDN YJUHMH.
  7. Ткаченко, Т. В. Дистрибьюторский договор или дистрибьюторское соглашение? / Т. В. Ткаченко, Т. А. Батаева // Культура. Наука. Интеграция. — 2015. — № 3(31). — С. 40–44. — EDNXCFPFJ.
  8. Решение АС Челябинской области от 18.04.2022 по делу № А76–23689/2021 [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document (дата обращения 19.10.2022).
  9. Волянская Р. В. Дистрибьюторский договор и особенности его применения в сфере оборота гражданского оружия // Законы России: опыт‚ анализ‚ практика. –2009. — № 1. — С. 44–45.
Основные термины (генерируются автоматически): дистрибьюторский договор, дистрибьютор, товар, анализируемый вид договора, поставщик, предпринимательская деятельность, сторона, территория, действующее гражданское законодательство, Российская Федерация.


Задать вопрос