В статье авторы пытаются определить особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями.
Ключевые слова : возрастной кризис, младший школьный возраст, речевые нарушения.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это тот период, когда проходит обучение в начальной школе и определяется важнейшим моментом в жизни ребенка — его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и сложным для детей. Главное данной темы заключается в том, что этот период — самый необыкновенный в их жизни, который выделился из истории совсем недавно. С ребенком, который поступает в школу, начинает происходить перестройка всей системы отношений его с реальностью. У него появляются всё новые, связанные со школой обязанности. Вступление в школьный коллектив имеет огромнейшее значение для формирования личности.
В настоящее время актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с различными нарушениями, в том числе и нарушениями речи. Рассмотрев теоретические и практические аспекты возрастного кризиса детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, мы пришли к таким выводам:
- Особенностями возрастного кризиса у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи являются: эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-этической сферы, сферы социальных эмоций.
- В ходе эмпирического исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи определены ярко выраженные нарушения эмоционально-личностной сферы, что характеризуется повышенной тревожностью, пониженным эмоциональным фоном, высокой степенью психоэмоционального напряжения, невниманием детей к эмоциональному состоянию других людей, неблагополучием эмоционально-личностных связей со взрослыми и деформацией межличностных отношений.
Жизненные кризисы и развитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы влекут за собой различные трансформации и в системе ценностей, и в смыслообразующей категории, и в моделях описания реальности. Возможно это болезненные трансформации, они напоминают боль, которая сопровождала рождение чего-то нового. Положительный эффект в том, что человек многое извлекает, приобретает для себя и растет как личность.
Но такие жизненные периоды осложняются еще и наличием речевого нарушения. Когда младший школьник испытывает стеснение, неуверенность из-за своего дефекта, особенности возрастного кризиса проявляются в усиленной форме: максимальная скованность, зажатость, сильное чувство тревоги и депрессии. Также известно, что младшие школьники с нарушением речи имеют заниженную самооценку. Зачастую они нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях, очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.
Наше исследование подтвердило гипотезу, а именно, что особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями обусловлены наличием речевого дефекта. Своеобразие возрастного кризиса указывает тяжелое переживание младших школьников с нарушением речи своего дефекта. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может привести к состоянию депрессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрессия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на психическое развитие ребенка. Для того, чтобы не допустить подобный разворот событий необходимо как можно быстрее начинать индивидуальную коррекционную работу.
Для того, чтобы облегчить младшему школьнику его временные возрастные трудности, необходимо как можно точнее проводить диагностику ребенка, быстрее и правильнее разрабатывать комплекс коррекционных работ. Немаловажным является и знание особенностей развития внутреннего мира детей в этом возрасте. Это может позволить педагогам и родителям правильно оценить причины возрастного кризиса младших школьников. Учитывая все критерии, вероятность того, что преодоление возрастного кризиса наравне со сверстниками или вовсе пройдет незаметно у младших школьников с речевыми нарушениями будет выше.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 1999. — 672 с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1981.-300 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.