В статье указана роль газораспределительных организаций в сфере естественной монополии, а также затронуты проблемы определения правового статуса данных субъектов.
Ключевые слова: газораспределительная организация, правовой статус, естественная монополия, газовая отрасль, субъект естественной монополии.
Газовая отрасль является крупнейшим источником пополнения государственного бюджета, поэтому она имеет важное стратегическое значение в экономике и социальной сфере страны. Природный газ играет огромную роль в жизнеобеспечения населения, являясь важнейшей структурной составляющей развития производственных сил страны, и ее регионов.
Одним из участников рынка газа в Российской Федерации являются газораспределительные организации (ГРО), наиболее приближенные к конечным потребителям. Как мы можем заметить, четкого законодательного регулирования своего положения они не имеют.
Стоит отметить, что статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено определение понятия газораспределительная организация как «специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы».
Вместе с тем газораспределительные организации определяются как «специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям» (пункт 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162).
Действующее гражданское законодательство не содержит четкого понятия газораспределительной организации как юридического лица, что затрудняет понимание того, что представляет собой данная организация, каким определенным критериям она должна соответствовать, чтобы получить возможность осуществлять деятельность, связанную с использованием газораспределительной системы и так далее.
Более простыми словами, газораспределительная организация — это специализированная компания, отвечающая за эксплуатацию газораспределительной системы и транспортировку природного газа до потребителей. Именно данные организации поддерживают надежность действующих и строительство новых сетей, отвечают за присоединение домов к газу.
В соответствии с абзацем «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 газораспределительной организацией может быть организация, которая является собственником газораспределительной системы, получившая газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
На практике часто возникают проблемы регулирования газовой отрасли, многие из которых до сих пор не проработаны. В том числе, актуальным вопросом, находящимся на стадии изучения и исследования, является проблема определения статуса газораспределительных организаций.
Рассматривая роль газораспределительных организаций в контексте рыночных отношений, можно сказать, что они являются посредниками между поставщиками и потребителями природного газа. В рамках этой деятельности заключаются договоры газораспределительных организаций с обеими сторонами сделки, которые конкретизируют и детализируют параметры поставок топлива, условий и порядка расчетов, ответственность за нарушение договорных обязательств.
Вместе с тем, газораспределительные организации имеют статус естественных монополий в сфере транспортировки природного газа по трубопроводам низкого и среднего давления на территории функционирования своей области.
Отнесение ГРО к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что они базируются на владении такими уникальными ресурсами как природный газ (например, во время транспортировки), газораспределительными сетями, а также оказывают услуг транспортировки природного газа конечным потребителям по сетям среднего и низкого давления.
Следовательно, являясь субъектами естественной монополии, деятельность газораспределительных организаций подвергается регулированию со стороны государства, например, в лице антимонопольного органа — Федеральной антимонопольной службы.
Необходимость государственного регулирования деятельности газораспределительных организаций необходимо в силу того, что они относятся к субъектам монополии, а также являются публичными службами, функционирование которых невозможно без специального регулирования в силу высокой социальной значимости, осуществляемой ГРО деятельности.
На практике затруднения в определении правового положения газораспределительных организаций вызывают сложности в доказывании их статуса, установления правомочий на оказание соответствующего вида услуг, в том числе связанных с техническим обслуживанием внутридомового газового оборудования, а также подключением новых потребителей к сетям газораспределения [1].
Несмотря на возможно объёмное правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии, в частности газораспределительных организаций, остаются и пробелы, что только порождает множество дискуссий среди правоведов и ученых.
Литература:
- Хренкова, Н. А. Правовое положение газораспределительных организаций как субъектов рынка газа в Российской Федерации // Основы ЭУП. 2013. № 1 (7).
- Арсланов, И. М. Хозяйственная компетенция деятельности субъектов естественных монополий / И. М. Арсланов // Российский следователь. — 2007. № 23. С. 28–30.
- Егорова, М.А., Кинева, А. Ю. Конкурентное право: учебник / под общ. ред. М. А. Егоровой, А. Ю. Кинева. М.: Юстицинформ, — 2018. — 632 с. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/. — СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.10.2022).
- Куликов, А. А. Естественная монополия в газовом секторе Российской Федерации на примере ПАО Газпром / А. А. Куликов // Устойчивое развитие науки и образования. — 2020. № 10(49). С. 18–22.
- Плужникова, Д. А. Правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий / Д. А. Плужникова, Ю. А. Герасименко // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. № 9(43). С. 391–393.