Характеристика антикоррупционной политики в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.10.2022

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Гурьянова, Н. В. Характеристика антикоррупционной политики в Республике Башкортостан / Н. В. Гурьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95649/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются основные направления и особенности реализации антикоррупционной политики в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика.

В период консолидации общества и государства в современных условиях необходимо жеско пресекать коррупционные проявления в государственных органах. Период частичной мобилизации выявил многочисленные проблемы в работе государственных органов, в том числе и коррупционной направленности.

Что касается ведущих нормативно-правовых актов, нельзя не упомянуть Национальный план противодействия коррупции (31.07.2008) [5], который определяет профилактикой коррупции совершенствование механизмов антикоррупционной экспертизы по отношению к правовым актам РФ.

В настоящее время обозначены и методы, с помощью которых проводится экспертиза нормативно-правовых актов и прочих документов, направленная на выявление в них положений, которые способствуют появлению возможностей для коррупции.

В течение последних лет Россией активизируются действия, направленные на совершенствование законов и их приведение в соответствие нормам, существующим в мире. К примеру, Федеральный закон, принятый 08.03.2006 года № 40-ФЗ, ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции [1].

Правовой и организационной основой противодействию коррупции, сформированной в РФ, являются такие документы, как принятый 11.04.2014 года Указ Президента № 226 «Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы» [5], в Федеральный закон РФ (28.12.2008 года) «О противодействии коррупции» внесены соответствующие изменения [2].

В Республике Башкортостан в целях реализации Плана мероприятий по противодействию коррупции в Республике Башкортостан на 2019–2021 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № РГ-280 в органах исполнительной власти и муниципального управления Республики Башкортостан, как и в других регионах ведется антикоррупционная деятельность, создаются антикоррупционные государственные программы, но ситуация остается достаточно сложной.

Основные болевые точки в этой сфере — это связь власти и бизнеса, злоупотребления служебным положением, взяточничество, лоббирование, нарушения в госпоставках и так далее.

Гражданское общество и каждый гражданин может внести вклад в борьбу с коррупцией посредством участия в Межрегиональной общественной организации развития антикоррупционных программ «Общественный антикоррупционный комитет» зарегистрирована Минюстом Российской Федерации 28 мая 2004 года (р/с № 16 416).

Деятельность Комитета направлена на то, чтобы увеличить степень ответственности чиновников за свою работу, сделав ее более прозрачной и подконтрольной. Для этого Комитет занимается изучением текущей коррупционной ситуации, выработкой конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией, ликвидацией ее прямых и косвенных последствий.

Деятельность Комитета строится на публичной основе, к работе привлекаются эксперты, представители бизнеса, науки, творческой интеллигенции. МОО «Общественный антикоррупционный комитет» развивает сеть региональных представительств, в крупных городах России, последовательно создавая реальную и дееспособную структуру, активно сотрудничающую с властью в деле борьбы с коррупцией.

На федеральном уровне Комитет задает общую модель действий, поддерживая в то же время инициативу, учитывающую конкретные местные условия. Кроме того, Комитет устанавливает связи с зарубежными и международными неправительственными организациями, действующими в области борьбы с коррупцией.

В Республике Башкортостан в составе Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан действует Управление Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции.

Интересными инициативами выглядят конкурсы в сфере противодействия коррупции, например: конкурс среди государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Башкортостан, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также конкурс среди независимых экспертов, аккредитованных на проведение антикоррупционной экспертизы нпа и проектов нпа, объявленные на сайте Главы Республики Башкортостан.

Конкурсная работа должна содержать конкретные предложения и мероприятия по реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378, и Плана мероприятий по противодействию коррупции в Республике Башкортостан на 2019- 2021 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года № РГ-280, с учетом региональной и отраслевой специфики и содержать целевые показатели и индикаторы. Результаты пока не оглашены.

Обратная связь и обработка обращений населения в некоторых случаях не приности никакого результата, по многим случаям нет элементарной доказательной базы.

В условиях, когда предпринимаются такие меры, коррупция, как и ранее, вносит серьезные затруднения в нормальную работу общественных механизмом, создает препятствия, не позволяя проводить социальные преобразования, повышать эффективность национальной экономики, вызывая у россиян чувство серьезной тревоги, подрывая их доверие к государственным институтам, создавая в мире отрицательный имидж РФ. По этой причине коррупцию рассматривают в качестве одной из составляющих, угрожающих безопасности России.

