Статья посвящена исследованию особенностей освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Вопреки тому, что преступность среди несовершеннолетних в последние несколько лет продолжает снижаться, данная проблематика сохраняет свою актуальность. Результаты исследования подтвердили необходимость в расширении перечня ограничений, применяемых к несовершеннолетнему, что будет способствовать совершенствованию института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетний, наказание, освобождение, меры воспитательного воздействия, система наказаний несовершеннолетних.
Активное развитие информационных технологий позволяет каждому беспрепятственно получать доступ к происходящим событиям сегодняшних дней. Среди острых тем в сети Интернет выступает возросшая жестокость и хладнокровность несовершеннолетних преступников в отношении своих жертв. Согласно официальной статистике за 2021 год, преступность несовершеннолетних снизилась за последние несколько лет, но данная проблема не теряет своей актуальности. Так, данные официальной статистики свидетельствуют о том, что за прошлый год было выявлено 29 тысяч несовершеннолетних лиц, совершивших преступления [1].
Несовершеннолетнее лицо — наиболее уязвимая категория в силу своей незрелости, которая позволяет совершать преступления, не думая о последствиях. Психологический портрет несовершеннолетнего преступника неизменно изучается учеными. Чаще всего такая категория преступников характеризуется доминирующими отрицательными качествами: безответственность, агрессивность, негативизм, лень, отчуждение, неестественный уровень притязаний и иные черты, негативно отражающиеся на состоянии несовершеннолетнего лица [2, с. 280]. Кроме того, на практике распространены случаи, когда несовершеннолетние вовлекаются родителями в совершение преступлений.
Вместе с тем уголовно-правовое регулирование привлечения несовершеннолетних к ответственности за совершение преступлений и назначение им наказания, освобождение от них — призвание государства, целью которого является обеспечение всестороннего развития несовершеннолетних, что наравне с уголовно-правовой защитой прав, свобод и законных интересов таких лиц не исключает применение мер правового, социального и воспитательного характера.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) содержатся нормы, применяемые исключительно к несовершеннолетним, касающиеся возраста, обстоятельств, смягчающих наказание и прочего. Так, например, несовершеннолетие виновного признается смягчающим обстоятельством. Кроме того, законодательством предусматриваются нормы, в которых возраст несовершеннолетнего потерпевшего — квалифицирующий признак, влекущий в большинстве случаев для виновного повышенную уголовную ответственность.
Такой подход обусловлен неспособностью несовершеннолетних в полной мере отдавать отчет своим действиям и руководить ими. В силу психологических и социальных особенностей рассматриваемой категории лиц законодательством предусматривается освобождение их от наказания. Позиция законодателя объясняется возможным негативным воздействием на лицо, впервые совершившее преступное деяние, а не приведение его к искуплению и исправлению благодаря реальному назначению наказания [3, с. 49].
Отметим, что уголовным законодательством предусматривается возможность произвести замену наказания на принудительные меры воспитательного воздействия, о чем свидетельствует ст. 92 УК РФ [4]. Более того, в Главе 12 УК РФ содержится 7 видов освобождения от наказания, которые применяются в том числе в отношении несовершеннолетних.
Среди ученых распространена позиция, согласно которой специальными видами освобождения несовершеннолетних от наказания выступают применение принудительных мер воспитательного воздействия и помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Подобная точка зрения, на наш взгляд, является весомой, поскольку названные виды освобождения имеют специфическое содержание и применяются исключительно к лицам, не достигших совершеннолетия [5].
Останавливаясь подробнее на принудительных мерах воспитательного воздействия, отметим, что реализация данного вида освобождения возможна, если совершенное преступление является небольшой или средней тяжести. Однако признание судом возможности исправления исследуемой категории лиц без назначения ему наказания безусловно является субъективным и зависит от обстоятельств и личности лица, совершившего преступление. Предусматриваются следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
1. Предупреждение — мера, которая несет воспитательно-правовой характер. Целью предупреждения является доведение до несовершеннолетнего осознания, что он должен быть законопослушным гражданином и не должен совершать противоправные деяния.
2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа — мера, возлагающая обязанность контролировать несовершеннолетнего и заниматься его перевоспитанием.
3. Возложение обязанности загладить причиненный вред — мера, способствующая примирению сторон (например, принесение извинений, возмещение имущественного вреда).
4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — мера, предполагающая запрет на посещение определенных мест и ограничивающая субъекта во времени, в пределах которого позволено находиться вне места жительства и др. Однако существуют условия: несовершеннолетний должен быть не моложе 15 лет, иметь источник дохода или имущество, а также возможность работать, что позволит совершать необходимую для заглаживания причиненного вреда работу.
Вместе с тем лицу может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок их применения от одного месяца, если преступление небольшой тяжести, до 3 лет, если преступление средней тяжести. Однако при нарушении обязательств несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях, а принудительные меры воспитательного воздействия отменяются.
Останавливаясь подробнее на помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, отметим, что такая мера предусматривается при совершении преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, если предусматривается ответственность в виде лишения свободы. Кроме того, противоправное деяние не должно подпадать под содержащийся в ч. 5 ст. 92 УК РФ перечень. Однако в применении данного вида освобождения может быть отказано, если суд установит отсутствие вероятного положительного воздействия на несовершеннолетнего, необходимости в особых условиях воспитания и обучения. На наш взгляд, можно утверждать, что помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа — принудительная мера воспитательного воздействия и имеет право на закрепление в ст. 90 УК РФ.
Вместе с тем среди научных деятелей сохраняет свою актуальность вопрос определения необходимости в применении освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания. Согласно позиции отдельных авторов, в уголовном законодательстве РФ наблюдается конкуренция между специальными видами освобождения от наказания и уголовной ответственности и между общими и специальными видами освобождения [6, с. 151]. На наш взгляд, решение данной проблемы возможно найти в исключении из УК РФ специальных видов освобождения несовершеннолетних от наказания и уголовной ответственности.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить активное вмешательство со стороны государства в разрешение проблемы преступности среди несовершеннолетних, однако сохраняющийся высокий уровень преступности подтверждает необходимость в дальнейшем создании механизмов борьбы с ней. Проведенный анализ законодательства позволяет сделать заявление об отсутствии исчерпывающего перечня возможных ограничений в отношении несовершеннолетних. Поскольку на современном этапе развития государства образ жизни несовершеннолетних претерпевает существенные изменения, следует регулярно проводить мониторинг существующих программ и мер противодействия и профилактики преступности среди изучаемой категории лиц.
Литература:
- Выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 12.03.2022).
- Яхонтова О. С., Яхонтов Р. Н. Отдельные аспекты личности несовершеннолетнего преступника // Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра. 2021. С. 278–283.
- Иващенко А. С. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов. 2021. С. 46–50.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Канкишев Е. Д. К вопросу о конкуренции специальных видов освобождения несовершеннолетних от наказания и от уголовной ответственности // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. 2016. С. 124–126.
- Булатова Е. В. Особенности освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. 2019. № 11(179). С. 148–151.