Актуальность статьи основана на социально-экономических изменениях, непрерывно происходящих в России и оказывающих непосредственное влияние на развитие современного налогового права в целом и правового регулирования порядка проведения налоговых проверок, в частности. Предметом являются нормы налогового права, определяющие теоретико-правовые основы проведения налоговых проверок в РФ.
Ключевые слова: налоговый учет, налог, налогоплательщик, налоговая политика, объект налогообложения, налоговый контроль, система сбора налога, налоговое законодательство.
Важное место в части первой Налогового кодекса занимают нормы, посвященные налоговому контролю и органам его осуществляющим. Такое внимание законодателя обусловлено важностью работы контролирующих органов в области налогообложения. Это закономерно, поскольку в настоящее время число налогоплательщиков, стремящихся незаконно уклониться от налогов, остается неизменно высоким. Налоговый контроль призван исправить сложившуюся ситуацию.
Среди форм налогового контроля важнейшее место занимает налоговая проверка. Именно в результате налоговых проверок производятся доначисления в виде налоговых недоимок и пени, а также налагаются штрафные санкции.
В п. 1 ст. 82 НК РФ содержится определение налогового контроля — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Законодательством, а именно статьей 89 Налогового Кодекса РФ, предусмотрены выездные налоговые проверки.
Основное понятие выездной налоговой проверки — это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты одного или нескольких налогов, проводимая на территории или в помещении налогоплательщика по решению руководителя или заместителя руководителя налогового органа на основе анализа документальных, цифровых, вещественных носителей информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.
Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение двух месяцев.
Выездные налоговые проверки имеют более высокую результативность. Так, в среднем по России в 2015–2020 гг. удельный вес проверок, выявивших нарушения налогового законодательства, составил 99 %, а успешность камеральных проверок за эти же периоды составила 5–6 %.
На рисунке 1 обозначена цель данного вида проверки. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- выявление искажений и несоответствий в документах, ведении бухгалтерского учета, отчетности;
- формирование доказательной базы по фактам правонарушений и обеспечение документального подтверждения выявленных нарушений;
- проведение контрольных мероприятий, позволяющих получить факты и документальное подтверждение нарушения налогового законодательства;
- доначисление существующих налогов и сборов, не уплаченных налогоплательщиком;
- формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за допущенное нарушение налогового законодательства.
Рис. 1. Цели выездной налоговой проверки
Основными сроками выездной проверки, которые необходимо строго соблюдать, являются:
- период проверки (или глубина);
- количество проверок за календарный год;
- срок проверки (временной период);
- дата начала и окончания проверки.
Помимо выездной налоговой проверки существует еще камеральная.
Камеральная проверка — это вид налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и взносов налогового законодательства.
Основная цель камеральной налоговой проверки — обеспечить соблюдение налогоплательщиками и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
Положения данного вида налоговой проверки регулирует статья 88 Налогового кодекса РФ [2].
Главной особенностью камеральной проверки является охват всех без исключения налогоплательщиков. Камеральные налоговые проверки можно рассматривать в качестве инструмента создания в налоговом органе информационной базы данных о финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, которая является основой для составления плана проведения выездных налоговых проверок. В период проведения камеральной налоговой проверки проводится сверка и анализ согласованности показателей, отражающихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности и в налоговых расчетах для контроля достоверности отдельных показателей.
Камеральным налоговым проверкам подвергаются абсолютно все декларации всех налогоплательщиков за все отчетные и налоговые периоды, включая и авансовые расчеты по отчетным периодам.
В период проведения камеральной налоговой проверки налоговый инспектор имеет право требовать документы у предприятий и организаций, применяющих налоговые льготы, которые подтверждают право налогоплательщиков на налоговые льготы. Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах.
Основные различия и особенности проведения таких проверок схематически отображены на рисунке 2.
Рис. 2. особенности проведения камеральной и выездной проверок
Согласно статье 101 НК РФ, после проведения налоговой проверки происходит процесс вынесения решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и вступления их в силу.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
На рисунке 3 отображен порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.
Рис. 3. Оформление результатов выездной налоговой проверки
Таким образом данные виды проверок направлены на правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.
Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398;
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022;
- Безверхая В. В. Налоговый контроль в современных условиях развития налоговой системы // Экономика и политика. — 2014. — № 1. — С. 18–21;
- Галишникова Е. В. Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля // Контентус. — 2015. — № 6. — С. 165–172.