В 2021 году в Башкирии было проведено социологическое исследование, посвященное оценке восприятия уровня коррупции и эффективности антикоррупционной политики в республике. Его основные результаты представили членам консультативного совета при председателе Государственного Собрания — Курултая РБ по вопросам развития законодательства. Исследование проводилось по заданию межведомственного совета общественной безопасности Башкирии.

Социологи опросили 1266 человек: 960 из них — жители 57 муниципалитетов республики, 366 человек — представители малого бизнеса. Опрос проводился по общенациональной методике, аналогичные исследования в указанный период проходили по всей России. В Башкирии пик коррупционных преступлений пришелся на 2012 год — 1690 фактов. В 2021 году зафиксировано 1114 таких преступлений.

Среди основных причин коррупции ученые называют бюрократизм и вытекающее из него злоупотребление должностным положением, блат (неформальные связи, используемые в личных целях), кумовство, а также коррупционные традиции, сформировавшиеся в России не одну сотню лет назад. По официальным данным МВД России, раскрываемость коррупционных преступлений в целом по стране за год выросла на 8,5 %, преступлений, связанных со взяточничеством — на 21,7 % [6].

Говоря о причинах возникновения коррупционных ситуаций, 21,8 % респондентов ответили, что получали намеки о необходимости взятки со стороны учреждений, куда они обращались, или должностных лиц (для сравнения — в 2020 году таковых было 23,6 %). 30,9 % пояснили, что из опыта родных и знакомых им было известно, что без взятки не обойтись (в 2020 году — 41,9 %). Кстати, за год на 12,8 % выросло число тех, кто полагает, что необходимо давать взятки, поскольку для решения их вопросов это надежнее, при этом у этой категории респондентов ничего не требовали.

Основными причинами распространения взяточничества по мнению 27,6 % опрошенных является сложное, противоречивое законодательство, 22,4 % считают, что виной всему наши традиции и менталитет (в сравнении с 2020 их число снизилось на 11,9 %). 21,6 % считают, что дело в низкой эффективности управления, 14.2 % — в алчности чиновников. 13,1 % затруднились ответить на этот вопрос. Между тем, на 11,2 % за год выросло число респондентов, указавших, что их фирмы не платили чиновникам за решение каких-либо вопросов.

По мнению 35,8 % респондентов, в наибольшей степени коррупция развита на федеральном уровне, 29,2 % считают, что на региональном, а 21,3 % — назвали наиболее коррупционным местный (муниципальный) уровень. Затруднились ответить на этот вопрос 13,7 % респондентов. Среди социальных институтов и ведомств, наиболее подверженных коррупции, опрошенные назвали коммунальные службы и ГИБДД (по 67 %), экологические организации (по 59,4 %), политические партии (47,5 %). Минимально подвержены коррупции, по мнению респондентов, школы, училища и техникумы (10,1 %), службы занятости (11,3 %), армия (14,6 %) [6].

Если говорить об оценке работы по борьбе с коррупцией в государстве, и, в частности, в республике, то здесь мнения представителей бизнес-сообщества и простых граждан несколько разнятся.

Так, в 2021 году 11,2 % опрошенных предпринимателей считали очень эффективными антикоррупционные меры, предпринимаемые государством (в 2020 году таковых было 3,4 %). Население же более доверительно относится действиям властей: 21,1 % респондентов считают, что органы власти делают все возможное для борьбы с коррупцией (в 2020 году — 11 %) [6].

Вместе с тем, опрос показал невысокий уровень знаний респондентов о проводимой в стране антикоррупционной политике. Повышение информированности, причем не просто о фактах коррупции, а об ответственности, которую понес конкретный виновник, могло бы способствовать снижению масштабов злоупотреблений. Кроме того, ситуацию осложняет терпимое или безразличное отношение общества к коррупции. Так, лишь 40 % опрошенных осуждают тех, кто дает и берет взятки, 22 % осудили только берущих взятки, а каждый десятый не осуждает никого.

За последние годы ситуация лучше не становится, проблемы не решаются. Действенные методы практически исчерпаны.

За 2020 год в Башкирии было совершено 1103 преступления коррупционной направленности. Уголовные дела возбуждены по 94 случаям хищения госимущества путем присвоения и растрат с использованием служебного положения, 68 случаям служебного подлога и 66 случаям злоупотребления и превышения должностных полномочий. Также региональное управление СКР возбудило 159 уголовных дел о взяточничестве, из них 23 дела — по взяткам в особо крупном размере.

Чаще всего дела возбуждались по материалам МВД, УФСБ и прокуратуры республики, 70 дел возбудили после обращений граждан.

