Территория любого государства является одной из основных характеристик государства, определяющей пространство, на которое распространяется государственный суверенитет и власть. Каждое государство заинтересовано в наиболее точном определении своих границ, так как территориальные споры с соседними государствами порождают множество трудностей и зачастую чреваты военными конфликтами.Встатье автор попытается разобраться в правовом регулировании государственных границ на примере Российской Федерации.
Ключевые слова: территориальный международный спор, государственная граница, принцип мирного разрешения международных споров, международная ситуация, переговоры, примирение, посредничество, международное судебное разбирательство, арбитраж, судебное разрешение споров.
Территория Российской Федерации включает в себя субъекты, внутренние воды и моря, а также воздушное пространство над ними. Несмотря на сложный состав территории Российской Федерации, она представляет собой единое целое. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации является важнейшим элементом государственной безопасности, необходимым условием реализации суверенитета.
Для таких федеративных государств как Российская Федерация, правовое закрепление его территории имеет не только международно-правовое значение, но и внутригосударственное и государственно-правовое. От этого зависят пределы федерального суверенитета, то есть поле действия федерального законодательства, исполнительной и федеральной судебной власти [1].
Правовые основы охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства закреплены в положениях Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах (законах РФ).
Правовые основы защиты Государственной границы содержатся, прежде всего, в Конституции РФ [5]:
— конституционная модель единства защиты суверенитета, независимости и целостности государства является основным принципом обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной зоне, составной частью которой является охрана Государственной границы;
— Конституция РФ, провозглашая ценности демократического строя, создает единую систему их безопасности;
— Конституция РФ четко определяет объекты защиты: Государственная граница, территориальное море, воздушное пространство, исключительная экономическая зона и континентальный шельф. Российская Федерация несет ответственность за установление их статуса и защиту;
— Конституция РФ также определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны Государственной границы. Установление режима пограничной зоны на приграничной территории относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, особую актуальность на Государственной границе приобретает защита прав и свобод человека и гражданина, как российских граждан, так и иностранных лиц и лиц без гражданства, обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности в приграничных территориях [3].
Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому федеральными законами, законами приграничных субъектов РФ устанавливается административная ответственность лиц, виновных в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима, а также режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
— ч. 2 ст. 15 Конституции РФ закрепляет важнейший принцип государственного руководства и управления — принцип законности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Субъекты охраны Государственной границы действуют в соответствии с установленной ими компетенцией, в пределах возложенных на них полномочий, при строгом и неукоснительном соблюдении Конституции РФ, законов и иных нормативных актов, изданных на их основании;
— главным субъектом защиты Государственной границы является гражданин Российской Федерации, именно поэтому конституционная норма об обязанности защищать свою территорию приобретает особую важность;
— приоритетное значение в сфере охраны Государственной границы имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Основополагающими в сфере защиты Государственной границы РФ также являются:
— Федеральный конституционный закон РФ от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
— Закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»;
— акон РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации»;
— Федеральный закон РФ от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;
— Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
— Федеральный закон РФ от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
— Федеральный закон РФ от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
— Федеральный закон РФ от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
— Федеральный закон РФ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и др.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения исключительно в пограничной сфере, является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».
Настоящий Закон отражает значение пограничного государства как важнейшего конституционно-правового института, выражающего принципиальную позицию государства в обеспечении его суверенитета, независимости и территориальной целостности, кроме того, регулирует правовые, экономические и организационные основы деятельности государства, закрепляет полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов [4].
Положения Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» ориентированы на защиту интересов государства на Государственной границе, в основном средствами обмундирования и воинскими методами. Также, система пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации не соответствует сложившейся мировой практике и создает значительные трудности в развитии торгово-экономических отношений России с другими странами.
На сегодняшний день существует острая необходимость в разработке нового проекта Федерального закона «О состоянии Государственных границ в Российской Федерации».
С учетом этого, также необходимо модернизировать действующий в настоящее время Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».
Такая необходимость заключается в том, что Закон был принят Верховным Советом Российской Федерации 1 апреля 1993 года, в период действия Конституции СССР, то есть в разные правовые, политические и социально-экономические условия, отличные от реальности [5].
Разработка нового Федерального закона «О состоянии Государственных границ Российской Федерации» вызвана необходимостью:
— формирования нового облика государственной границы, являющегося адекватным откликом на изменения в политической, экономической и социальной жизни страны и способствующим развитию международных отношений;
— совершенствование единой системы охраны и защиты долгосрочных национальных интересов Российской Федерации на государственной границе и в ее пограничной зоне;
Новый Федеральный закон о состоянии и защите Государственной границы Российской Федерации должен быть направлен на реализацию положений, закрепленных в ст. 4, 27 (ч.2), 55 (ч.3), 71 (п.«а»-«г», «е», «к», «м» и «н2), 72 (п.«б» и «к» ч.1), 76 (ч.1 и 2) Конституции РФ.
Закон будет иметь большое значение для правовой системы РФ, так как направлен на обеспечение справедливого баланса частных и публичных интересов посредством установления эффективных механизмов реализации прав и законных интересов человека и гражданина в данной сфере, в области правоотношений, связанных с пересечением государственных границ, при условии обеспечения пограничной безопасности государства, его всестороннего взаимодействия с сопредельными государствами, реализации иных направлений пограничной политики России [2].
Таким образом, нормативно-правовая база источников в области охраны и защиты государственных границ Российской Федерации состоит из ряда актов, начиная с Конституции РФ и заканчивая ведомственными актами. Вместе с тем, как показывают результаты исследования, в настоящее время необходимо изменение законодательства о Государственных границах РФ.
Литература:
- Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 47.
- Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977. С. 56, 60.
- Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник. — М.: БЕК, 1998. — С. 121.
- Анисимов JI. H. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов) / JI. H. Анисимов. — Л., 2019.
- Международное право: учебник для вузов / Г. В. Игнатенко [и др.]; под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова. — М.: Норма: Инфра-М, 2019.