Проверки Контрольно-счетной палаты Башкирии выявили или подтвердили 16 фактов хищения бюджетных средств.

В 2021 году Республика Башкортостан заняла 5 место по количеству выявленных коррупционных предступлений, за первое полугодие 2022 года в республике заведено достаточное количество громких коррупционных дел.

Приведенные данные говорят о острейшей проблеме борьбы в коррупцией в органах государственной власти и управления, а также органах муниципальной власти в республике, принимаемые программы и планы больбы с коррупцией выполняются достаточно формально, профилактическая работа практически не приносит результат.

Литература:

  1. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федеральный закон Российской Федерации № 40 –ФЗ от 8 марта 2006 г. Официальный сайт компании «Консультант Плюс», www.consultant.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 12.10.2022)
  2. О противодействии коррупции: федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2008 года № 273 // Российская газета. — 2008. — 30 декабря. — № 4823.
  3. О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией: указ Президента Российской Федерации № 1384 от 24 ноября 2003 г. // Российская газета. — 2003. — 26 ноября. — № 3354.
  4. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 // Собрание законодательства РФ, — 2008 — № 21, — ст. 2429
  5. Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы: указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 15. — Ст. 1729.
  6. Башинформ: Лишь 40 % опрошенных социологами жителей Башкирии осуждают взяточничество — исследование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bashinform.ru/news/social/2022–05–26/lish-40-oproshennyh-sotsiologami-zhiteley-bashkirii-osuzhdayut-vzyatochnichestvo-issledovanie-2817631 (дата обращения 12.10.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, коррупция, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, республика, Россия, антикоррупционная экспертиза, коррупционная направленность, межведомственный совет, служебное положение.


Похожие статьи

Антикоррупционная политика Российской Федерации

В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.

Совершенствование государственной антикоррупционной политики

В статье проанализированы особенности государственной антикоррупционной политики, определены основные направления развития современной государственной антикоррупционной политики.

Пути совершенствования антикоррупционной политики в России

В научной статье рассматриваются цель современной государственной антикоррупционной политики и меры, направленные на борьбу с коррупцией.

Антикоррупционная деятельность в России на современном этапе

В данной статье описываются понятия коррупции и антикоррупционной деятельности, рассматриваются проблемы данного проявления, а также предложения по повышению эффективности борьбы с ней.

Актуальные вопросы реализации экологической политики на современном этапе

В данной статье проанализированы актуальные вопросы реализации экологической политики, проведен анализ состояния правового обеспечения государственной экологической политики в России.

Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики

В данной статье характеризуются основные проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики.

Профилактика коррупционных преступлений в Республике Татарстан

В статье рассмотрены вопросы профилактики коррупционных преступлений, предупреждению коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.

Антикоррупционная политика в Российской Федерации и правовые формы ее реализации

В настоящей работе будет рассмотрена характеристика антикоррупционной политики в России.

Субъекты антикоррупционной деятельности

В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.

Антикоррупционная экспертиза как мера по профилактике коррупции в Российской Федерации

В статье исследуется роль антикоррупционной экспертизы, её цели, функции, некоторые недостатки, а также пути их решения.

Похожие статьи

Антикоррупционная политика Российской Федерации

В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.

Совершенствование государственной антикоррупционной политики

В статье проанализированы особенности государственной антикоррупционной политики, определены основные направления развития современной государственной антикоррупционной политики.

Пути совершенствования антикоррупционной политики в России

В научной статье рассматриваются цель современной государственной антикоррупционной политики и меры, направленные на борьбу с коррупцией.

Антикоррупционная деятельность в России на современном этапе

В данной статье описываются понятия коррупции и антикоррупционной деятельности, рассматриваются проблемы данного проявления, а также предложения по повышению эффективности борьбы с ней.

Актуальные вопросы реализации экологической политики на современном этапе

В данной статье проанализированы актуальные вопросы реализации экологической политики, проведен анализ состояния правового обеспечения государственной экологической политики в России.

Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики

В данной статье характеризуются основные проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики.

Профилактика коррупционных преступлений в Республике Татарстан

В статье рассмотрены вопросы профилактики коррупционных преступлений, предупреждению коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.

Антикоррупционная политика в Российской Федерации и правовые формы ее реализации

В настоящей работе будет рассмотрена характеристика антикоррупционной политики в России.

Субъекты антикоррупционной деятельности

В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.

Антикоррупционная экспертиза как мера по профилактике коррупции в Российской Федерации

В статье исследуется роль антикоррупционной экспертизы, её цели, функции, некоторые недостатки, а также пути их решения.

Задать вопрос